Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:55, контрольная работа
Философия XIX-ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, революция в естествознании, научно-техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности.
Введение
Исторические условия формирования и развития
Философские направления и школы:
Иррационализм (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор)
«Философия жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон)
Психоанализ З. Фрейда
Позитивизм и его две формы
Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс)
Заключение
Общие теоретические соображения
и полемика с рационализмом у
Кьеркегора связываются с его
главной проблемой - проблемой индивидуального
спасения. Решая эту проблему, он
рассматривает различные уровни
существования или ступени, на которых
может находиться существование. Уровни
существования, или те стадии, которые
проходит человек на пути к богу, у Кьеркегора
следующие: эстетическая, этическая и
религиозная. Первые две ступени рассмотрены
в произведении "Или-или", третья
- в книге "Страх и трепет", все три
вновь разбираются в "Стадиях жизненного
пути".
Это три уровня жизни или стадии на жизненном
пути движения человека от неаутентичного
к аутентичному существованию.
В своей критике рационализма Кьеркегор выступает прежде всего против философа, который был для него олицетворением рационализма - против Гегеля, избирая его первой и главной мишенью своих нападок.
«Философия жизни»
Социальным источником философии жизни можно считать реакцию на кризис традиционных (классических, просветительских) идеалов, а именно противоречие между рациональностью (т.е. глубокой осознанностью) идеалов и нерациональной сущностью человека, которая мешает воплощению его идеалов.
Научно-теоретическими предпосылками философии жизни являются:
1. изменение научной картины
мира, вызванное кардинальными
2. успехи биологии и психологии и их абсолютизация (интерес к жизни организма, психической жизни, к жизни души);
3. оппозиция интеллектуализму
вообще и кантовскому в
4. оппозиция эволюционизму
(теориям линейного прогресса,
марксизму), т.е. новый взгляд на
историю как сложный и
5. реакция на дарвинизм,
согласно которому движущими
силами эволюции выступают
Главный пафос философии жизни – протест против рационализма, элементаризма и механицизма в науке и мышлении, упрощающим взгляд на окружающий мир, это стремление «оживить» мир, культуру, человека, показать несводимость живого к неживому, естественного к искусственному, самобытного - сконструированному, человека к единственной функции – интеллекту как счетной машине. Почему главной категорией новой философии становится «жизнь»? Это как раз то, что противостоит механизму, бездуховности, смерти. Это источник развития и единственная реальность, действительно переживаемая человеком. Жизнь не разделима на субъект и объект, материю и дух, бытие и сознание, чувство и интеллект. Эта сама сущность бытия.
Внутри философии жизни можно выделить три направления, связанные с разным пониманием самой жизни. Это:
1. Биологически-
2. Психологическое направление
философии жизни, где жизнь
определяется как поток
3. Культурно-историческое направление философии жизни (О.Шпенглер, Г.Зиммель, В.Дильтей и др.), где жизнь определяется как уникальный способ реализации объективного творческого духовного начала в неповторимых культурно-исторических формах (язык, символы, искусство, религия, менталитет, идеология и др.). Речь идет именно об объективных творческих потенциях, о жизни культуры, жизни народа, исторической жизни. Освальд Шпенглер (1880-1936) в своей основной работе «Закат Европы» (1918) говорит о духовном жизненном начале каждой локальной культуры – уникальной Душе, которая «расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной наподобие растения». Сама культура (экономика, политика, мифология, наука, религия, мораль, философия, искусство, обычаи, быт людей) есть организм, символическое тело своей Души. Душа появляется и начинает самореализовываться, воплощаться в различных формах до тех пор, пока она полностью не исчерпает свои внутренние потенции. Подобно любому живому организму культура проходит в своем развитии определенный жизненный цикл (около 1000 лет) – рождение, развитие, расцвет, умирание, смерть в виде цивилизации (где замирает духовная жизнь, падает религиозная вера, философские учения становятся плоскими, искусство вырождается и «воцаряется интеллект»). Подобно Ницше и Бергсону, Шпенглер выступает против всего механического, безжизненного, ординарного, несвободного, массового. У философов этого направления критика механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, против сведения их к природным явлениям. Отсюда их стремление разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея, морфология истории у Шпенглера).
Несмотря на существенное различие указанных вариантов, общность их обнаруживается, прежде всего, в восстании против характерного для конца XIX –начала XX века господства методологизма и гносеологизма, распространившихся благодаря влиянию кантианства и позитивизма. Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад в философскую мысль. Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации, не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, как правило, отождествляющем бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности. Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь предмета, чтобы слиться с его индивидуальной, следовательно, невыразимой в общих понятиях природой.
Критически относясь к научной форме познания, представители философии жизни приходят к выводу, что наука неспособна постигнуть текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям – преобразования мира с целью приспособления его к интересам человека.
Психоанализ З. Фрейда
Известно, что главным
регулятором человеческого
Фрейд считал, что в нашей жизни нет случайностей, любое ничтожное событие нашей внешней, сознательной психической жизни чем-то определено. Он обратил внимание, что забывание и ошибочные действия возникают и у тех людей, которые не устали, не рассеяны, не взволнованы. К тому же существует большое количество действий, которые мы выполняем с минимальным вниманием, но абсолютно уверенно. Например, на прогулке мы часто совсем не думаем, куда идем, но не сбиваемся с пути и приходим точно, куда хотели. Хороший певец или пианист не думает о том, какую ноту надо взять или какую клавишу нажать, существует ряд действий, которые мы совершаем тем уверенней, чем меньше обращаем на них внимания.
Фрейд увлекался физикой и даже пытался объяснить некоторые чувства (любовь—ненависть, симпатии и антипатии) с точки зрения притяжения и отталкивания в физическом мире. Что будет с человеком, если он «потеряет» свое бессознательное? Сможет ли он так же жить и ориентироваться в окружающем мире? На первый взгляд кажется, что — да. Мы познаем мир, слышим и видим на сознательном и бессознательном уровне. Сознание рассматривает картинки окружающей действительности и слушает звуки, а что делает бессознательное? Оказывается, бессознательное «видит» сознание со стороны, наблюдает за ним, дает нам чувство принадлежности себе самому! Сознание контролирует бессознательное, а бессознательное, в свою очередь, играет роль управления и контроля над сознанием. Если человек потеряет чувство бессознательного переживания, видения себя со стороны, то он перестанет управлять собой.
Методы классической психологии не
позволяют приникать в
Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. Так называемое лечение разговором, позволяет человеку заглянуть внутрь себя, поговорить о том, о чем страшно было даже думать, услышать и понять себя, причину своих проблем, пересмотреть взгляды на свою жизнь и т.д. Основными методами психоанализа являются метод свободных ассоциаций и анализ сновидений.
Информация о работе Западная философия 2-ой половины XIX - начала XX века