Завоевание Сибирского царства Кучума Ермаком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:51, реферат

Описание

О покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем существует несколько летописей:
1) Самая древняя и признанная всеми более правдивой есть Есиповская, написанная донским казаком, сподвижником Ермака, как он сам себя называет, Саввою Ефимовым. Летопись эта окончена в1636 году, когда автору ее было около 80 лет.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Истории Экономики.docx

— 41.48 Кб (Скачать документ)

Помимо Строгоновской, все  остальные летописи, а также комментаторы на них Фишер и Миллер, положительно отвергают инициативу Строгоновых  в покорении Сибири. По этим источникам, Ермак с товарищами в 1579 году вошел  в Каму и достиг Вычегды, где жили богатые солевары Строгоновы; те, устрашенные  таким неожиданным появлением грозной  казацкой рати и боясь их своевольства, дружески приняли их и, снабдив всем необходимым, оружием, припасами и  проводниками, постарались поскорей выпроводить вверх по Чусовой  к Уральскому хребту. Этот первый поход  был неудачен, так как данные Строгоновыми проводники завели их из Чусовой в  Сильву, откуда никакой дороги в  Сибирь не было. Наступившая зима принудила  казаков остановиться и приступить к постройки временного укрепления, а также и часовни во имя  святителя Николая. Соблюдая в войске строгую дисциплину, Ермак в то же время строго следил за нравственностью  казаков и преступивших заповеди Божие сажал на три дня в  оковы или на некоторое время  в воду. Ослушником и пойманных  беглецов казнил, по древнему казачьему  обычаю: сажал в мешок (куль) и, насыпав  туда песку или камней, бросал в  воду 54).

Возвратившись весною назад, Ермак потребовал от Строгоновых  съестных припасов и все необходимое  для похода, обязавшись вознаградить их за все издержки в случае возвращения  и благоприятного окончания похода; потом, взяв новых проводников, с  пятью тысячами казаков (по Фишеру) поплыл вверх по Чусовой; это выступление  Ермака во второй поход в далекую  Сибирь и было описано с такою  торжественностью в летописи Строгоновых.

Путь Ермака лежал вверх  по Чусовой, потом волоком, т.е. сухим  путем, до р. Тагила, впадающую в р. Туру, а эта — в Тобол, а Тобол  — в Иртыш. На всем этом пути Ермаку приходилось беспрестанно сражаться  с дикими полчищами вогулов и  татар, бывших под предводительством  татарского мурзы Епанчи. Помимо этого, казакам на каждом шагу приходилось  преодолевать неимоверные природные  препятствия, непроходимые леса, скалистые горы и проч.; так, например, при движении по р. Серебрянке, притоке Чусовой, суда по мелководью не могли двигаться и постоянно садились на мель; казаки делали запруды из парусов и поднимали воду 55).

После многих битв и неимоверных  трудностей похода на весну 1582 года у  Ермака осталось не более 1000 человек.

Но, несмотря на свою малочисленность, Ермак шел вперед, поражая врага  на каждом шагу. Главное преимущество его заключалось в огнестрельном  оружии, пушках и пищалях, которых  у татар совсем не было, а также  беззаветной храбрости его сподвижников. Каждый богатырь его шел на толпу  неприятелей, смертоносною пулею поражал  одного, а страшным звуком пищали разгонял двадцать и тридцать. Так, в первой битве на берегу Тобола, в урочище  Бабасане, Ермак, стоя в окопах, несколькими  залпами остановил десятки тысяч  нападавших всадников Маметкула, племянника сибирского хана Кучума, а потом  сам ударил на них и, довершив победу, открыл себе путь к устью Тобола.

На правой стороне Тобола, в 16 верстах от впадения его в  Иртыш, есть небольшое озеро, на берегу которого жил богатый татарин  Карача. Услышав о том, Ермак вышел  на берег, взял то место и нашел  там много золота, серебра и  жемчугу, большие запасы хлеба, скота  и меду. Казаки простояли тут около  шести недель, ничего не предпринимая. Татары их также не беспокоили. Но Ермак  не бездействовал, не проводил время  в праздности, а зорко следил за татарами и в то же время, в виду наступления Успенского поста, велел  казакам поститься и молиться 40 дней, дабы, по словам летописца, Господь  Бог помог ему овладеть басурманским царством. После нескольких битв Ермак  вышел в Иртыш. На берегу этой реки снова произошла жаркая и упорная  битва с татарами, стоившая казакам  многих жизней и доказавшая, что  независимость отечества мила и  варварам; уступая Ермаку в этот вечер победу, татары готовились на утро к новому кровопролитию, не теряя  надежды поразить и уничтожить горсть дерзких храбрецов. Хан Кучум  вышел из укреплений и стал на Чувашьей горе; племянник его, храбрый Маметкул, расположился в засеке на берегу Иртыша, преграждая путь к столице Сибирского царства; казаки же, заняв с вечера городок Атик, расположенный на высоком  мысу берега Иртыша, не смыкали глаз всю ночь, опасаясь нападения.

После всех сражений у Ермака осталось около 500 человек; кроме убитых и раненых, многие из участников похода от многих лишений потеряли силу и  бодрость. Видя такое малолюдство, одни приходили в страх и требовали  возвращения в Россию, говоря, что, сражаясь один против двадцати, они  все погибнут. В эту ночь Ермак  собрал в своей палатке военный  совет из атаманов, есаулов и старых опытных казаков и предложил  им, как быть. Больные и слабые говорили: „мы удовлетворили мести, время итти назад. Всякая новая битва для нас опасна, ибо скоро некому будет побеждать”. Храбрые атаманы говорили: „ где бы ни умирать – все равно. Хуже, если будем чинить своеволия на Волге и убивать своих же братьев христиан или получать от них же самих смерть. Здесь же мы имеем перед собою неверных и если погибнем, то жребий наш лучше будет того, какой мы должны ожидать в России”. Ермак, выслушав мнение сподвижников, обратился к ним с краткою, но теплою речью: „Братцы, куда нам бежать? время уже осеннее, на реках замерзает лед. На возвратном пути мы можем замерзнуть в снегах. Будем лучше надеяться на Бога. Победа дается не от множества воинов, но от Бога. Он и беспомощным может помочь. Умрем же, если суждено, но за то и по смерти нашей память об нас не оскудеет и слава наша вечна будет. Умрем же доброю славою! Бог дает победу кому хочет: нередко слабым мимо сильных, да светится имя Его”. Дружина сказала „аминь” и с первыми лучами солнца 23 октября устремилась на врагов и на голову разбила многочисленные войска Кучума в виду столицы его Искера. Победа эта была куплена смертью 107 человек, но за то утверждала господство казаков от Уральских гор до реки Оби и Тобола. Маметкул был ранен и скоро попал в плен к казакам, а Кучум убежал в степи. Столица Сибирского царства была занята Ермаком без боя.

После описанной победы, все  подвластные Кучуму народы покорились Ермаку добровольно и были им обложены легкой данью, состоящею из мехов, съестных припасов и разных произведений этой страны.

Покорив Сибирь, Ермак приступил  к устройству края и при этом проявил  большие администраторские способности: наказывая изменников и непокорных, к мирному населению он относился  с большим милосердием и справедливостью, старался развить местную торговлю и промышленность, укрепить города и села и завести сношения с  средне-азиатскими народами, Бухарой, Хивой и другими.

Покоряя Сибирь, Ермак действовал на свой риск и страх. Во всех летописях, кроме Строгоновской, ни слова не говорится, чтобы Ермак действовал именем царя и требовал дани для  России. Он шел не для завоеваний и приобретения новых земель, а  на борьбу с неверными, исконными  врагами христианской веры; на борьбу, составлявшую удел казачества и воспитавшую  в нем в течение веков неукротимый  воинственный дух, жажду деятельности, стремление вперед, к чему-то далекому, неизвестному. Сибирь, как страна, ему  была не нужна, при том он и не мог удержать ее в своих руках  по своей малочисленности. Хотя много  писалось в нашей литературе о  том, что Ермак, как завоеватель, думал даже сделаться носителем  сибирской короны и властвовать  неограниченно в восточных землях, но подобные измышления имеют, быть может, значение для художественного творчества, но не для исторической правды.

Некоторые же беллетристы  и драматурги в своих произведениях, приводя родословие Ермака, выставляют его человеком даже семейным, имеющим  детей и проч., но эти сказания для истории не имеют никакого значения. Ермак шел на борьбу с  неверными и достиг своей цели, разгромив царство Кучума. Ему  оставалось только удержать в своих  руках то, что им и его сподвижниками  было приобретено кровью, а что  делать дальше, он скоро решил: созвал круг, и на нем решили „бить челом царством Сибирским единоверному им русскому царю Иоанну Васильевичу” и с этою целью „послать к царю атамана Ивана Кольцо с несколькими казаками и дарами и просить соблаговолить прислать в Сибирь мужа, который принял бы правление над покоренными народами и защитил бы земли от вражеских нападений 56); также просить, чтобы царь принял на свою службу многих татар, которые добровольно пожелают, и разрешил им нести службу, как и казаки, и простить им, казакам, все обиды, которые они раньше причинили Российской державе”. Тут же решили, для большего уважения своей просьбы, послать царю собранные до того сокровища, состоящие в разной мягкой рухляди и дорогих мехов: 60 сороков соболей (2400), 20 черных лисиц и 20 бобров. Кольцо выехал из Сибири 22 декабря 1581 г.

Известно как был обрадован  Грозный царь этим известием: опальный атаман был допущен к руке царя, слушал от него похвалу и имя доброго  витязя. Опала сменилась великой  милостью. Царь велел в соборной церкви служить благодарственные молебны  и раздать многою милостыню нищим. Щедро наградив казаков и простив  им все вины, Иоанн послал Ермаку два богатые панцири, серебряный ковш, шубу с своего плеча и кусок  сукна, и грамоту, в которой величал  его князем Сибирским. Кроме того, для усиления Ермака, в Сибирь был  послан отряд стрельцов с воеводой Болховским; однако же главное управление краем оставил в руках Ермака, пока им будет избран способный управитель вновь завоеванной страны.

Около двух лет казаки господствовали в Сибири и успели завести торговые сношения с самыми отдаленными азиатскими странами. Бухарские караваны приходили  к ним с восточными товарами через  степи киргиз-кайсаков, и вскоре столица Сибири превратилась в оживленный ярмарочный торг.

Ожидая однажды бухарских  купцов и прослышав, что их задерживает  блуждающий по степи Кучум, пылкий Ермак  с 50 казаками двинулся вверх по Иртышу, но, проискавши целый день, нигде  не открыли никаких следов неприятеля. На возвратном пути казаки на одном  из островов Иртыша расположились ночевать в шатрах, оставив лодки у берега близ Вагайского устья, где река, делясь на-двое, делает кривую излучину. Хотя Ермак и знал о близости врага, но как бы утомленный своей бурной жизнью, погрузился в глубокий сон  с своими удалыми витязями, не поставив никакой стражи и не приняв никаких  мер к предупреждению на случай внезапного нападения. Лил сильный дождь, шумел  ветер, ревела река. Казаки спали непробудным  сном. Но бодрствовал неприятель: его  лазутчики уже высмотрели стан Ермака и отыскали брод, видели сонных казаков  и взяли у них три пищали с ладунками и представили  своему царю. Заиграло Кучумово сердце, говорит Карамзин со слов летописца: обрадовался он возможности отомстить  грозному завоевателю и, тихо пробравшись  на остров, напал на спящих казаков  и всех перерезал, кроме двух: один бежал в Искер, другой, сам Ермак, пробужденный звуком мечей и стоном умирающих, воспрянул... увидел гибель, взмахом сабли отразил убийц, кинулся в бурный Иртыш и, не доплыв до своих лодок, утонул, отягченный железною броней, данною ему царем  Иоанном... Конец горький для завоевателя, говорит Карамзин, ибо лишаясь  жизни, он мог думать, что лишится  и славы. Нет, волны Иртыша не поглотили  ее. Россия, история, сыны Тихого Дона и  церковь гласят Ермаку вечную память.

Смерть Ермака последовала  в ночь с 5 на 6 августа, под праздник Преображения Господня, 1584 года.

Вскоре после этого  в Сибирь были присланы новые царские  войска, учреждено особое воеводство, основан близ древнего Искера город  Тобольск, а в 1621 году учреждена и  митрополия.

Оставшиеся в живых  сподвижники Ермака двинулись далее  на восток, открывая и приобретая новые  земли. Из них, прославившие имя казаков  на востоке, известны: Перфирьев, Бекетов, Буза, Корытов, Копылов, Стадухин, Нагиба, Хабаров, Степанов и др.

По повелению Императора Николая І в 1838 г. в Тобольске  воздвигнут атаману Ермаку великолепный мраморный памятник, в виде пирамиды, с надписью: Покорителю Сибири Ермаку.

В настоящем же 1904 г. на добровольные пожертвования донцов открыт памятник Ермаку в городе Новочеркасске на Соборной площади. Памятник изображает фигуру Ермака в шлеме и панцире, стоящую на гранитной скале. В  левой руке он держит большое русское  знамя, а в правой — корону Сибирского царства. На памятнике надпись:Ермаку Донцы.


Информация о работе Завоевание Сибирского царства Кучума Ермаком