Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:08, реферат
Имя Френсиса Бэкона - из числа тех имен в истории человечества, которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли знания, культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной стране.
И все же потомкам он известен прежде всего как выдающийся философ-материалист и основоположник экспериментирующей науки. История, как это часто бывает, произвела строгий, но в конечном счете справедливый отбор, высветив в творческом наследии мыслителя и политика непреходящее и оставив в тени другие стороны его деятельности, многие из которых представлялись современникам (и действительно были) не менее важными.
В своей основе мировоззрение Бэкона отражало потенциальные интересы новых классов Англии: буржуазии и джентри (нового дворянства). В этом смысле его можно назвать идеологом становящейся буржуазии, который видел дальше непосредственных, сиюминутных потребностей буржуазных классов. Вместе с тем, выросший на определенной культурно-исторической почве, он отставал от тех же самых сиюминутных потребностей и запросов, пытаясь облечь новаторские идеи в оболочку старых форм, возложить роль исполнителя и гаранта своих социальных и научно-философских проектов на социальные и политические институты, исчерпавшие или почти исчерпавшие свои потенциальные возможности, и ставил себя тем самым в положение охранителя, "консерватора" этих институтов.
Как показал Ф. Энгельс, материализм XVII в. (даже позднее, в эпоху Т. Гоббса) не мог стать и не стал учением революционной буржуазии и тем более широких народных масс. "Это новое учение не только приводило в ужас благочестивый средний класс, - оно в довершение всего объявило себя философией, единственно подходящей .для ученых и светски образованных людей, в противовес религии, которая достаточно хороша для необразованных масс, включая сюда и буржуазию... оно было ненавистно среднему классу не только за то, что являлось религиозной ересью, но и за то, что было связано с антибуржуазным политическим направлением".
Тайна "противоречивости" Бэкона заключается в том, что в каждом конкретном случае язык политической практики отличен от языка политической теории и тем более от языка философского трактата. К тому же политическая практика, протекающая в исторически определенной социальной, политической, культурно-нравственной среде антагонистического общества, неизбежно деформирует "изначальные" теоретические построения мыслителя. В этом смысле социально-политическая доктрина Бэкона, сопряженная с его общефилософским учением, разделяя судьбу "Новой Атлантиды", выступает в виде своеобразной социально-философской утопии, неосуществимость которой в исторических условиях Англии первой четверти XVII в. доказывает, между прочим, и политическая деятельность ее творца.
Список использованной литературы:
" Антология мировой философии. Т. 2. М., 1971.
" Д.И. Дубровский. Проблема идеального. М., 1983
" История философии: Россия-Запад-Восток. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Книга Вторая. М., 1996
" Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Хайдеггер М. Время и бытие. М.1993,
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. – М.: 1978.
2. Штекль А. История
средневековой философии. –
3. Философия. Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – М.: Русское слово, 1996.
4. Павлова А. Н. Бэконианские темы. – http://www. philosophy. ru/library/hacking/hak-b16. html
5. Ланков А. С. Эволюция английского эмпиризма.
– http://www. philosophy. ru/iphras/library/phnauk5/
6. Русская Британника
7. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. – М.:2004
8. Большой Энциклопедический
словарь /Под редакцией
9. Лекторский В.А. «Гносеология
в системе философского мировоз