Жизнь и философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:06, реферат

Описание

Лишь через сто лет после своего зарождения философия вступила в наивысшую пору своего расцвета. Это было время творчества трех лучших философов, которых когда – либо видел мир. Первым из них был Сократ, обладатель особого склада ума, который так по долгу беседовал на улицах Афин с гражданами о философии, что у него не находилось и часа времени, чтобы записать.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

    Лишь  через сто лет после своего зарождения философия вступила в  наивысшую пору своего расцвета. Это  было время творчества трех лучших философов, которых когда – либо видел мир. Первым из них был Сократ, обладатель особого склада ума, который  так по долгу беседовал на улицах Афин с гражданами о философии, что у него не находилось и часа времени, чтобы записать.

    Сократ  разработал новый метод введения философской беседы, в рамках которого один из собеседников задавал подобные парадоксальные вопросы. Этот подход был назван диалектикой. Целью моего реферата есть раскрыть вопрос о жизни и философии Сократа.

    Жизнь и Труды Сократа

    Сократ  родился в 469г. до н.э. в деревне  на склонах горы Ликабэтт, оттуда в  то время можно было пешком за 25 минут  добраться до Афин. Его отец был скульптором, а мать повивальной бабкой. Сначала юный Сократ работал подмастерьем у своего отца; некоторые исследователи считают, что Сократ создал скульптуру «Три грации », которая украшала Акрополь. Затем его отправили учиться к Анаксогору.

    Сократ продолжил учебу у философа Архилая, который, как сообщает Диаген Лаэртский, автор биографий знаменитых философов, живших в III в. до н.э., «любил его в худшем смысле этого слова».

    Вместе  с Архелаем Сократ изучал математику, астрономию и учения древних философов. К тому времени философия развивалась уже не многим более столетия и была чем то вроде ядерной физики своего времени. И в самом деле, мир философии (который полностью состоял сначала из воды, потом из огня, затем из светящихся элементов и т.д.) имел такое же отношение к миру действительности, как мир современной ядерной физики относится сейчас к нашей собственной повседневной реальности.

    Вскоре  Сократ пришел к выводу, что размышления  о природе мира никакой пользы человечеству не принесут. Как это не удивительно для такого склонного к рассудочности мыслителя, Сократа парадоксальным образом можно считать противником науки. В этом на него наверняка повлиял один из величайших философов Парменид Элейский. Сократ в свои юношеские годы , говорят, будто бы встретил стареющего Парменида и «многому у него научился». Парменид разрешил яростный спор между теми, кто считал, что мир состоит из единого вещества (такого же как вода или огонь), и тех, кто, подобно Анаксогору, считал, что мир состоит из множества всевозможных веществ. В этом непримиримом споре победил Парменид: он просто не обратил на него никакого внимания.

    Во  многом благодаря тому, что Сократ занял позицию противника науки, немногие великие научные умы  Древней Греции предпочли творить вне рамок философии (Архимед в физике, Гиппократ в медицине и т.д.). Древне Греческие ученые знали, что земля круглая и вращается вокруг солнца и даже умели рассчитывать её окружность. Они имели дело с электричеством, им было известно, что земля обладает магнитным полем. Мы многим обязаны Сократу за то, что он поместил философию на устойчивое основание разума.

    Не  вся философия Сократа была посвящена  правилам рассуждений и методу анализа. В ней мы обнаруживаем так же ряд  позитивных положений, из чего можно  сделать вывод, что и ему, по всей видимости, доводилось на собственном опыте испытывать терпкий вкус своего собственного лечения критикой. Так будучи действующим лицом Платоновского диалога «Федон», Сократ выдвигает теорию форм, или идей. В «Федоне» Сократ описывает природу мира форм (или чисел или идей. Он использует греческое слово «Эйдос». Это – изначальный корень нашего слова «идея», а перевести его можно по-разному: форма, идея, или, скажем, фигура, - причем понятия числа и формы, по существу, совпадают). Согласно Сократу, мир форм недоступен нашим чувствам, а доступен одной только мысли человека. Мы можем думать о таких понятиях, как «округлость» и «краснота», однако мы их не ощущаем. С помощью наших чувств мы способны воспринимать лишь конкретный красный мяч. Он создан  из понятий «округлость», «краснота», «упругость» и т. д. как же это получается? По Сократу, отдельные предметы приобретают свои свойства от тех идей, которые их породили. Можно, например, объяснить это через образ гипсовой повязки, которая определяет определённую форму. Отвлеченные формы – иначе говоря, идеи – предают конкретному предмету очертания, размер и др. качества.

    Мир форм является единственным реальным миром, который к тому же обладает универсальностью. В нем каждая отдельная  форма отлична от другой. Этот мир форм обладает иерархичностью, которая достигает вершины в таких вселенских идеях, как Добро, Красота и Истина. Воспринимая конкретные предметы, мы получаем представления о таких абстрактных качествах, как доброта, красота и истина. Таково тайное – мистическое отношение к миру. Оно созвучно идее индусов, от которой, скорее всего, и произошло, - идее о том, что мир – это призрачное покрывало Майи, которое для хорошего человека становиться прозрачным. Согласно Сократу, эти универсальные идеи имеют для мира главенствующее значение, человек же воспринимает их через знакомство с реальным миром. 

    К счастью, такое запутанное учение, пренебрегающее спецификой того мира, в котором мы живем, не совсем лишено точности, так как число считается здесь синонимом этих возвышенных идей. Изучение числа как сущности объявляется главным делом. Так, математика рассматривалась греками как просветительская деятельность, хотя, конечно, лишь в одной своей чистой форме. Вычисление суммы углов многогранника было вполне принято. А вот выяснение того, сколько ведер понадобится, чтобы наполнить бак водой, считалось чем -то недостойным. В нашем материальном мире это вполне могло бы иметь практическую пользу. Подобное отношение с неизбежностью ориентировало науку на изучение тех аспектов действительности, которые мало связаны с практической стороной жизни. Такое положение сохранялось на протяжении всего развития западной культуры, а некоторые его проявления можно обнаружить даже сегодня.

    Сократ  вырос в век Перикла. В те времена Афины были самым сильным и цивилизованным городом-государством в эллинистическом мире, оказавшем огромное влияние на весь ход развития человечества. Кроме достижений в области скульптуры в эту эпоху наблюдался также расцвет демократии и становление математического и научного мышления. Появление Сократа ознаменовало собой наступление века философии.

    Эпоха относительного спокойствия, которым был отмечен век Перикла, подошла к концу. В 431 т. до н. э. началась Пелопоннесская война. Эта разрушительная борьба между почти демократической морской державой Афин и по-мещански ограниченной воинствующей Спартой длил ась более четверти века. Война и ее политические последствия оказались весьма продолжительными и сыграли роковую роль в жизни Сократа. Стоит вспомнить, что именно то самое, что кажется нам скучным и назидательным в его философии, зародилось в борьбе против постоянно меняющихся обстоятельств, на фон слепого фанатизма, софистики и страха. Поиски личностной истины велись Сократом в век возникновения новых ценностей и падения авторитетов. Что же касается нравственного климата той эпохи, то он был, с нашей точки зрения, слишком узнаваемым.

    Когда началась Пелопоннесская война, Сократ был призван на военную службу в качестве гоплита (рядового третьего класса, носившего щит и меч), Существует множество противоречивых свидетельств о жизни Сократа. Однако единственное, с чем все, похоже, согласны, - это внешность Сократа, который считался одним из самых уродливых мужчин в Афинах. У него были длинные, тонкие и к тому же кривые ноги, брюшко, волосатые плечи и шея, кроме всего прочего, он был лыс (за эту самую голову его называли уродцем). Еще он прославился вздернутым носом, глазами навыкате и толстыми губами.

    Помимо  того, что Сократ сам по себе был похож на философа, он еще и одевался как философ. Зимой и летом он всегда ходил в одной и той же потрепанной тунике, на которую был надет изношенный хитон вдвое короче обычного. К тому же в любую погоду он разгуливал босиком. По словам его коллеги софиста Антифона, «раб, которого заставили бы так одеваться, давно бы сбежал». Несмотря на все это, Сократ, видимо, был прекрасным воином.

    Такие чудаковатые умники обычно не слишком популярны среди военных. Тем не менее Сократу отлично удавалось развлечь и позабавить солдатскую братию. Он принимал участие в осаде Потидеи, что в Северной Греции, где зимы бывают очень холодными, особенно когда с гор начинают дуть северные ветры. Зимой древнегреческие войска фактически превращались в разношерстный сброд. Солдаты кутались в шкуры, заматывали ноги кусками войлока и были мало похожи на стройных нагих юношей во время состязаний в том виде, в каком мы видим их на греческих вазах. Солдатам наверняка не раз приходилось, посмеиваясь, наблюдать за тем, как на параде Сократ в своем дырявом хитоне неуклюже топал босыми ногами по льду и снегу.

Но особенно забавно было смотреть на Сократа, когда он «думал». Алкивиад, служивший в Потидейскую кампанию вместе с Сократом, рассказывал, как однажды наш философ проснулся с утра пораньше и принялся обдумывать какой то исключительно важный вопрос. В течение долгих часов его товарищи наблюдали за тем, как Сократ стоял неподалеку в созерцательной позе, напрочь забыв об окружающем мире. Во время ужина он все еще стоял на том же месте. Несколько его соотечественников были столь озадачены, что решили спать не в палатках, а на воздухе, просто ради того, чтобы посмотреть, сколько же еще времени Сократ будет разыгрывать этот спектакль. Он простоял всю ночь, до рассвета. Затем подошел к своим, прочел молитву на день грядущий и, как ни в чем не бывало, занялся своим делом.

   Такова  лишь одна история об умении Сократа впадать в глубокий транс. Собственно, она-то и заставила некоторых комментаторов подозревать, что Сократ страдал некой особой формой каталепсии (столбняка). Есть еще одно свидетельство, будто Сократ слышал некие «голоса». Все это вместе может навести нас на мысль о его психическом нездоровье. Тем не менее все факты, дошедшие до нас о Сократе, подтверждают мысль о том, что он был в высшей степени здравым и уравновешенным человеком. По существу, его философия часто кажется не более чем блистательным применением здравого смысла, приправленного щепоткой природной хитрецы.

   Однако  человек, который мог впадать  в транс, когда окружающие томились от скуки военной жизни, при этом был отважным храбрецом, когда того требовали обстоятельства. По словам Алкивиада, Сократ однажды увидел, как он лежит раненый посреди кровавой сечи. Он поднял Алкивиада на плечо и, пронеся его сквозь строй вооруженных солдат противника, спас ему жизнь.

   у Платона есть рассказ о том, как юный Алкивиад однажды влюбился в Сократа. Представить себе это трудно, и можно лишь предположить, что у Алкивиада были нелады со зрением, хотя об этом нигде не упоминается. Алкивиад говорил: «Когда Я слушаю его голос, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов» (Платон, «Пир», 215е). Такая восторженность и в самом деле наводит на мысль, что впечатлительный юноша был поражен мудростью Сократа. Но это не так. В отрывке, столь любимом учениками классических гимназий (и подвергнутом суровой цензуре их учителями), Алкивиад описывает, как он пытался соблазнить Сократа.

   Сначала Алкивиад устроил так, что они с Сократом целый день провели наедине и Алкивиад «ждал, что вот-вот он заговорит с ним так, как говорят без свидетелей влюбленные с теми, в кого они влюблены». Однако Сократ упорно держался бесед об одной лишь философии. Далее Алкивиад пригласил Сократа в гимнастический зал. В те времена большинство атлетических мероприятий проводились В обнаженном виде, поэтому Алкивиад, должно быть, подумал, что все, похоже, складывается удачно, раз уж Сократ принял его предложение. Правда, тут жена ум приходит мысль, как же должен был выглядеть лысый, брюхастый, кривоногий Сократ, раздевшись догола в гимнастическом зале. Впрочем, Алкивиад, видимо, не разочаровался сим развевающим всяческие романтические иллюзии зрелищем, и ему даже удалось потягаться с Сократом в игре «кто кого положит одной рукой», когда рядом уже никого не было. «На том все и кончилось».

   Наконец, Алкивиад решил пригласить Сократа отужинать с ним, чтобы напоить его. Сделать это ему не удалось (никому и никогда это не удавалось, сколько бы Сократ в себя ни вливал), однако Алкивиад «после ужина болтал с ним до поздней ночи, и когда он собрался уходить),.А.Лкивиад «сослался на поздний час и заставил его остаться). Потом, по словам Алкивиада (согласно Платону), «он лег на соседнее с моим ложе, на котором возлежал и во время обеда, и никто, кроме нас, в комнате этой не спал...). Под покровом ночи Алкивиад подкрался к Сократу и «обеими руками обнял его). Однако Сократ все еще не испытывал желания, и под конец они проспали вместе всю ночь в объятиях друг друга, «как если бы (он) спал с отцом или старшим братом). В соответствии с нравами того века умение Сократа совладать с напором такого миловидного юноши, как Алкивиад, рассматривал ось как почти сверхчеловеческая сдержанность.

Информация о работе Жизнь и философия Сократа