Жизнь и философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:06, реферат

Описание

Лишь через сто лет после своего зарождения философия вступила в наивысшую пору своего расцвета. Это было время творчества трех лучших философов, которых когда – либо видел мир. Первым из них был Сократ, обладатель особого склада ума, который так по долгу беседовал на улицах Афин с гражданами о философии, что у него не находилось и часа времени, чтобы записать.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

    Конфликт  сократовской этики, утверждавшей «автономию воли» и индивидуальную «самозаконную свободу», с афинской политикой в качестве основной причины уголовного преследования Сократа выделял П. И. Новгородцев, известный русский юрист начала ХХ в.

    Своеобразна всемирно-историческая роль Сократа в трактовке известного западногерманского философа К. Ясперса, одного из ведущих представителей экзистенциализма ХХ в. Время возникновения философской веры, становления философии и мировых религий в Индии, Китае, Персии, Палестине, Древней Греции (около VПI-П вв. до н. э.) Ясперс определяет как «осевое время», сделавшее возможным - в результате борьбы логоса против мифа и одухотворения человеческого бытия - саму нашу историю, общую для всего человечества. Одним из великих деятелей этого «осевого времени» и является Сократ, которого Ясперс называет наряду с Буддой, Конфуцием и Христом, «авторитетным человеком» общечеловеческой истории. Своей жизненной и филасофской позицией, своей «экзистенцией» Cокpaт рационализировал и просветил человеческое бытие с его хрупкостью, бессмысленностью и абсурдом, продемонстрировав тем самым авторитетный пример обращения с «пограничными ситуациями», их «праоивания», когда перед человеком, освободившимся от мифа, встают (последние вопросы». И сократовский скептицизм, по Ясперсу, не обессмысливает жизнь, а, напротив, осмысливает ее.

    По  поводу осуждения Сократа Ясперс говорит, что при надлежащей защите он мог бы легко спастись. Но он заносчиво насмехался над судьями. Не захотел он избежать казни и возможным побегом. Он не проявил никакой готовности соблюдать неписаные правила общежития. Сократ, этот «мученик философии», сам выхлопотал свою смерть, он ее хотел; это было «не юридическое убийство, а юридическое самоубийство».

    В поисках экзистенциальных корней метафизики к Сократу обращается западногерманский историк философии Г. Кун. Жизнь, а еще более смерть Сократа представляют собой, по характеристике Куна, процесс, обнаруживающий и обосновывающий всякую метафизику. Сократ всегда современен, поскольку его вопросы безответны во все времена. Оценивая преданность Сократа родному полису и законам как границу его свободы, Кун пишет, что своей смертью он сделал людей свободными от полиса - для нового уединения и новых форм общности. Поэтому Сократа можно назвать «последним гражданином». Его незаконное осуждение и гибель вызваны тем, что Афины его времени не могли уже вынести «истинного гражданина». Платон в этом смысле действует уже не как истинный гражданин Афин, а как «подлинный грек».

    Иную  интерпретацию сократовского дела дает Б. Рассел, разделяющий старое сомнение в подлинности платоновской и ксенофонтовской информации о Сократе. Рассел в этой связи соглашается с Бернетом, заметившим, что защита Сократа Ксенофонтом чересчур успешна: если бы он был действительно таким, каков в описании Ксенофонта, его бы никогда не приговорили к смерти. Еще больше сомневается Рассел в достоверности платоновского Сократа. «Его Сократ,- пишет он об этом,- является последовательным и исключительно интересным характером, какого не смогло бы выдумать большинство людей; но я считаю, что Патон мог бы выдумать его. Сделал ли он это на самом деле - это, конечно, другой вопрос».

    Заметное  внимание различным аспектам сократовской темы - жизни и учению Сократа, его месту в истории философии и культуры - уделял ось в советской литературе. И это не просто академическая дань уважения общечеловеческому авторитету античного мыслителя, но и неподдельный интерес к его любопытной и привлекательной личности, к его продолжающемуся и в наши дни духовному влиянию.

    Каждое  время, обращаясь к Сократу, по-своему толкуя и споря о нем, по сути дела, занимается не прошлым, а своей современностью, не чем-то себе чуждым, а собственным делом - самоуяснением. И во всякой новой встрече «Сократ оказывается не таинственным, а ясным и светлым, не пророком, а общительным человеком». (2, с.140-150) 

    Сократовские беседы, легко преодолев сопротивление вот уже двух с половиной тысячелетий, продолжают свое старое колдовство. Они увлекают, очаровывают, озадачивают и заставляют задуматься. А без этого нет ни человека, ни философии. Сократ был великим человеком с интересной биографией, но печальным концом. Лишь после его смерти афиняне осознали всю несправедливость принятого ими приговора. В Афинах объявили дни оплакивания Сократа. Для такого великого и мудрейшего человека на Священной дороге поставили бронзовую статую. Сократ выиграл свой последний бой, причем не пошевелив для этого пальцем, - иначе мы не читали бы о нем в наше время. Сократ был философом до последнего, даже в день его смерти в камере осужденных он со своими собравшимися друзьями говорит о душе, истине и бессмертной мудрости:

    «Словно какая-то тропа приводит нас к  мысли, что, пока мы обладаем телом и душа наша неотделима от этого зла, нам не овладеть полностью предметом наших желаний. Предмет же этот, как мы утверждаем, - истина. В самом деле, тело не только доставляет нам тысячи хлопот - ведь ему необходимо пропитание! - вдобавок подвержено недугам, любой из которых мешает нам улавливать бытие. Тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами и такой массою всевозможных вздорных призраков, что, верьте слову, из-за него нам и в самом деле совсем невозможно о чем бы то ни было поразмыслить! А кто виновник войн, мятежей и битв, как не тело и его страсти? Ведь все войны происходят ради стяжания богатств, а стяжать их нас заставляет тело, которому мы по рабски служим. Вот по всем этим причинам - по вине тела у нас и нет досуга для философии.

   Но  что всего хуже: если даже на какой -то срок освобождаемся от заботы о теле, чтобы обратиться к исследованию и размышлению, тело и тут всюду нас пугает, сбивает с толку, приводит В замешательство, в смятение, так что из-за него мы оказываемся не в силах разглядеть истину. И напротив, у нас есть неоспоримые доказательства, что достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой. Тогда, конечно, у нас будет то, к чему мы стремимся с пылом влюбленных, а именно разум, но только после смерти, как обнаруживает наше рассуждение, при жизни же никоим образом. Ибо если, не расставшись с телом, невозможно достичь чистого знания, то одно из двух: или знание вообще недостижимо, или же достижимо только после смерти. Ну, конечно, ведь только тогда, и никак не раньше, душа остается сама по себе, без тела. А пока мы живы, мы, по видимому, тогда будем ближе всего к знанию, когда как можно больше ограничим свою связь с телом и не будем заражены его природою, но сохраним себя в чистоте до той поры, пока сам бог нас не освободит. Очистившись таким образом и избавившись от безрассудства тела, мы по всей вероятности, объединимся с другими такими же, как и мы, и собственными силами познаем все чистое, а это, скорее всего, и есть истина». 
 
 
 
 

     
 
 

Литература:

    1.Пол  Стретерн «Сократ за 90 минут»,  М. АСТ Астрель 2003г.

    2.В.С.Нерсесянц  «Сократ», М. Наука 1997г.

Информация о работе Жизнь и философия Сократа