Жизнь и сочинения Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 06:58, контрольная работа

Описание

Аристотель родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

Содержание

Введение 3
1. Жизнь и сочинение Аристотеля. 3
2. Учение Аристотеля о бытии. 11
3. Аристотель – систематизатор античной науки. Лицей Аристотеля. 12
Заключение 19
Библиографический список 20

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

     Огромное  значение в истории науки —  античной и феодального общества — получили естественнонаучные сочинения Аристотеля. Сюда относится «Физика» и ряд примыкающих к ней работ: «О небе», «Чтения по физике», «О частях животных» и т. д.

     Очень важен для понимания психологического и биологического учения Аристотеля, а также некоторых вопросов его теории познания трактат «О душе».

     Видное  место в литературном наследии Аристотеля занимают работы по этике. Несомненно, к самому Аристотелю восходит этический  трактат, дошедший под названием «Этика Никомаха».

     Частью  — вопросам этики, частью — проблемам  политического устройства и воспитания посвящен обширный трактат «Политика».

     В «Риторике» и «Поэтике» рассматриваются  вопросы ораторского искусства, эстетики, теории поэзии и театра. В 1890 г. в Египте во время раскопок была найдена хорошо сохранившаяся рукопись Аристотеля, содержащая описание конституции города-государства Афин. Это так называемая «Афинская полития». В школе Аристотеля было составлено множество не дошедших до нас описаний государственного устройства других греческих полисов. «Афинская полития» — образец этого научного жанра и важный источник наших сведений по истории античных Афин.

  1. Учение  Аристотеля о бытии.

  «Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.

   Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

1.  Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

2.  Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

  1. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
  2. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

     Аристотель  рассматривал бытие как объективный  мир, актуальный принцип вещи, неразрывный  с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект - 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности - индивидуального бытия, и второй сущности - бытия видов и родов.

     Другие  категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

     Содержание  и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.

     Субстанция  как предельное основание всего  сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

  1. Аристотель  – систематизатор античной науки. Лицей  Аристотеля.

  Аристотель (384-322 до н.э.), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, разделяющий с Платоном и Сократом славу наиболее продуктивных и влиятельных (знаменитых) философов древности.

  В Вашингтоне на здании Национальной академии наук выгравированы следующие слова Аристотеля: «Искать истину — и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина».

  Генерал Шарль де Голль об основе успеха в военном деле:  «Истинной школой командования является общая культура... Не было ни одного знаменитого полководца, который не черпал бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума. В основе побед Александра Македонского мы всегда, в конце концов, находим Аристотеля...»   

  В возрасте 17-ти лет Аристотель отправился в афинскую Академию, где оставался  в течение 20 лет (до смерти Платона) — сначала как студент, а затем как преподаватель. На определенном этапе он стал способен критиковать собственного учителя Платона и занял самостоятельную позицию. Философ Аристокл сказал об этом событии: «Этот жеребенок лягает родившую его кобылу».

  С восхождением в 335 г. до н.э. Александра на престол, Аристотель возвращается из столицы Македонии Пеллы в Афины и основывает в Ликее (Лицее) собственную школу. Аристотелевский Лицей находился по отношению к платоновской Академии в противоположном конце города.   

  Аристотель — автор самой обширной философской и научной системы античности. Опираясь на огромный эмпирический материал (как гуманитарный, так и естественно научный), собранный им и его учениками, Аристотель внес решающий вклад практически во все отрасли существовавшего тогда знания, определил предмет и методы наук. Аристотель собрал и систематизировал практически все научные знания и рассмотрел все главные философские проблемы своего времени. Он впервые составил каталоги сведений по биологии, физике, астрономии, метеорологии, психологии, теории литературы, был пионером в зоологии и изобрел, разработал формальную логику.

  Известный в Средневековье как просто «Философ», Аристотель является, возможно, самым большим мыслителем в Западной истории, оказав чуть ли не наибольшее влияние на Западное интеллектуальное развитие.

  По  мнению Дарвина, интеллектуальные герои его времени «были просто школьниками в сравнении со старым Аристотелем».

  Написал более 150 научных трудов общим объемом в полмиллиона строк. Наиболее важными философскими сочинениями Аристотеля являются:  «Органон», «Физика», «Метафизика», «Никомаховатика», «Риторика, «Поэтика», «Политика». Недошедшими до нас являются его работы в форме диалогов, «Словарь философских терминов» и «Краткий список учений Пифагора». Аристотель ввел в философский оборот термины:  категория, табула раза, акциденция, ентелехия, эфир.

  Аристотель  внес много важных рассуждений и  идей:  новое понимание причинности, целесообразности,  объяснение процессов развития, рассуждения о видах движения, о «мышлении мышления», перводвигателе, протоматерии и т.д.

  С закатом Римской империи труды Аристотеля были забыты, но через века вновь открыты арабами, а от них западноевропейцами. Влияние философии Аристотеля было всепроникающим - вплоть до участия в формировании современного языка и мировоззрения. До 20-го столетия логика означало Аристотелева логика;  до эпохи Ренессанса и даже позже астрономы и поэты одинаково восхищались его представлением вселенной, а доктрина о неизменности видов держалась в зоологии до середины 19-го столетия.  

  О пользе систематизации

  Аристотель  разбил все знание по категориям. Он обобщил все научные знания своей эпохи и попытался на этой основе дать всеобщую картину мира. Человеческое знание иерархично:  отдельные узкие сведения объединяются в более общие подразделы, а те - в ещё более общие, и так далее до «каталога каталогов».

  Каким образом Аристотелю удалось так  хорошо разобраться в изучаемых  им предметах, увидеть так много  проблемных моментов и выработать столько ценных/правильных решений? - Именно благодаря проведенной им тотальной систематизации. Вписав все свои знания в отдельные подгруппы по признакам общности и структурной подчиненности, он получал более четкое и цельное понимание изучаемого предмета, что, в свою очередь, позволяло уточнять структуру всех подструктур, выявлять пробелы и несуразности, определять меры по их преодолению.

  Тут прослеживается как бы движение снизу  вверх, а потом наоборот сверху вниз, но уже с новыми глазами. Первое движение (восходящее) имеет целью приобретение «новых глаз», тогда как второе (нисходящее) - применение этих новых глаз, т.е. более качественное/четкое просматривание структуры предмета, новый взгляд на старую систему.

  Каталогизация знаний о предмете, которым Вы занимаетесь, приводит к неожиданно новым знаниям  и лучшему владению предметом.  

  Дедукция, индукция, гипотеза

  Но  как двигаться снизу вверх, не имея предварительной информации о  более общей структуре? — В этом состоит индукция:  генерирование гипотез, т.е. каркасов, проверяемых на правильность путем вписывания в них фактов.

  Фрэнсис Бэкон в своей главной работе «Новый органон» (в противовес Аристотелевому «Органону») раскритиковал чрезмерный упор Аристотеля на дедукции и бесполезность «перечислительной» индукции для получения новых научных знаний, показывая важность и потенциал индуктивной логики (хотя предложенный Бэконом вариант оказался тоже несовершенным).

  Оба метода рассуждения всегда действуют  вместе. Второй (дедукция) гарантировано правилен, достоверен в выводах («из этого однозначно вытекает это»), в отличие от лишь вероятностного характера первого («все, виденные мной вороны, были черные, — значит, и те вороны, которых мне предстоит увидеть при аналогичной обстановке, тоже будут черными»). Но первый (индукция) важнее, так как предшествует второму. Индукция позволяет натягивать идейный каркас на неизведанное, обеспечивая возможность дедуктивной проверки этой идеи. Индукция всегда небезосновательна, но всегда лишь вероятностна;  и чем сильнее основания, тем больше вероятность правильности.

  Но  наиболее важен третий метод мышления/рассуждения  — гипотеза. Индукция является частным случаем гипотезы. Гипотеза является средством достижения «ниоткуда не вытекающего знания». Ее можно условно назвать безосновательным выводом. Но, на самом деле, гипотеза тоже всегда небезосновательна, — просто основания эти трудно проследить в мыслительном процессе.

  Гипотеза  позволяет натягивать наиболее рискованный  идейный каркас, но и обещает наибольший выигрыш в случае успеха догадки.

  Либо  индуктивным методом либо методом гипотезы Вы натягиваете предположительный каркас, а дедуктивным методом Вы проверяете этот каркас. — В случае успеха Вы получаете принципиальный прорыв, захватываете такие знания и такие способности, которые никакими другими средствами получить нельзя.

  Гипотетико-дедуктивный  метод является сейчас центральным  в науке. Поэтому неправы скептики, отбрасывающие пользу гипотез. Гипотеза является основой умственной деятельности:  мы делаем предположение, а затем проверяем, насколько хорошо моменты действительности (факты) вписываются в это предположение. Скептики же, выставляющие всем «необоснованным» умопостроениям презумпцию виновности и стремящиеся вывести/узнать структуру здания лишь дедуктивной логикой по четко видимым кирпичам/блокам, рискуют не дождаться вырисовывания вообще никакого здания, оставшись с разрозненными кирпичами, так как структура расположения кирпичей в любом случае узнается догадыванием.

  Не  нужно бояться делать гипотезы (бояться  гипотез), потому что всякое мнение/утверждение  есть гипотезой на определенных основаниях, — да и само слово гипотеза означает «подкладка» («гипо» + «теза», греч.), указывая на неразрывность между предположением и основаниями предполагать.   

  О формальной логике

  Аристотель  первым систематически проанализировал  основные формы мышления и заложил основы формальной/науки логики. Этому посвящена его работа «Органон (инструмент)», где Аристотель рассматривает логические инструменты.

  Основным  в формальной логике Аристотеля является силлогизм:  два независимые утверждения, из которых по законам логики вытекает новое утверждение (вывод). Например, 1. «Все люди смертны», 2. «Все греки — люди»,  вывод:  «Все греки смертны».

  В логике Аристотель разработал правила  для цепей рассуждения, при соблюдении которых никогда не образуются ошибочные выводы из истинных предпосылок. Из этих правил следует отметить то, что, если хотя бы одна из посылок неверна, то неправильным есть весь вывод. Например:  1. «Все лебеди — белые»,  2. «Эта птица — лебедь»  вывод:  «Эта птица — белая». Вывод неправилен, поскольку не все лебеди — белые.

  Формальная  логика является основой искусственного интеллекта. 

Информация о работе Жизнь и сочинения Аристотеля