Жизнь и творчество Владимира Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание

Значительную роль и влияние на развитие мировой философии на рубеже XIX – XX вв. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, В. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии этого периода современные философы отводят совершенно уникальную роль, т.к. в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.

Содержание

Введение
Жизнь и творчество Владимира Соловьева
Основные идеи философии Владимира Соловьева и их содержание
Концепция всеединства (Бога, Мира и человека)
Софиология: идея Софии, как всеобщей Божественной мудрости
Философия истории: идея прогресса и идея воскрешения всех. Учение о теократии
Русская идея В. Соловьева
Нравственная философия: оправдание добра. Идея богочеловека
Философия Владимира Соловьева и современность
Заключение
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

Философия - Диля.docx

— 55.42 Кб (Скачать документ)

План

Введение

  1. Жизнь и творчество Владимира Соловьева
  2. Основные идеи философии Владимира Соловьева и их содержание
    1. Концепция всеединства (Бога, Мира и человека)
    2. Софиология: идея Софии, как всеобщей Божественной мудрости
    3. Философия истории: идея прогресса и идея воскрешения всех. Учение о теократии
    4. Русская идея В. Соловьева
    5. Нравственная философия: оправдание добра. Идея богочеловека
  3. Философия Владимира Соловьева и современность

Заключение

Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Значительную роль и влияние  на развитие мировой философии на рубеже XIX – XX вв. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, В. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии этого периода современные философы отводят совершенно уникальную роль, т.к. в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.

Владимир Соловьев был  одним из основателей классической русской философии, в нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной практики. Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы и муки затянувшихся преобразований в России.

Философ и поэт, положивший основание целому направлению в  русской поэзии конца XIX – начала XX вв., Соловьев был необыкновенным человеком в полном смысле этого слова. Современников поражала и его внешность, и его ум. На взгляды Владимира Соловьева большое влияние оказала христианская литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-философских систем. Многое он заимствовал у немецких философов и у славянофилов.

Стремление Владимира  Соловьева сгладить противоречия между  верой и знанием, между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. Сводя воедино все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа «познающего», но и как существа, наделенного верой, способностью к целеполаганию и свободе действовать. Сам Соловьев видел свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и истину христианства.

    1. Жизнь и творчество Владимира Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье  известного русского историка, профессора Московского университета Сергея Михайловича  Соловьева. Его отец принадлежал  по линии предков к крестьянскому  сословию, мать была родом из старинной  малороссийской семьи, где сплелись украинские и польские корни,  интересно, что из этой же семьи вышел видный украинский философ Григорий Сковорода.

Образование он получил в  Первой Московской гимназии, затем  учился на физико-математическом факультете Московского университета, в 1872 году, по его собственным словам, он "вышел” из этого факультета и стал вольнослушателем историко-филологического факультета, экстерном сдал все экзамены, в  том числе и кандидатские по курсу  историко-филологического факультета уже через год и поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию.

В 1974 году он защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургском  университете по теме “Кризис западной философии (против позитивистов)”. Этой защитой Владимир Соловьев заявил о  себе как о зрелом самостоятельном  ученом (хотя ему был всего 21 год). По возвращении в Москву он был  избран доцентом Московского университета по кафедре философии, но через полгода  после этого отправился в путешествие  по святым местам в надежде обрести  собственный мистический опыт озарения. В дороге его ограбили, и он вынужден был вернуться и возобновить чтение лекций.

В 1877 году Владимир Сергеевич  оставил службу в университете. В 1880 году защитил в Санкт-Петербурге в качестве докторской диссертации  свой труд “Критика отвлеченных начал” и начал чтение лекций в Санкт-Петербургском  университете.

Уже в первых философских  работах Владимира Соловьева  в центре стоял вопрос об отношении  Запада и Востока - противопоставление западной и восточной традиций философствования, религиозного мировоззрения, поиск  внутреннего основания для всеобщего  единства. Его богословские сочинения  были в штыки приняты официальной  православной церковью, ему было запрещено  после опубликования “Религиозных основ жизни” печатать религиозно-богословские произведения.  В. Соловьев в 80-е годы активно занимается публицистической деятельностью, принимая участие в полемике “западников” и “славянофилов”. В 1891 году он становится редактором философского отдела в большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, помимо редакторской работы он был автором ряда крупных статей, трудился над переводом Платона, начал работу над циклом философских трактатов, излагающих его систему философии, открывающихся работой “Оправдание добра”.

К сожалению, кроме этой работы ни одна больше не вышла, т.к. неожиданно в расцвете творческих сил Владимир Соловьев умер 30 июля 1900 года в возрасте 47 лет. Он похоронен рядом с отцом  в Новодевичьем монастыре в Москве.

После него осталось собрание сочинений в 10 томах, не считая религиозно-философских  работ, вышедших во Франции на французском  языке, три тома переписки и один том стихов.

Владимиру Соловьеву принадлежит  особое место в истории русской  философии. Он стал родоначальником  целого направления, школы русской  идеалистической философии, вслед  за которым шли Н. Бердяев, П. Флоренский и другие. Его роль в развитии отечественной философской мысли сравнима с ролью Гегеля в немецкой философии или с ролью Аристотеля в античной, поэтому трудно переоценить значение его творчества для национальной и мировой культуры.

    1. Основные идеи философии Владимира Соловьева и их содержание
    1. Концепция всеединства (Бога, Мира и человека)

В философии термином “онтология”  обозначается учение о бытии, а “гносеология”  – учение о познании. В философии  Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология,  бытие и познание не разделимы и опираются на единую основу.

Идея всеединства является центральной в философии В. Соловьева, поэтому всю его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась для него столь значительной по многим причинам, одна из них – обостренно бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н. Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный, не земляной человек оправдывает все историческое, из почвы выросшее с землей связанное". В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.

Создавая новую синтетическую  философию, Соловьев обратился к  анализу предшествующей философской. Он не отказывает ни одной теории в  праве на существование, по словам Н. Бердяева он “все оправдывает и все обосновывает, всему находит место”.

Философия, по мнению Соловьева, возникает в период напряженного кризиса, когда религиозная социальная роль не разрывает человеческое общество, сознание. Родиной ее он считал Древнюю  Индию, где появление ее было ознаменовано тезисом: “Все едино”.  Идея всеединства есть та цементирующая основа, которая предает целостность всей философии, несмотря на ее бесконечную вариативность и разнообразие. Рационализм европейской философии, хоть и односторонне, служил именно этой идее, способствуя становления свободной личности, стремящейся к познанию. С панлогизмом Гегеля, считает В. Соловьев, закончилась история философского рационализма, который в сочетании с философским натурализмом, материализмом и эмпиризмом приблизил человека к пониманию органического, всеобщего единства природы, материи, духа и разума с высшим божественным началом. Человечество достигло такого состояния, когда разорванность, частичность в его собственном бытии достигла предела, опасного для будущего существования. Одновременно односторонни философские учения, берущие начало то от духа, то от материи, то от умозрения или эмпирии пришли, по мнению Соловьева, к бесславному завершению, потеряв связь с жизнью и уткнувшись в “абсолютное ничто”.

Очевидно, настало время новой философии, когда опираясь на достижения односторонних, частичных учений, можно создать философию, охватывающую все жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в органическом единстве. Именно такую философию создавал Владимир Соловьев, опираясь на традиции христианства, хотя его трактовка христианского вероучения, как уже говорилось, весьма отличалась от официальной.

Его философия начинается с понятия не бытия, а сущего. Позиция  Соловьева явно противостоит Гегелю. Понятие бытия - пустое для Соловьева, т.к. включает в себя лишь противопоставление небытию, поэтому строить философскую конструкцию можно только на содержательно богатом фундаменте, а именно, на понятии сущего, абсолютного первоначала, которое “имеет в себе положительную силу бытия”. Абсолютное начало Соловьев называет абсолютно-сущим, свободно-сущим Богом.     

“... Божественное начало является здесь (в мировом процессе) как действующая сила абсолютной идеи, стремящейся реализоваться или воплотиться в хаосе разрозненных элементов... мировая душа, как сила пассивная, как чистое стремление, первоначально не знает, к чему стремиться, т.е. не обладает идеей всеединства, божественный же Логос, как начало положительное, как сила, действующая и образующая, в самом себе имеет и дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму”. Фактически речь идет о новом способе обоснования идеи креационизма (творения Богом мира), которая всегда лежала в основе онтологических взглядов религиозных мыслителей. Абсолютное начало мира есть Бог, он же источник его единства, так можно пояснить это положение Соловьева. Природа истинно-сущего, которое будучи началом бытия, заключает в себе все бытие, поэтому единичное удерживает множественное, цельное - частное. В абсолютном сущем, по мысли Соловьева, содержаться два центра – абсолютное начало, как таковое, и первоматерия. Эта идея сравнима с идеей Аристотеля о форме и материи, как двух первоосновах бытия. Однако Соловьев иначе понимает соотношение этих двух начал, а точнее двух сторон всеобщего первоначального единства. Для первоматерии,  выражающей начало многообразия, вводится понятие София (мудрость). Первоматерия. разумеется, не имеет ничего общего с тем, что современные ученые называют материей. Включенная в абсолют, она не может быть ничем иным, как мировой душой.

 

 

 

 

 

    1. Софиология: идея Софии, как всеобщей Божественной мудрости

Философия Соловьева по своему характеру является антропоцентрической. Человек – вершина творения. Возрождение  мира совершено Богом совместно  с человеком, который также выразил  божественную идею гуманности. Такой  идеально совершенный человек является высшим проявлением Софии, Божественной мудрости.

Принцип "Софии" имеет всеобъемлющее  значение для мира и поэтому может  получить различные определения  из различных точек зрения. София  как относительно пассивное начало, посвященное Богу и получающее от него свою форму, есть вечная Женственность. "Для Бога Его другое (т. е. вселенная), – говорит Соловьев, – имеет  от века образ совершенной Женственности, но Он хочет, чтобы этот образ был  не только для него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого индивидуального  существа, способного с ним соединиться. К такой же реализации и воплощению стремится и сама вечная Женственность, которая не есть только бездейственный образ в уме Божием, а живое  духовное существо, обладающее всею полнотою сил и действий. Весь мировой и  исторический процесс есть процесс  ее реализации и воплощения в великом  многообразии форм и степеней".

Как единственный центр воплощения божественной идеи мира София есть душа мира, а в отношении к Логосу она – тело Христово. Но тело Христово в своем всеобщем выражении является церковью. Поэтому София есть церковь, невеста Божественного Логоса. Как  женская индивидуальность она воплощается  в образе святой девы Марии.

В Абсолютном сущем, по мысли Соловьева, содержаться два центра – абсолютное начало, как таковое, и первоматерия.

Для первоматерии,  выражающей начало многообразия, вводится понятие София (мудрость). Включенная в абсолют, она не может быть ничем иным, как мировой душой. София, отождествленная с мировой душой, способна не только на должное развертывание заложенных в ней потенций, но и на искажения, если мировая душа вдруг увлечется излишней самостоятельностью и уклониться от объединяющего воздействия Логоса. Этим собственно и объясняется несовершенство мира. София - это преимущественно материя абсолютно-сущего, прошедшая путь, на котором она максимально реализовала свойственное ей многообразие и вместе с тем одухотворялась, прониклась началом единства, обожествилась. У Софии, являющейся как бы представительницей материального мира, но мира устремленного к духовному единству и совершенству, особое место принадлежит идее человека. “София есть идеальное совершенно человечества”, - пишет Соловьев. Но София - неразрывная часть Абсолюта и Бога, ибо без нее нет деятельности Бога. В Философии Соловьева человек “совечен” Богу, он отрицает утверждение, что Бог может существовать и без человека. Здесь речь идет не о человеке, как биологическом виде, он появился в процессе эволюции, а о человеке как идее бытия, которая заложена в самой основе мира в целом. Софийный идеальный человек принадлежит вечности, а она ему, поэтому он едино с Богом.

Информация о работе Жизнь и творчество Владимира Соловьева