Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:31, реферат
Бенедикт Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализм и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. 4
Жизненный путь и работы. 4
Основа и развитие философской системы. 7
Посмертное влияние Спинозы. 8
Материализм и атеизм Спинозы. 9
ЧАСТЬ II. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПИНОЗЫ. 11
Картина мира. 11
Учения о Боге. Детерминизм Спинозы. 14
Учение о человеке. 15
Предрассудки людей в их понятии Бога. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 23
Санкт-Петербургский
Международный
Институт Менеджмента
(ИМИСП)
Факультет менеджмента,
группа "Бакалавр менеджмента",
дисциплина: философия.
Реферат
на тему:
Жизненный путь и философия
Бенедикта Спинозы.
Выполнила студент
Морозова Д. Б.
Санкт- Петербург
1999
Оглавление.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. 4
Жизненный путь и работы. 4
Основа и развитие философской системы. 7
Посмертное влияние Спинозы. 8
Материализм и атеизм Спинозы. 9
ЧАСТЬ II. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПИНОЗЫ. 11
Картина мира. 11
Учения о Боге. Детерминизм Спинозы. 14
Учение о человеке. 15
Предрассудки людей в их понятии Бога. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 23
Введение.
Бенедикт Спиноза является
одним из наиболее ярких
Рассматривая философские
произведения Спинозы,
В работе над рефератом
я использовала как
Часть I. Историческая справка.
Жизненный путь и работы.
SPINOZA, Benedict(us) (de) [лат.; рус. Бенедикт/Барух (де) Спиноза; исп. Bento d'Espinoza; Baruch Spinoza] (24 ноября 1632, Амстердам - 21 февраля 1677, Гаага).
Предки философа жили в Португалии и носили фамилию Эспиноз, однако из-за преследований евреев инквизицией они покинули эту страну (1598), сменив фамилию на Spinoza. После завоевания Нидерландами независимости в войне с Испанией (1621), они переехали в Амстердам (1622), поселившись на Waterlooplein, 40. Михаэль Спиноза - отец Баруха - занимал почетную должность в еврейской общине в то время, но не обладал большим достатком. Он был трижды женат и имел трех детей - двух дочерей и сына (Ребека, Мирьям и Барух от второго брака). Мать мальчика умерла, когда Баруху было всего шесть лет.
Бенедикт Спиноза родился
в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Своё
обучение он начал в еврейском
шестиклассном училище,
После смерти отца в 1654, Спиноза познакомился с доктором Daniel de Prado, высказывавшем "неортодоксальные" мысли о природе Бога, ангелах, бессмертии души, и сблизился с коллегиантами. Постепенно, в результате своих занятий, Спиноза отошёл от ортодоксального иудаизма. Стараясь заставить его отказаться от высказывания своих взглядов, ему предлагали деньги (ежегодная пенсия в 1 000 флоринов), покушались на его жизнь. В 1655 Спинозу обвинили в ереси перед Трибуналом Конгрегации.
Историк Артур Герцберг в свое время назвал Бенедикта Спинозу первым современным евреем, потому что Спиноза первым вышел из еврейской общины не для того, чтобы перейти в христианство. "В системе Спинозы, - писал еврейский философ Луис Якобе, - Бог и природа рассматриваются как разные названия одного и того же. Бог не существует за пределами или отдельно от природы. Он не создал природу, но Сам есть природа. Эта доктрина столкнула Спинозу как с иудаизмом, так и с христианством. Абсурдно приписывать Богу такие атрибуты, как воля и разум,- это все равно, что требовать от Сириуса, чтобы он лаял только потому, что люди назвали его Собачьей звездой"1. Спиноза стремился создать этическую систему, основанную на разуме, а не на сверхъестественном откровении.
27 июля 1656 Спиноза подвергся
великому отлучению в
Отлучение 23-летнего
Спинозы раввинами Амстердама
было следствием отрицания им
ангелов, бессмертия души и
Божественного происхождения
Исключенный из еврейской общины, Спиноза изменил свое имя на латинский эквивалент - Benedict (буквально: "делающий хорошее"). В 1656-1660 гг. в школе Ф. ван ден Эндена, где он помогал учить детей, Спиноза улучшил свои познания в лытыни, изучил основы греческого, введение в неосхоластическую философию, естественные науки. Здесь же он познакомился с работами Ренэ Декарта (по другим данным еще в 1651, в любом случае, окружавшие его коллегианты были заинтересованы в картезианстве), что во многом определило его взгляды в области философии.
Вокруг него сгруппировался
кружок преданных ему друзей
и учеников (круг которых позже
Спиноза из соображений
В 1660 Амстердамская
синагога официально запросила
муниципальные власти осудить
Спинозу как "угрозу
В июне 1663 Спиноза переехал в Воорбург, близ Гааги. В 1664 он опубликовал в Гааге "Основы философии Декарта" (единственное сочинение изданное за подписью Спинозы при его жизни) вместе с "Метафизическими размышлениями". Первый документ, свидетельствующий о сложившемся мнении о Спинозе как об атеисте, относится к 1668, когда некоего Адриана Кербаха допрашивали относительно его знакомства с философом. Опубликованный анонимно в Амстердаме "Теолого-политический трактат" (1670) лишь укрепил это мнение. От серьезных преследований Спинозу спасало то, что во главе государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу. Параллельно с трактатом (и во многом для него) он написал "Еврейскую грамматику".
В мае 1670 Спиноза переехал в Гаагу (с 1671 живя в Paviljoensgrachts - сейчас Domus Spinozana), где остался вплоть до своей смерти. В 1673 Спиноза отказался от приглашения пфалцского курфюрста занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью потерять свободу в высказывании мыслей. В 1675 он закончил "Этику" - труд, который в систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но после того как в 1672 братья де Витт "потеряли власть" (были убиты в результате государственного переворота), он не решился опубликовать его, хотя рукописные копии ходили в кругу ближайших друзей. В 1675 Спиноза познакомился с немецким философом Э.В. фон Чирнгаусом, а в 1676 остановившейся в Гааге Г.В.Л. Лейбниц часто посещал Спинозу.
В воскресенье 21 февраля 1677 Спиноза умер от болезни легких, которой страдал в течение 20 лет (ему было 44 года). После описи имущества (которое включало 161 книгу) и его распродали, а часть документов, в том числе, и часть переписки уничтожили. Друзья философа издали в Амстердаме посмертно Opera Posthuma на латинском языке (1677) и в голландском переводе Nagelate Schriften, (1678), что в переводе на русский язык означает "Оставленные письмена".
Основа и развитие философской системы.
В его философской
системе Спинозы незаметно
Cвязь философии Спинозы с картезианством настолько очевидна, что долгое время рационалистическое учение Ренэ Декарта рассматривалось как единственный ее источник. Не случайно, что одна из 6 крупных работ Спинозы посвящена доказательству идей Декарта. Спиноза был его младшим современником и просто не мог не испытать значительного влияние мыслителя. Поднимаемые им вопросы могут рассматриваться как попытки решения картезианских положений, а его учение - как, с одной стороны, разработка, с другой, - реакция на эту влиятельную философию. "Несомненно, что из всех ближайших последователей Декарта он был самым оригинальным, и ему пришлось сыграть в дальнейших судьбах философии такую роль, как никому"3, - пишет Радлов.
"Основы философии
Декарта" содержат введение, поясняющее,
что Спиноза не всегда
Искались и другие источники. Теолог Буддеус в "О спинозизме до Спинозы", пытается проследить традицию, идущую от античности. Взгляды Спинозы близки к стоическому учению. Безусловно "родственной" философской системой является учение итальянского пантеиста Дж. Бруно. Иоэль стал указывать на зависимость Спинозы от еврейской философии, в частности, от учения Х. Крескаса. Затем стали указывать и на некоторую связь его философии с аверроизмом, с Маймонидом - ссылки на Маймонида имеются и в переписке Спинозы, и в "Этике", Л. Абарбанелем. Фрейденталь впервые указал на то, что Спиноза был знаком со схоластическими учебниками философии (например, с Суаресом) и что некоторые его определения заимствованы из схоластической философской литературы. Влияние схоластики особенно ощутимо в ранних произведениях - "Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье", "Метафизических мыслях".
На формирование
Информация о работе Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы