Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:31, реферат

Описание

Бенедикт Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализм и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. 4
Жизненный путь и работы. 4
Основа и развитие философской системы. 7
Посмертное влияние Спинозы. 8
Материализм и атеизм Спинозы. 9
ЧАСТЬ II. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПИНОЗЫ. 11
Картина мира. 11
Учения о Боге. Детерминизм Спинозы. 14
Учение о человеке. 15
Предрассудки людей в их понятии Бога. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 23

Работа состоит из  1 файл

добавить философия.docx

— 44.54 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский

 Международный

 Институт Менеджмента

(ИМИСП)

 

 

 Факультет менеджмента,

 группа "Бакалавр менеджмента",

 дисциплина: философия.

 

 

 

 Реферат

 на тему:

 Жизненный путь и  философия

 Бенедикта Спинозы.

 

 Выполнила студент

 Морозова Д. Б. 

 Санкт- Петербург

1999

 

 

 

 

Оглавление.

 ВВЕДЕНИЕ. 3

 ЧАСТЬ I. ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА. 4

 Жизненный путь и  работы. 4

 Основа и развитие  философской системы. 7

 Посмертное влияние  Спинозы. 8

 Материализм и атеизм  Спинозы. 9

 ЧАСТЬ II. ФИЛОСОФСКАЯ  КОНЦЕПЦИЯ СПИНОЗЫ. 11

 Картина мира. 11

 Учения о Боге. Детерминизм  Спинозы. 14

 Учение о человеке. 15

 Предрассудки людей  в их понятии Бога. 19

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Бенедикт Спиноза является  одним из наиболее ярких мыслителей  школы рационализм и представителей  века Научного прогресса. Он  жил с 1632 по 1677 год, во времена  расцвета рационалистической философии.  Хотя его наследие не так  богато, как, например, наследие Рене  Декарта, но его работы отличаются  великолепной продуманностью и  четкой структуризацией. Он был  последовательным сторонником применения  разума и логики во всех отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских работах. Он был мужественным человеком и гениальным философом, поэтому его произведения составляют в наше время неотъемлемую часть истории мировой философии. Цель моей работы доказать это.

 Рассматривая философские  произведения Спинозы, невозможно  игнорировать условия, в которых  развивался его научный талант, как и те условия, в которых  ему приходилось работать. Поэтому  я разделила свой реферат на  две части: "Историческая справка"  и "Философская концепция Спинозы". В первой части я расскажу  о биографии философа, об основных  этапах развития его философской  системы и о влиянии, которое  оказали на него другие философы  и которое он оказал на своих  современников и последователей. Во второй части я обозначу  и раскрою основные положения  философской концепции Спинозы:  общая картина мира, учение о  Боге и учение о человеке.

 В работе над рефератом  я использовала как произведения  самого Бенедикта Спинозы, так  и книги о нём, а так же  материалы, размещённые на страничке  в Internet, посвящённой философу.

 

 

 

 

 

 

 

Часть I. Историческая справка.

Жизненный путь и  работы.

 

SPINOZA, Benedict(us) (de) [лат.; рус. Бенедикт/Барух (де) Спиноза; исп. Bento d'Espinoza; Baruch Spinoza] (24 ноября 1632, Амстердам - 21 февраля 1677, Гаага).

 Предки философа жили  в Португалии и носили фамилию  Эспиноз, однако из-за преследований евреев инквизицией они покинули эту страну (1598), сменив фамилию на Spinoza. После завоевания Нидерландами независимости в войне с Испанией (1621), они переехали в Амстердам (1622), поселившись на Waterlooplein, 40. Михаэль Спиноза - отец Баруха - занимал почетную должность в еврейской общине в то время, но не обладал большим достатком. Он был трижды женат и имел трех детей - двух дочерей и сына (Ребека, Мирьям и Барух от второго брака). Мать мальчика умерла, когда Баруху было всего шесть лет.

 Бенедикт Спиноза родился  в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Своё  обучение он начал в еврейском  шестиклассном училище, которое  готовило раввинов. Основными предметами  были древнееврейский язык, богословие; изучались работы Ибн, Маймонида, Крескаса итд. Училище было известно своими преподавателями и хорошей библиотекой. Уроки латыни и, возможно, немецкого Спиноза брал у немца Фельбиндера. (К тому времени Спиноза уже знал испанский и португальский - как языки своего отца; голландский от своего окружения; немного французский и итальянский). В училище Спиноза проявил себя как очень способный ученик.

 После смерти отца  в 1654, Спиноза познакомился с  доктором Daniel de Prado, высказывавшем "неортодоксальные" мысли о природе Бога, ангелах, бессмертии души, и сблизился с коллегиантами. Постепенно, в результате своих занятий, Спиноза отошёл от ортодоксального иудаизма. Стараясь заставить его отказаться от высказывания своих взглядов, ему предлагали деньги (ежегодная пенсия в 1 000 флоринов), покушались на его жизнь. В 1655 Спинозу обвинили в ереси перед Трибуналом Конгрегации.

 Историк Артур Герцберг в свое время назвал Бенедикта Спинозу первым современным евреем, потому что Спиноза первым вышел из еврейской общины не для того, чтобы перейти в христианство. "В системе Спинозы, - писал еврейский философ Луис Якобе, - Бог и природа рассматриваются как разные названия одного и того же. Бог не существует за пределами или отдельно от природы. Он не создал природу, но Сам есть природа. Эта доктрина столкнула Спинозу как с иудаизмом, так и с христианством. Абсурдно приписывать Богу такие атрибуты, как воля и разум,- это все равно, что требовать от Сириуса, чтобы он лаял только потому, что люди назвали его Собачьей звездой"1. Спиноза стремился создать этическую систему, основанную на разуме, а не на сверхъестественном откровении.

27 июля 1656 Спиноза подвергся  великому отлучению в Амстердамской  синагоге и изгнанию из сефардской общины. После он провёл несколько недель (возможно, месяцев) в Оверкерке - деревне к югу от Амстердама, а затем возвратился в Амстердам.

 Отлучение 23-летнего  Спинозы раввинами Амстердама  было следствием отрицания им  ангелов, бессмертия души и  Божественного происхождения Торы. Руководители общины предупредили  Спинозу, чтобы он отказался  от своей ереси, но когда  он не подчинился, издали запрещение: "Будь он проклят, когда он  выходит, и проклят, когда входит. Пусть Бог не прощает его  грехов. Пусть Бог гневается и  сердится на этого человека  и обрушит на него все проклятия,  которые записаны в Торе. Пусть  Бог вычеркнет его имя под  небесами и пусть Бог уничтожит  его и выбросит из колен  израильских..."2 Отлучение (на  иврите - херем) Спинозы было абсолютным. Ни один еврей не должен  был иметь с ним дела, говорить  с ним или стоять ближе четырех  шагов от него. После херема, по-видимому, Спиноза больше уже никогда  не разговаривал ни с одним  евреем.

 Исключенный из еврейской  общины, Спиноза изменил свое  имя на латинский эквивалент - Benedict (буквально: "делающий хорошее"). В 1656-1660 гг. в школе Ф. ван ден Эндена, где он помогал учить детей, Спиноза улучшил свои познания в лытыни, изучил основы греческого, введение в неосхоластическую философию, естественные науки. Здесь же он познакомился с работами Ренэ Декарта (по другим данным еще в 1651, в любом случае, окружавшие его коллегианты были заинтересованы в картезианстве), что во многом определило его взгляды в области философии.

 Вокруг него сгруппировался  кружок преданных ему друзей  и учеников (круг которых позже  Спиноза из соображений осторожности  расширял неохотно) - Симон де Врис, Людвиг Мейер, Брессер, фон Шуллер, Ярих Иеллес, Ян Риувертц.

 В 1660 Амстердамская  синагога официально запросила  муниципальные власти осудить  Спинозу как "угрозу благочестию  и морали", и последний вынужден  покинуть Амстердам, поселившись  в Рийнсбурге - деревне близ Лейдена (в то время центре коллегиантов), в доме хирурга Германа Хомана. На жизнь себе Спиноза зарабатывал шлифовкой линз, (это было не трудно учитывая его теоретическую подготовку в области математики и физики) и рисованием. Здесь он написал такие произведения, как "Краткое рассуждение о Боге, человеке и его счастье", "Трактат об усовершенствовании разума", бoльшую часть "Основ философии Декарта" и первую книгу "Этики", содержащую учение о бытии (первоначальное название - "О боге, о разумной душе и высшем счастье человека"), которая должна была, соответственно, состоять из 3 частей и быть изложена в виде диалога.

 В июне 1663 Спиноза переехал  в Воорбург, близ Гааги. В 1664 он опубликовал в Гааге "Основы философии Декарта" (единственное сочинение изданное за подписью Спинозы при его жизни) вместе с "Метафизическими размышлениями". Первый документ, свидетельствующий о сложившемся мнении о Спинозе как об атеисте, относится к 1668, когда некоего Адриана Кербаха допрашивали относительно его знакомства с философом. Опубликованный анонимно в Амстердаме "Теолого-политический трактат" (1670) лишь укрепил это мнение. От серьезных преследований Спинозу спасало то, что во главе государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу. Параллельно с трактатом (и во многом для него) он написал "Еврейскую грамматику".

 В мае 1670 Спиноза  переехал в Гаагу (с 1671 живя  в Paviljoensgrachts - сейчас Domus Spinozana), где остался вплоть до своей смерти. В 1673 Спиноза отказался от приглашения пфалцского курфюрста занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью потерять свободу в высказывании мыслей. В 1675 он закончил "Этику" - труд, который в систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но после того как в 1672 братья де Витт "потеряли власть" (были убиты в результате государственного переворота), он не решился опубликовать его, хотя рукописные копии ходили в кругу ближайших друзей. В 1675 Спиноза познакомился с немецким философом Э.В. фон Чирнгаусом, а в 1676 остановившейся в Гааге Г.В.Л. Лейбниц часто посещал Спинозу.

 В воскресенье 21 февраля  1677 Спиноза умер от болезни  легких, которой страдал в течение  20 лет (ему было 44 года). После описи  имущества (которое включало 161 книгу) и его распродали, а часть документов, в том числе, и часть переписки уничтожили. Друзья философа издали в Амстердаме посмертно Opera Posthuma на латинском языке (1677) и в голландском переводе Nagelate Schriften, (1678), что в переводе на русский язык означает "Оставленные письмена".

Основа и развитие философской системы.

 В его философской  системе Спинозы незаметно резких  скачков, он достаточно последователен  в своих убеждениях. Достаточно  сравнить "Краткий трактат о  природе Бога, Человека и его  счастья" и "Этику", чтобы  увидеть, что в этих двух  книгах, несмотря на разделяющие  их более чем 15 лет, основные  идеи Спинозы принципиально не  изменились, хотя и пробрели большую  выверенность и структурированность. Характерной особенностью метода Спинозы являлось его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился сделать философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия. Не случайно, что в названиях его книг так или иначе часто присутствуют слова "геометрический способ доказательства". Это касается как "Основ философии Декарта, доказанные геометрическим способом", так и "Этики" (Полное название начинается со слов "Этика, доказанная в геометрическом порядке...").

 Cвязь философии Спинозы с картезианством настолько очевидна, что долгое время рационалистическое учение Ренэ Декарта рассматривалось как единственный ее источник. Не случайно, что одна из 6 крупных работ Спинозы посвящена доказательству идей Декарта. Спиноза был его младшим современником и просто не мог не испытать значительного влияние мыслителя. Поднимаемые им вопросы могут рассматриваться как попытки решения картезианских положений, а его учение - как, с одной стороны, разработка, с другой, - реакция на эту влиятельную философию. "Несомненно, что из всех ближайших последователей Декарта он был самым оригинальным, и ему пришлось сыграть в дальнейших судьбах философии такую роль, как никому"3, - пишет Радлов.

"Основы философии  Декарта" содержат введение, поясняющее, что Спиноза не всегда разделяет  взгляды, изложенные в книге.  Принимая физику Декарта в  целом (хотя и выражая некоторую  неудовлетворенность к концу  жизни), в картезианской метафизике  он находил три неудовлетворительных  особенности: трансцендентность  (т.е. нахождение вне мира) Бога; дуализм души и тела; и приписывание  свободы воли Богу и человеку (последнюю и сам Декарт признавал  чудом, наряду с вещью из  ничего и Человеком-Богом4) - эти доктрины делают мир непостигаемым. . В отличие от Декарта, который основное внимание уделял методу, Спиноза интересовался больше применением этого метода для получения знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу этого мира.

 Искались и другие  источники. Теолог Буддеус в "О спинозизме до Спинозы", пытается проследить традицию, идущую от античности. Взгляды Спинозы близки к стоическому учению. Безусловно "родственной" философской системой является учение итальянского пантеиста Дж. Бруно. Иоэль стал указывать на зависимость Спинозы от еврейской философии, в частности, от учения Х. Крескаса. Затем стали указывать и на некоторую связь его философии с аверроизмом, с Маймонидом - ссылки на Маймонида имеются и в переписке Спинозы, и в "Этике", Л. Абарбанелем. Фрейденталь впервые указал на то, что Спиноза был знаком со схоластическими учебниками философии (например, с Суаресом) и что некоторые его определения заимствованы из схоластической философской литературы. Влияние схоластики особенно ощутимо в ранних произведениях - "Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье", "Метафизических мыслях".

 На формирование социологических  воззрений Спинозы большое влияние  оказал его старший современник  Т. Гоббс. Часто его философия  характеризуется и как вариант  пантеизма (который предполагает  представление о Боге как едином  мировом духе). Однако он принадлежал  скорее к рациональному, чем  мистическому пантеизму, фактически  все, что осталось от мистицизма - концепция интеллектуальной любви  к Богу.

Информация о работе Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы