Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:31, реферат
Бенедикт Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализм и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. 4
Жизненный путь и работы. 4
Основа и развитие философской системы. 7
Посмертное влияние Спинозы. 8
Материализм и атеизм Спинозы. 9
ЧАСТЬ II. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПИНОЗЫ. 11
Картина мира. 11
Учения о Боге. Детерминизм Спинозы. 14
Учение о человеке. 15
Предрассудки людей в их понятии Бога. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 23
Посмертное влияние Спинозы.
Несмотря на то, что
его философией пренебрегали
фактически в течение столетия
после его смерти, Спиноза занимает
почетное место в
Спиноза стал изучаться
профессиональными философами
И абсолютные идеалисты,
и материалисты видят в
Материализм и атеизм Спинозы.
Одним из предметов, которые интересовали Спинозу являлось понятие Бога, и другие вопросы связанные с существованием Бога. С одной стороны, обычно он рассматривает этот вопрос в неразрывной связи со своим учением о человеке и этике. С другой стороны, явно видно, что этот вопрос волнует его сам по себе. Отношение Спинозы к проблеме Бога можно охарактеризовать как пантеизм, но пантеизм несколько специфический. Специфичность его пантеизма была настолько высока, что в советской философской традиции его принято было рассматривать как материалиста. Это связанно с тем, что Спиноза не рассматривал Бога как некую субстанцию, которая одухотворяет и направляет природу, будучи "разлита" в ней, а как субстанцию, которая одновременно есть Бог и природа. Таким образом, Бог действительно утрачивает свое специфическое положение и его творческая роль оказывается разлитой в природе. Однако более внимательное прочтение работ Спинозы, особенно его более поздней и зрелой "Этики", убеждает, что Спиноза не в коем случае не был материалистом, поскольку все его доказательства и теоремы, в том числе творческого начала в природе, в той или иной мере базируются на внечувственном, высшем образе Бога.
Хотя определение Спинозы как материалиста, вообще говоря, неправильно, определение его как атеиста имеет под собой почву. Но опять же в несколько специфическом смысле этого слова. Спиноза не был атеистом в том смысле, что он отрицал существование Бога. Нет, Бог для него являлся основой реальности, как он сам говорит, ее "субстанцией". Но понятие Бога у него настолько своеобразно, настолько отлично от бытового представления о Боге, что его было трудно понять и продвинутым философам-христианам, не говоря уж о фанатиках-ортодоксах. Спиноза категорически отвергал внешнюю, наносную религиозность, считая ее "убежищем незнания" (asylim ignorantiae), что тоже не прибавляло ему популярности в среде традиционно верующих. В этом плане обвинения, звучавшие в его адрес, имели под собой почву. Он действительно был атеистом в том смысле, что он отвергал духовное главенство официальной церкви и ее понятие о Боге. Он не верил в того Бога, в которого верили они. Спиноза позволил себе атаковать основу основ любой официальной религии - традиции и предрассудки, лежащие в ее основе. Для представителей ортодоксальной церкви призыв к рациональному рассмотрению Бога и вопросов веры был даже хуже, чем если бы Спиноза действительно отрицал существование Бога.
Часть II. Философская концепция Спинозы.
Картина мира.
Метафизическая система
бытия "в геометрическом
Спиноза начинает с
определения субстанции, как того,
что "существует само по
себе и представляется само
через себя"6. Сегодня можно
найти различные интерпретации
понятия субстанции в
Так же может существовать
субстанция, обладающая сразу несколькими
атрибутами (при этом каждый атрибут,
по-прежнему, представляется сам
через себя). Бог, по определению,
субстанция, обладающая бесконечно
многими атрибутами, и поэтому
такая субстанция существует
только одна. Бог, или Природа,
не является личностным
Любая отдельная вещь (res singulares) - единичное проявление (модус) субстанции, "то, что существует в другом и представляется через другое"8, модус субстанции (в том числе, и человек). Важно отметить, что модусами субстанции являются только единичные вещи, универсалии же (такие как, например, "человек вообще") не существуют. "Возможно, что это не удовлетворит многих, которые больше привыкли занимать свой рассудок entia rationis (мысленными сущностями), чем отдельными вещами, существующими в действительности в природе, и потому расматривают ens rationis (мысленную сущность) не как таковую, но как ens reale (реальное существо)"9.
Протяжение и мышление. Число известных нам атрибутов субстанции (которых у Бога бесконечное количество) два: протяжение и мышление.
Протяжение составляет
одно из свойств (атрибутов)
бесконечной субстанции, потому
что без этого свойства нельзя
мыслить себе ни одной
Однако Природа не
сводится к протяжению - ей присущ
еще как минимум один атрибут
- мышление. Термином "мышление" Спиноза
обозначает все содержание
Таким образом, если
у Декарта протяжение и
Неделимый. У Спинозы
существует несколько
Причинность. Все должно иметь причинное объяснение, "mam ex nihilo nihil fit (ибо ничто не происходит из ничего)"12. Прототипом любого причинно обусловленного события для Спинозы было столкновение тел в механике. Это был единственный способ взаимодействия тел в соответствии с представлениями 17 века. Он утверждал, что единичные вещи, действуя друг на друга, связаны жесткой цепью взаимной причинной обусловленности. В этой цепи не может быть никаких разрывов. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупности составляют однозначную необходимость, "вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены"13. Спиноза как представитель механистического детерминизма (наряду с Т. Гоббсом) полностью отвергает возможность существования случайности. В дальнейшем такую причинность назовут абсолютной, линейной, геометрической (Г.В.Л. Лейбниц), лапласовской (по имени П.-С. Лапласа). Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими. "Если бы люди ясно познали порядок Природы, они нашли бы все так же необходимым, как и все, чему учит математика"; "законы бога не таковы, чтобы их можно было нарушить"14.
Учения о Боге. Детерминизм Спинозы.
Центральным философским
понятием в процессе
Необходимо также учитывать
при рассмотрении концепции
Прежде всего его понятие о предопределенности базируется на его представлении о Природе (Боге) как о бесконечной и неделимой субстанции. Причем субстанция эта бесконечна как в пространстве, так и во времени. Это представление о Боге бесконечном во времени, вообще говоря, обычное для того времени, привело Спинозу к выводу, крайне необычному в то время. С одной стороны, он утверждает, что Бог может представить абсолютно все возможные комбинации атрибутов и модусов, которые он может произвести как причина определяющая сама себя, а также имманентная причина всего сущего. Из этого вывода, дополненного постулатом о всемогуществе Бога, он делает во многом парадоксальный вывод - всемогущий Бог уже создал все, что он способен создать, и его творческая роль создателя сведена тем самым к нулю. Хотя Спиноза и пытается завуалировать свой вывод, проводя аналогию в свойством всеведения. Спорность такой аналогии сразу оказалась очевидна представителям официальной религии. Особенную важность этому выводу придало то, что если Бог более не является движущей силой природы, то его существование приобретает чисто теоретическое значение, утрачивается смысл в вере.
Другой вывод Спинозы,
подрывающий официальную
Учение о человеке.
Человек является
Информация о работе Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы