Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 03:17, реферат
Изучение жизненного пути - одна из центральных, ключевых проблем современного человековедения, в которой сфокусированы фундаментальные интересы философии, социологии, психологии, демографии, этнографии, истории, антропологии и многих других наук. Тема эта весьма многогранна и подразумевает множество разных вопросов. Какова диалектика постоянства и изменчивости личности на разных этапах ее развития?
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
КАК ПРЕДМЕТ
Изучение жизненного пути - одна из центральных, ключевых проблем современного человековедения, в которой сфокусированы фундаментальные интересы философии, социологии, психологии, демографии, этнографии, истории, антропологии и многих других наук. Тема эта весьма многогранна и подразумевает множество разных вопросов. Какова диалектика постоянства и изменчивости личности на разных этапах ее развития? Какие стадии жизненного пути считать наиболее важными, судьбоносными с этой точки зрения? Как соотносятся биологические и социальные детерминанты развития личности и в какой мере она является субъектом, творцом собственной судьбы?
До недавнего времени
эти вопросы обсуждались
На основе достижений частных
наук активизировались междисциплинарные
связи и тенденции
В советской науке эта проблематика обсуждается главным образом на философском, теоретико-методологическом уровне, даже если пишут об этом не философы, а психологи5.
Даже дискуссии о принципах возрастной периодизации наши психологи ведут так, будто зарубежных лонгитюдных исследований в природе не существует и проблема решается чисто логическим путем: Л.И. Божович думает так, Д.Б. Эльконин этак, А.В. Петровский еще иначе6. За исключением работ Е.И. Головахи и А.А. Кроника, этих данных никто не использовал, а названные выше многотомные серии, похоже, вообще никому неизвестны. Но какая может быть теория без эмпирических данных?
Неудивительно, что даже авторы, четко ориентированные на социальную психологию, пишут о "развитии личности в онтогенезе". Но если онтогенез - "процесс развития индивидуального организма", а личность - "системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующие его со стороны включенности в общественные отношения"6, данное словосочетание явно неправомерно.
Не лучше обстоит дело и в нашей социологии. В Эстонии выполнено одно солидное лонгитюдное исследование, прослеживающее жизненный путь и процесс социального самоопределения когорты выпускников средней школы 1966 г.9, но работа эта является чисто эмпирической.
Понятие "жизненный путь"
одинаково отсутствует в "Философской
энциклопедии" (1962), "Философском
энциклопедическом словаре" (1983),
"Демографическом
Что же такое жизненный путь и почему он требует именно междисциплинарного подхода?
С каких бы позиций мы ни описывали развитие человека, это описание молчаливо предполагает три автономные системы отсчета.
Первая система - индивидуальное развитие, описываемое в таких терминах, как "онтогенез", "течение жизни", "жизненный путь", "жизненный цикл", "биография", его составляющие ("стадии развития", "возрасты жизни") и производные ("возрастные свойства"). Но возраст развития и его измерения многомерны. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Социальный возраст индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладение определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Психический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Кроме этих параметров, подразумевающих объективное, внешнее измерение, существует субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю точку отсчета; возрастное самосознание зависит от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.
Вторая система отсчета - социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как "возрастная стратификация", "возрастное разделение труда", "возрастные слои", "возрастные группы", "поколение", "когортные различия" и т.д.
Третья система отсчета
- возрастной символизм, отражение возрастных
процессов и свойств в
Все эти явления взаимосвязаны.
Но в изучении индивидуального жизненного
пути ведущую роль издавна играли
психологи; лишь сравнительно недавно
к ним присоединились социологи.
Исследование возрастной стратификации
общества - область социологии и
демографии. Возрастной символизм изучается
преимущественно этнографами, при
участии фольклористов и
Например, слово "поколение" обозначает: 1) генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка ("поколение отцов" в отличие от "поколения детей"); 2) возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и то же время; 3) условный отрезок времени, в течение которого живет или активно действует данное поколение; 4) общность современников, сформировавшихся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значимых исторических событий, независимо от их хронологического возраста ("поколение романтизма" или "послевоенное поколение" в отличие от "военного" и "довоенного")10.
Поскольку "индивидуальное
развитие человека, как и всякого
другого организма, есть онтогенез
с заложенной в нем филогенетической
программой"11, его периодизация неизбежно
покоится на выделении ряда универсальных
возрастных процессов (рост, созревание,
развитие, старение), в ходе которых
формируются соответствующие
Но хотя термины, в которых психология развития описывает возрастные процессы, уходят своими корнями в биологию и подразумевают прежде всего онтогенез, реальная биография, жизненный путь индивида значительно богаче и шире онтогенеза, они включают также историю "формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения"12.
Периодизация жизненного пути должна учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки. Если биологический возраст соотносится со свойствами организма или его подсистем, то социальный возраст - с положением индивида в системе общественных отношений.
Такие понятия, как дошкольный,
школьный, студенческий, рабочий, пенсионный
возраст или возраст
При этом необходимо различать
нормативные и фактические
Многомерность возрастных свойств усугубляется неравномерностью и гетерохронностью (асинхронией) протекания возрастных процессов. Закон гетерохронности развития универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностном уровне. Межличностная гетерохронность означает, что индивиды созревают и развиваются неодновременно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития и несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида, например, темпов его физического роста и полового созревания, наличии диспропорций между интеллектуальным и нравственным развитием и т.п.
Многомерность возрастных свойств и гетерохронность возрастных процессов делают любую периодизацию жизненного пути и его отдельных этапов условной, допускающей многочисленные вариации и отклонения от статистического среднего, причем эти отклонения статистически нормальны и нередко представляют собой разные типы развития.
Не менее существенны их социально-исторические вариации. По мнению ряда ученых, имеется определенная филогенетическая закономерность, согласно которой в процессе биологической эволюции возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида. Это проявляется в удлинении периода формирования, в течение которого накапливается индивидуальный жизненный опыт, и в увеличении вариативности (морфологической, физиологической и психической) внутри вида13.
Это продолжается в человеческой
истории. Кроме общего удлинения
продолжительности жизни
Длительность индивидуального жизненного пути, членение и конкретное содержание его этапов существенно варьируют в разных обществах и у представителей разных классов одного и того же общества. Индивиды, принадлежащие к господствующим классам, имеют гораздо больше шансов на продолжительную жизнь, обладают более длительным детством и т.п.
В современной науке существуют
три главных термина для
Время жизни, ее протяженность или пространство (англ. life-time или life-span) обозначает временной интервал между рождением и смертью. Чем заполнено это временн€ое пространство, термин не уточняет.
Продолжительность жизни
имеет важные социальные и психологические
последствия. От нее во многом зависит,
например, длительность сосуществования
поколений и продолжительность
первичной социализации детей. Тем
не менее "время жизни" - понятие
формальное, обозначающее хронологические
рамки индивидуального
Понятие "жизненный цикл"
более определенно и
Информация о работе Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования