Зигмунд Фрейд. Теория бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Фрейд, Зигмунд1 (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в.

Содержание

Введение………………………………………………………………….4

Зигмунд Фрейд. Формирование философской теории

бессознательного………………………………………………………...4

Понятие бессознательного……………………………………………..10

Три периода развития учения Фрейда о бессознательном…………..15

Заключение………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Филиал  государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

«Южно-Уральский  государственный  университет»

в г. Нижневартовске 

Кафедра Гуманитарных  и естественнонаучных дисциплин
 
 
 
 
 
 
 

Зигмунд Фрейд. Теория бессознательного.                   

       

 

наименование  темы 
 
 

РЕФЕРАТ 

по  дисциплине Философия
 
 
 
 
 

                Проверил, (должность)

                _к.ф.н___________________________

                _Рябова Ирина Геннадьевна________И.О.Ф.

                ________________________________2010г. 

                Автор работы 

                студент группы _НвФл-111_________

                _Хадаев Ильяс Рамзанович_________И.О.Ф.

                ________________________________2010г. 

                Реферат защищен 

                с оценкой (прописью, цифрой)

                ______________________________________

                ________________________________2010г. 

Нижневартовск 2010

АННОТАЦИЯ

 
 
 
 
 
 
 
 

     Цель:

       Цель данной работы - комплексное изучение теории бессознательного. 

         Задачи:

  1. Изучить биографию Зигмунда Фрейда.
  2. Рассмотреть Формирование философской теории Зигмунда Фрейда.
  3. Дать определение понятию бессознательное.
  4. Проанализировать три периода развития учения Фрейда о бессознательном.
 

         В курсовой работе комплексно рассмотрено понятие бессознательного, а также формирование философской теории и периоды развития учения о бессознательном. 
     
     
     
     
     
     
     

Оглавление:

Введение………………………………………………………………….4                                                                                                                      

Зигмунд Фрейд. Формирование философской теории                                          

бессознательного………………………………………………………...4                                                      

Понятие бессознательного……………………………………………..10                                                                                   

Три периода  развития учения Фрейда о бессознательном…………..15                       

Заключение………………………………………………………………23                       

Список  литературы……………………………………………………...24         

Приложение………………………………………………………………25                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Фрейд, Зигмунд1 (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в. 

Зигмунд Фрейд. Формирование философской теории

бессознательного 

     Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге, провинциальном городе, в семье мелкого  торговца. Вскоре семейство Фрейдов  переехало в Лейпциг, а затем  в Вену.

     З.Фрейд  рос в семье, в которой религиозные  традиции и обычаи уже утратили силу. Его отец придерживался либерально-просветительских взглядов и,  по утверждению домашних, был "законченным свободомыслящим". Еще до рождения сына он перестал посещать синагогу, а впоследствии и вовсе отказался от культовых и бытовых предписаний иудаизма. Под влиянием отца в мальчике рано пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям. Он получил типичное для выходца из мелкобуржуазной еврейской семьи образование: частная школа, гимназия, университет.

В гимназические  годы мировоззрение З.Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма (вера в прогресс, в равенство возможностей, в свободу личности и т.д.) 

       Знакомство  З.Фрейда с идеями европейского рационализма и свободомыслия оказало заметное влияние  на его развитие. Он свято верил во всемогущество человеческого разума и конечную победу научного мировоззрения. Религия, напротив, в его представлении  была главным источником человеческих заблуждений, врагом просвещения и прогресса.

     Решающую  роль в формировании мировоззрения Фрейда сыграло изучение естественных наук. Физика, химия, биология оказались авангардными областями знания. Среди интеллигенции усилился   интерес к научной литературе, большую популярность приобрели публичные лекции и демонстрации различных опытов. В этих условиях интересы юноши,   первоначально мечтавшего о карьере политического деятеля, приобрели иную направленность.

     Еще в гимназии Фрейд познакомился с учением Ч.Дарвина, который впервые поставил биологию на  вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними. Знакомство с  эволюционной теорией Дарвина произвело подлинный переворот в сознании Фрейда, породив его надежды на небывалый прогресс в познании мира.

     Семнадцатилетний  Фрейд решил посвятить себя науке, он испытывал в тот период "непреодолимую потребность разобраться в загадках окружающего мира   и по возможности сделать что-либо для их решения".   Но осуществлению честолюбивых замыслов юноши препятствовала государственная политика Австро-Венгрии, ограничивавшая сферу деятельности евреев коммерцией, юриспруденцией и медициной. Путь в науку был закрыт, и Фрейд был вынужден выбрать медицину, как область более близкую к естествознанию.

     В 1873 году он поступил на медицинский  факультет  Венского университета и  через 8 лет получил степень доктора медицинских наук. Учебные занятия Фрейд совмещал с работой в Институте физиологии при  Венском университете, руководимым Эрнстом Брюкке (1819-1892 гг.). Сотрудничество с этим выдающимся ученым существенно укрепило научный, рационалистический склад мышления Фрейда. Под руководством Брюкке Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствовавших   оформлению материалистической теории нейронов. Сама логика научного исследования вела его на позиции естественнонаучного материализма. Он был убежден, что органом психики является мозг, и психические процессы существуют в неразрывной связи с физиологическими,   что мир материальных предметов существует   независимо от человеческого сознания и наши знания о нем начинается   с возбуждения органов чувств. Революция, совершавшаяся в естествознании, требовала мировоззренческого осмысления научных открытий, и это дало новый толчок интересу Фрейда к философии.

     В 1874-1875 гг. он прослушал цикл лекций немецкого  философа-идеалиста Ф.Брентано (1833-1917). Его учение о психических актах как направленных действиях души, его полемика с английским психиатром Г.Модели по проблемам бессознательного вызвали живой интерес Фрейда.

     Увлечение  позитивистской философией было довольно распространенным явлением среди естествоиспытателей того времени и объяснялось известной близостью позитивизма, то есть того его крыла, которое восходило к естественнонаучному материализму. Влияние позитивизма на формирование  его взглядов существенно корректировалось характером  его научных интересов. Он не питал доверия к метафизике, противопоставляя ей мировоззрение, основанное на системе знаний о мире. Он был убежден в единстве и универсальности законов природы.

     Однако "материализм" Фрейда носил   ограниченный характер, то есть был стихийным, неоформленным. Эта неоформленность, отсутствие серьезной теоретико-познавательной подготовки, слабое знание диалектики, привели к тому, что будучи материалистом "внизу", то есть в объяснении явлений природы, Фрейд оставался идеалистом "вверху", то есть при решении социальных и гносеологических проблем. Подчеркивалось "коренное расхождение материализма со всем широким движение позитивизма". Идейная   эволюция Фрейда всецело подтвердила это. Оставив, полтора десятилетия спустя, скальпель и микроскоп, Фрейд, по существу расстался с материализмом,  хотя он никогда не отрекался от убеждений молодости.                           

     Наступил  момент, когда он приступает к самостоятельной  научной деятельности.  После  1881г. Фрейд  открыл врачебный  кабинет и занялся лечением психоневрозов. Воспитанный в духе естественнонаучного эмпиризма, Фрейд считал, что "телесным органом" ментальной жизни является мозг и нервная система.

     Наука о человеческой психике стояла на пороге великих открытий. Но Фрейд не мог ждать. Его пациенты нуждались в помощи. Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние Фрейда прекрасно видны в 1833г., когда он начал изучать действие кокаина на   себе и своих близких. Но эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторых его испытуемых. В медицинских кругах Вены за Фрейдом закрепилась репутация авантюриста.

     В 1879г. был создан первый в мире Институт психологии. Фрейд занялся научной работой и искал таинственную причину неврозов почти полтора десятилетия. В 1885г., пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии, Фрейд получил возможность ехать на стажировку в Париж во всемирно известную клинику "Сальпетриер". В ту пору клинику возглавлял Жан Мартен Шарко (1825-1893), по мнению которого причины функциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а в психологии. Эта мысль глубоко запала в сознание  Фрейда. Через несколько лет, продолжая без особого успеха испытывать различные фармакологические и физиотерапевтические средства лечения больных, Фрейд натолкнулся на книгу, ученика Шарко - доктора И.Бернгейма (1837-1919) "Внушение и его применение в качестве терапии", в которой описывались результаты лечения невротиков методом гипнотического внушения.

     В 1889г. Фрейд едет в Нанси. Метод гипноза произвел на Фрейда большое впечатление. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Особенно поразил его эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна было приказано по пробуждении раскрыть стоявший в углу зонтик, что она  и сделала.  На вопрос экспериментатора, зачем она раскрывает в помещении зонт, она сказала, что хотела удостовериться, ее ли это зонтик. Факт гипнотического внушения полностью выпал из ее памяти, и лишь путем настойчивых расспросов экспериментатору удалось заставить женщину вспомнить истинную причину своего поступка. Совершение действия, об истинной причине которого человек не подозревает, натолкнуло Фрейда на мысль, что работа мозга не всегда осознается, что в основе поведения людей могут лежать бессознательные мотивы, что с помощью ряда приемов их можно обнаружить. Фрейд вернулся в Вену окрыленным.

Информация о работе Зигмунд Фрейд. Теория бессознательного