Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:49, курсовая работа
Фрейд, Зигмунд1 (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в.
Введение………………………………………………………………….4
Зигмунд Фрейд. Формирование философской теории
бессознательного………………………………………………………...4
Понятие бессознательного……………………………………………..10
Три периода развития учения Фрейда о бессознательном…………..15
Заключение………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………...24
Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция "Идеал - Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека "Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Идеал - Я".
Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.
Фрейд определяет бессознательное как несловесное; оно превращается в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством соединения с соответствующими словесными представлениями.
Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений".
Заключение
Учение
Фрейда прославилось прежде всего тем,
что проникло в тайники бессознательного,
или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю"
психики. Значение концепции бессознательного
для познания человека состоит в проникновении
в его бытие на большую глубину, чем классическое
сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное
познание и как представление. Наш мир
представлений, как и каждый из его элементов,
доступен для восприятия лишь посредством
инстанции, несводимой к нему, - сферы побуждений,
желаний, потребности, действия, труда,
придающих ему форму: эта форма предшествует
формам мысли, и мысль может воспринять
ее лишь задним числом. Поэтому результаты
наших размышлений об аффекте, побуждениях
и т.д. нисколько не ведут нас к отрыву
от мира, где живут люди, но напротив, заставляют
нас вернуться к его корням, чтобы выявить
действительно движущую силу природы,
подлинный разум.
Список
литературы:
Приложение
Приложение 1.