Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:49, реферат
Зигмунд Фрейд за свою жизнь написал много различных работ, одной из которых является «Психоанализ». В данной работе З. Фрейд излагает свои философские идеи. Психоанализ - не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. Психоанализ развивался по следующему направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к «метапсихологии», то есть совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и «судьбах влечений». На основе Психоанализа было разработано большое количество различных психологических методик, основу которым положил Зигмунд Фрейд.
Введение
Биография Зигмунда Фрейда
Фрейдизм как социальная и философско-антропологическая доктрина
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Заключение
Список литературы
Содержание
1.Введение
Зигмунд Фрейд за свою жизнь написал много различных работ, одной из которых является «Психоанализ». В данной работе З. Фрейд излагает свои философские идеи. Психоанализ - не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. Психоанализ развивался по следующему направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к «метапсихологии», то есть совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и «судьбах влечений». На основе Психоанализа было разработано большое количество различных психологических методик, основу которым положил Зигмунд Фрейд.
2.Биография Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года во Фрейбурге, провинциальном городе, в семье мелкого торговца. Вскоре семейство Фрейдов переехало в Лейпциг, а затем в Вену.
З.Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Его отец придерживался либерально-просветительских взглядов и, по утверждению домашних, был» законченным свободомыслящим". Еще до рождения сына он перестал посещать синагогу, а впоследствии и вовсе отказался от культовых и бытовых предписаний иудаизма. Под влиянием отца в мальчике рано пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям. Он получил типичное для выходца из мелкобуржуазной еврейской семьи образование: частная школа, гимназия, университет.
В гимназические годы мировоззрение З.Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма(вера в прогресс, в равенство возможностей, в свободу личности и т.д.)
Знакомство З.Фрейда с идеями европейского рационализма и свободомыслия оказало заметное влияние на его развитие. Он свято верил во всемогущество человеческого разума и конечную победу научного мировоззрения. Религия, напротив, в его представлении была главным источником человеческих заблуждений, врагом просвещения и прогресса.
Решающую роль в формировании мировоззрения Фрейда сыграло изучении естественных наук. Физика , химия, биология оказались авангардными областями знания. Среди интеллигенции усилился интерес к научной литературе, большую популярность приобрели публичные лекции и демонстрации различных опытов. В этих условиях интересы юноши, первоначально мечтавшего о карьере политического деятеля, приобрели иную направленность.
Еще в гимназии Фрейд познакомился с учением Ч.Дарвина, который впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними. Знакомство с эволюционной теорией Дарвина произвело подлинный переворот в сознании Фрейда, породив его надежды на небывалый прогресс в познании мира.
Семнадцатилетний Фрейд решил посвятить себя науке, он испытывал в тот период "непреодолимую потребность разобраться в загадках окружающего мира и по возможности сделать что-либо для их решения". Но осуществлению честолюбивых замыслов юноши препятствовала государственная политика Австро-Венгрии, ограничивавшая сферу деятельности евреев коммерцией, юриспруденцией и медициной. Путь в науку был закрыт, и Фрейд был вынужден выбрать медицину, как область более близкую к естествознанию.
В 1873 году он поступил на медицинский факультет Венского университета и через 8 лет получил степень доктора медицинских наук. Учебные занятия Фрейд совмещал с работой в Институте физиологии при Венском университете, руководимым Эрнстом Брюкке (1819-1892 гг.). Сотрудничество с этим выдающимся ученым существенно укрепило научный, рационалистический склад мышления Фрейда. Под руководством Брюкке Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствовавших оформлению материалистической теории нейронов. Сама логика научного исследования вела его на позиции естественнонаучного материализма. Он был убежден, что органом психики является мозг, и психические процессы существуют в неразрывной связи с физиологическими, что мир материальных предметов существует независимо от человеческого сознания и наши знания о нем начинается с возбуждения органов чувств. Революция, совершавшаяся в естествознании, требовала мировоззренческого осмысления научных открытий, и это дало новый толчок интересу Фрейда к философии.
В 1874-1875 гг. он прослушал цикл лекций
немецкого философа-идеалиста
Увлечение позитивистской философией
было довольно распространенным явлением
среди естествоиспытателей того
времени и объяснялось
Однако "материализм" Фрейда носил
ограниченный характер, то есть был
стихийным, неоформленным. Эта неоформленность,
отсутствие серьезной теоретико-
Наука о человеческой психике стояла на пороге великих открытий. Но Фрейд не мог ждать. Его пациенты нуждались в помощи. Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние Фрейда прекрасно видны в 1833 г., когда он начал изучать действие кокаина на себе и своих близких. Но эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторых его испытуемых. В медицинских кругах Вены за Фрейдом закрепилась репутация авантюриста.
В 1879 г. был создан первый в мире
Институт психологии. Фрейд занялся
научной работой и искал
В 1889 г. Фрейд едет в Нанси. Метод гипноза произвел на Фрейда большое впечатление. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Особенно поразил его эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна было приказано по-пробуждении раскрыть стоявший в углу зонтик, что она и сделала. На вопрос экспериментатора, зачем она раскрывает в помещении зонт, она сказала, что хотела удостовериться, ее ли это зонтик. Факт гипнотического внушения полностью выпал из ее памяти, и лишь путем настойчивых расспросов экспериментатору удалось заставить женщину вспомнить истинную причину своего поступка. Совершение действия, об истинной причине которого человек не подозревает, натолкнуло Фрейда на мысль, что работа мозга не всегда осознается, что в основе поведения людей могут лежать бессознательные мотивы, что с помощью ряда приемов их можно обнаружить. Фрейд вернулся в Вену окрыленным.
Однако вскоре он убедился, что
лечение гипнозом дает нестойкий
эффект и лишь затрудняет понимание
природы нервно-психических
На основе другого случая, когда молодая женщина, страдавшая расстройством мышления и речи, нервным кашлем и параличом, с помощью гипноза воспроизводила травмировавшие ее психику воспоминания(с болезнью и смертью отца), болезненные симптомы исчезли. Фрейд сделал вывод, что болезненный симптом является заменителем подавленного импульса и что им открыт новый метод лечения истерии(катарсический). Фрейд делает вывод о "энергетической теории", по которой организм располагает постоянным количеством психической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический симптом. Эта работа подводила итог многолетним исканиям Фрейда. В этой работе был высказан ряд соображений(о необходимости различия сознательных и бессознательных душевных актов, о важной регулирующей роли эмоций), положенных в дальнейшем в основу психоаналитической теории Фрейда. В процессе изучения Фрейд впервые столкнулся с проблемой бессознательного.
Пытаясь, раскрыть механизмы возникновения неврозов он обратил внимание на патогенные последствия неудовлетворенных влечений и неотреагированных конфликтных эмоций. Эти чужеродные, разрывающие единство сознания аффекты были восприняты Фрейдом как первое и главное свидетельство существования бессознательного. Поскольку же их содержанием в большинстве случаев оказывалось для больного нечто неприятное, постыдное, с точки зрения социальных и нравственных норм неприемлемое, Фрейд предположил, что бессознательный характер этих активно конфликтующих психических сил обусловлен особым защитным механизмом, получившим название "вытеснение". По мере развития психоанализа, представления Фрейда о бессознательном уточнялись и усложнялись. Фрейд начинает строить свою науку о бессознательной психической деятельности. Согласно которой, невроз является защитной реакцией психики на травмирующую идею, которая изгоняется из сознания. Дальнейшее развитие состояло в выдвижении Фрейдом гипотезы об исключительной роли сексуальности в этиологии неврозов, затем последовали отказ от гипнозов и замена их методом свободных ассоциаций и толкованием сновидений, выдвижение учения о бессознательном.
По мере того, как психоанализ
из метода объяснения и лечения неврозов
превращался в науку о
3.Фрейдизм как социальная и философско-антропологическая доктрина
Фрейдизм - общее обозначение различных
школ и течений, стремящихся применить
психологическое учение Фрейда для
объяснения явлений культуры, процессов
творчества и общества в целом. Фрейдизм
как социальную и философско-
Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения.
Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годах возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признается энергия бессознательных психосексуальных влечений, то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению, в школе аналитической психологии К.Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996. , а для О. Ранка вся человеческая деятельность оказывалась подчиненной преодолению первичной "травмы рождения".
Широкое распространение фрейдизма началось после Первой мировой войны и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, так и с кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления фрейдизма стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины.
В конце 1930-х годах возник неофрейдизм, который стремится превратить фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда. Влияние фрейдизма особенно проявилось в социальной психологии, этнографии, литературоведении и художественной критике. Наряду с этим воздействие фрейдизма сказалось в теории и практике различных художественных модернистских течений (сюрреализм, претендовавший на расширение сферы искусства через привлечение бессознательного).
Психоанализ, заявил Фрейд в энциклопедической статье 1922 года, это, во-первых, способ исследования психических процессов, иными путями недоступных; во-вторых, метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; в-третьих, ряд понятий психологии, опирающихся на вышеуказанные методы исследования и лечения, - эти понятия сообща формируют облик новой научной дисциплины.