Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:07, курсовая работа
В настоящее время азотная промышленность в качестве сырья использует природный газ (технология получения аммиака из природного газа широко внедряется). Это позволит обеспечить наиболее рациональное размещение промышленности азотных удобрений по территории страны, приблизить производство к районам потребления, использовать местные виды сырья, топлива и дешевой энергии.
ВВЕДЕНИЕ
1. Виды коррозионных и коррозионно-механических разрушений, конструкционных материалов 5
1.1 Анализ агрессивной среды производства данной отрасли 8
1.2 Характерные виды коррозии и износа 10
1.3 Факторы ускоряющие коррозию и износ 14
1.4 Выводы 17
2. Разработка антикоррозионной защиты оборудования данной отрасли 18
2.1 Виды коррозионностойких материалов 21
2.2 Выбор химическо-стойких неметаллических материалов 23
2.3 Выбор модификаторов коррозии 27
2.4 Выбор ремонтно-реставрационных материалов 29
2.5 Выбор антикоррозионных покрытий (металлополимерные, полимерные и
и стеклоэмалевые) 30
2.6 Выбор износостойких материалов и покрытий 33
2.7 Выбор специальных покрытий в данной отрасли 36
2.8 Применение технологии укрепления поверхностей 38
2.9 Разработка химико-технологических методов снижения коррозии и
износа 42
2.10 Разработка организационно-технических методов снижения коррозии 42
2.11 Разработка вариантов рационального конструирования 43
2.12 Выбор эффективных ингибиторов коррозии 48
2.13 Разработка вариантов электро-химической защиты оборудования 51
2.14 Выводы 53
3. Выводы. Производственные рекомендации по повышению
эксплуатационной надежности 55
ЛИТЕРАТУРА
Міністерство освіти, молоді та спорту України
ДВНЗ Український державний
хіміко-технологічний
Кафедра ОТХВ
КУРСОВА РОБОТА
з дисципліни «КАЗО»
на тему: Аналіз корозійно-механічних руйнувань
Виконав:
Перевірив:
Дніпропетровськ
2012
РЕФЕРАТ
Были изучены состояние и агрессивность среды в азотной промышленности, факторы которые ускоряют коррозию и износ.
Предложены организационно-
Был сделан подбор коррозионно-устойчивых материалов и нанесение тонких покрытий химически устойчивых металлов или протекторная защита более активных металлов.
Сделаны выводы и даны рекомендации по повышению технического уровня производства, эксплуатации, надежности оборудования данной отрасли.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Виды коррозионных и коррозионно-механических
разрушений, конструкционных материалов
1.1 Анализ агрессивной среды производства данной отрасли 8
1.2 Характерные виды
коррозии и износа
1.3 Факторы ускоряющие коррозию и износ 14
1.4 Выводы
2. Разработка
антикоррозионной защиты
2.1 Виды коррозионностойких
материалов
2.2 Выбор химическо-стойких
неметаллических материалов
2.3 Выбор модификаторов
коррозии
2.4 Выбор ремонтно-
2.5 Выбор антикоррозионных
покрытий (металлополимерные,
и стеклоэмалевые)
2.6 Выбор износостойких материалов и покрытий 33
2.7 Выбор специальных покрытий
в данной отрасли
2.8 Применение технологии укрепления поверхностей 38
2.9 Разработка
химико-технологических
износа
2.10 Разработка организационно-технических методов снижения коррозии 42
2.11 Разработка
вариантов рационального
2.12 Выбор эффективных ингибиторов коррозии 48
2.13 Разработка вариантов электро-
2.14 Выводы
3. Выводы. Производственные рекомендации по повышению
эксплуатационной надежности
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Во всех индустриально развитых странах азотная промышленность является в настоящее время одной из основных ведущих отраслей. Доказательством этого служат цифры, характеризующие стремительный рост производство связанного азота. В 1955г во всем мире было произведено аммиака около 8 млн. т, в 1965г - 20 млн. т, в 1975г - 66 млн. т, в 1980г - 100 млн. т, в 1985 - 120 млн. т. Такое бурное развитие азотной промышленности диктуется в первую очередь необходимостью удовлетворения неудержимо растущего населения земного шара продуктами земледелия. Без минеральных удобрений, и в первую очередь азотных, невозможно решить задачи интенсификации сельского хозяйства. Производству азотных удобрений и их основы, аммиака, в нашей стране всегда уделялось первостепенное внимание. Среднегодовой прирост темпа аммиака за последние 20 лет составлял 10-19%. Производство аммиака, как известно, отличается большой энергоемкостью.
В настоящее время азотная промышленность в качестве сырья использует природный газ (технология получения аммиака из природного газа широко внедряется). Это позволит обеспечить наиболее рациональное размещение промышленности азотных удобрений по территории страны, приблизить производство к районам потребления, использовать местные виды сырья, топлива и дешевой энергии.
Историю развития производства аммиака можно рассматривать как борьбу за повышение полезного использования электрической, тепловой, и механической энергии. На первых установках производства аммиака к. п. д. на превышал 10-11%. Использование природного газа в производстве аммиака увеличило общий энергетический к. п. д. до 40%. Современные энерготехнологические агрегаты аммиака практически автономны и имеют производительность 450-500 тыс. т. в год и общий энергетический КПД 50-52%.
Это обеспечено достижениями химической технологии, химического и энергетического машиностроения, металлургической и приборостроительной промышленности, а также высокой квалификацией строителей, монтажников, эксплуатационников.
1. Виды коррозионно-механических разрушений, конструкционных
материалов
Коррозия - это разрушение сталей и сплавов в результате химического и электрохимического взаимодействия с агрессивной средой, обусловленное термодинамическим состоянием металла. Процессы протекают в гетерогенных системах, т.е. на границах раздела металл-электролит, металл-газовая среда и на границах в самом металле. Электрохимическая коррозия обусловлена образованием двойного электролитного слоя (металл-электролит), скачком потенциала на границе их раздела и определяется следующими стадиями:
- адсорбция коррозионно-
- ионизация металлов и восстановление окислительного
компонента электролита;
- образование и отвод продуктов коррозии.
По видам (механизмам) коррозию классифицируют следующим образом:
- коррозия в электролитах (
- коррозия под напряжением;
- коррозия при кавитации;
- щелевая коррозия;
- контактная коррозия (контактом металлов различных потенциалов);
- газовая высокотемпературная коррозия.
По особенностям коррозионного поведения различают общую и молекулярную коррозию. Молекулярная проявляется в виде питтингов, язв, избирательного растворения фаз, межкристаллитного (транскристаллитного) разрушения и коррозионного растрескивания.
Общая коррозия в азотной промышленности охватывает практически всю поверхность металла, находящегося в контакте с электролитом, разрушение характеризуется равномерной скоростью растворения. Коррозию регулируют три основных процесса: анодный, переход электролита от анода к катоду и катодный. Механизм коррозии предполагает наличие на поверхности металла электрохимической неоднородности (присутствие разнородных атомов в кристаллической решетке, сегрегация легирующих элементов и примесей, наличие зон различных уровней свободной энергии и т.д.).
Коррозионное растрескивание сталей и сплавов происходит в средах, содержащих сероводород, аммиак, диоксид углерода, в щелочных, кислых, хлоридных и других растворах. Превалирующими факторами, способствующими развитию разрушений металлов, является совокупность растягивающих напряжений, пластических деформаций, структурно-химический состав и коррозионная среда. Коррозионное растрескивание характерно для хромоникелевых сталей.
Другой вид разрушений в азотной отрасли может происходить по причине водородной хрупкости, типичной для высокопрочного состояния (стали мартенситного класса и материалы, склонные к пассивации).
Воздействие коррозионно-активной среды на стали и сплавы можно представить двумя механизмами коррозии:
- образование трещины и ее развитие, которое активизирует анодное растворение металла в устье трещины;
- зарождение трещины в результате адсорбции атомарного водорода на поверхности, сопровождающееся его диффузией в металл. Наводораживание стали приводит к потере пластичности и хрупкому разрушению вследствие растягивающего напряжения.
Причины, обуславливающие растрескивание:
- пониженная коррозионная стойкость границ и прилегающих областей зерен в электролите;
- сегрегация элементов (P, As, Sb, Bi), вызывающих МКК в закаленном состоянии;
- химическая активность сред.
Предупреждение этого вида коррозии: снижение растягивающих напряжений; предупреждение попадания в коррозионную среду ионов CL, KOH, NaOH и др.; катодная защита оборудования.
Межкристаллитная коррозия (МКК) заключается в быстром селективном растворении границ зерен металла, которая сопровождается снижением прочности и пластичности изделий. Причиной МКК является термическое воздействие, приводящее к электрохимической гетерогенности между приграничными зонами и объёмом зерна. В коррозионностойких сталях и сплавах различают следующие виды коррозии:
- разрушения, связанные с обеднением приграничных областей зерен, обуславливают коррозионную стойкость материала в данной среде;
- коррозия, вызываемая низкой химической стойкостью избыточных фаз на границах зерен;
- процесс разрушения границ зерен в результате сегрегации поверхностно-активных элементов, снижающих стойкость основы в электролите.
Возникновение МКК в хромоникелевых сталях обусловлено выделением карбидов хрома Cr23C6, Cr7C3. При 650-700 °С вокруг карбидов образуется сплошная зона с пониженным содержанием Cr шириной 0,8 мкм. Соответственно теории обеднения границ зерен при сенсибилизации сталь склонна к этому виду коррозии, когда концентрация Cr снижается до 12%, металл теряет коррозионную стойкость.
Распространенным способом борьбы с МКК является легирование стали стабилизирующими элементами (Ti, Nb, Ta) с более высоким сродством к углероду, чем Cr. Эти присадки предупреждают выделение карбидов хрома, связывая углерод в самостоятельные карбиды TiC, NbC, TaC.
Питтинговая (точечная) коррозия в азотной отрасли заключается в образовании на поверхности металла мелких разобщенных поражений, называемых питтингами. Этот вид разрушений принадлежит к одному из наиболее опасных видов локальной коррозии. При малых потерях массы металл подвергается глубоким поражениям, в короткий срок приводящим к сквозным дефектам.
Необходимым условием питтингообразования является присутствие в коррозионных средах активизирующих галоидных ионов (CL-, F- и др.). Они адсорбируются на пассивной стали, разрушая окисную защитную пленку, при этом активные поверхности сопровождаются зарождением питтингов.
Коррозия возникает на избыточных фазах (неметаллические включения, карбиды и др.), скопления дислокаций, дефектах после механической обработки (задиры, окалина, след реза после точения и др.). Поверхность питтинга растворяется в коррозионных средах со скоростью нескольких тысяч монослоев в секунду, в отличие от прилегающей области металла.
Пути снижения склонности
сталей и сплавов к питтинговой
коррозии: термическая обработка, металлургические
способы (легирование, модифицирование),
пластическая деформация, шлифование,
полирование с последующей
Щелевая коррозия протекает в зазорах (щелях) при сочленении деталей и узлов машин, работающих в агрессивных и атмосферных средах. Коррозия развивается с большой скоростью и представляет высокую опасность для конструкции и аппаратов. Разрушение по данному механизму связывают с изменением электрохимических условий в местах, где затруднены доступ электролита и отвод продуктов коррозии.
Предупредить щелевую коррозию можно легированием нержавеющих сталей молибденом. Весьма важным фактором является рациональное проектирование узлов машин и конструкций, исключающее образование застойных зон, зазоров, карманов, щелей и др.