Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:14, курсовая работа
Для нанесения цинкового покрытия существует множество различных способов и технологий, которые используются в промышленности. Практическое применение находят следующие способы нанесения цинковых покрытий:
1) погружение изделий в расплавленный цинк (горячий способ);
2) метод термической диффузии;
3) металлизация распылением металлом из пульверизатора;
4) контактный метод осаждения цинка;
5) электролитический метод.
Введение………………………………………………………………………5
Технико-экономическое обоснование………………………………………9
1 Анализ условий эксплуатации деталей………………………………….10
2 Выбор материала для деталей мелкого крепежа и технологии
их изготовления……………………………………………………………..11
3 Выбор материала покрытия и технологии его нанесения……………...17
3.1 Горячее цинкование…………………………………………….....18
3.2 Электролитическое цинкование………………………………….19
3.3 Зингование………………………………………………………....20
3.4 Термодиффузионное цинкование………………………………...22
3.5 Газодинамическое напыление……………………………………26
4 Выбор основного оборудования…………………………………………30
4.1 Оборудование для термодиффузионного цинкования………….30
4.2 Оборудование для газодинамического напыления……………...32
5 Выбор дополнительного и вспомогательного оборудования………….33
6 Контроль качества покрытий…………………………………………….35
7 Планировка участка………………………………………………………37
8 Экономика производства…………………………………………………39
9 Охрана труда………………………………………………………………58
10 Гражданская оборона……………………………………………………67
Выводы и рекомендации…………………………………………………...80
Таблица 2.2 – Механические свойства сталей 10сп, 20сп и 35 [7]
Марка стали |
σв, МПа |
σ0,2, МПа |
δ, % |
ψ, % |
KCU, МДж/м2 |
10сп |
372 |
- |
8 |
55 |
- |
20сп |
490 |
- |
7 |
45 |
- |
35 |
470 |
245 |
17 |
35 |
340 |
Все указанные выше стали обеспечивают достаточный уровень механических свойств, но у стали 35 он выше, чем у двух других. Однако для изготовления метизов целесообразно применить сталь 20сп, поскольку из сталей с большим содержанием углерода затруднительно изготовить детали крепежа холодной штамповкой. На рис. 2.1 представлен эскиз деталей, крепежа.
Рис. 2.1 – Эскиз деталей крепежа
Следует отметить, что снижению расхода материалов, энерго- и материалоемкости производства, уменьшению себестоимости продукции, уменьшению объема вредных выбросов способствует разработка и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства и обработки материалов и изделий из них. Такими технологиями в машиностроении являются, например, различные методы точного литья сплавов, безотходные и малоотходные технологии производства изделий методами обработки металлов давлением (холодная объемная штамповка и ее разновидность – холодная высадка, холодная чистовая вырубка, горячая прокатка заготовок деталей машин на деталепрокатных станах, гидропрессование и др.), технологии деформационно-термической обработки, технологии производства изделий методами порошковой металлургии и другие.
Так, например, изготовление таких достаточно простых изделий, как метизы (болты, гайки, винты и др.) методом механической обработки проката на металлорежущих станках приводит к большим трудозатратам и переводу в отходы в виде стружки более половины металла, а при их изготовлении методом холодной высадки на станках-автоматах потери металла не превышают 5…7 % при обеспечении более высоких прочностных характеристик изделий.
При изготовлении изделий методом холодной высадки, являющимся сейчас преобладающим малоотходным и эффективным способом производства большинства метизов, многих деталей автомобилей и другой техники, наиболее важным технологическим свойством является способность к осадке в холодном состоянии. В зависимости от результатов испытаний и предъявляемых требований стальной подкат для холодной высадки, например, поставляется по группам осадки 75 (удовлетворительная осадка образцов до 1/4 их первоначальной высоты – деформация без образования на их торцах трещин, размер которых превышает предельные показатели, заданные в соответствующей нормативной и технической документации), 66 (удовлетворительная осадка образцов до 1/3 их первоначальной высоты), 50 (удовлетворительная осадка образцов до 1/2 их первоначальной высоты). Для удовлетворения соответствующим требованиям прокат должен иметь не только соответствующую структуру, но и высокое качество поверхности.
При изготовлении болтов с применением холодной штамповки выполняются операции образования стержня, получения промежуточной и окончательной форм головки, накатки резьбы. Указанные операции производятся на одном автомате – комбайне или нескольких прессах-автоматах, образующих автоматическую линию из последовательно расположенных машин, соединенных транспортными механизмами для передачи заготовки. Автоматическая линия может включать холодновысадочные, обрезные и резьбонакатные автоматы.
Холодновысадочный
автомат служит для высадки головки
болта (промежуточной или
Холодновысадочные прессы-автоматы отличаются количеством позиций формообразующего инструмента, числом ударов, необходимых для образования заготовки, конструкцией высадочных матриц и расположением позиций штамповки.
По количеству позиций автоматы делятся на однопозиционные и многопозиционные. Однопозиционные автоматы в зависимости от числа ударов могут быть одноударными, двухударными и трехударными. Для изготовления одной детали на одноударном прессе требуется один оборот коленчатого вала (один ход высадочного ползуна), на двухударном – два, на трехударном – три. Для штамповки болтов применяются в основном двухударные автоматы. Многопозиционные автоматы могут быть одно- и двухударными, преимущественное применение для штамповки болтов имеют одноударные многопозиционные прессы.
По конструкции высадочных матриц прессы-автоматы делятся на автоматы с цельными и разъемными матрицами. Многопозиционные автоматы изготовляют главным образом с цельными матрицами.
Однопозиционные двух ударные
холодновысадочные прессы-
Рис. 3.1 – Схема многопозиционной штамповки болтов:
2 – подающие ролики;
4 – упор;
7 – пуансон;
При изготовлении болтов для дальнейшего их антикоррозионного покрытия размеры резьбы увеличиваются, при этом абсолютное увеличение примерно равно четырехкратной толщине покрытия. Это увеличение размеров компенсируется предварительным уменьшением размеров резьбы при изготовлении болтов. При этом создается гарантированный зазор, величина которого больше четырехкратной толщины покрытия [8].
3 ВЫБОР МАТЕРИАЛА ПОКРЫТИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ЕГО НАНЕСЕНИЯ
Существует множество защитных металлических покрытий, способных защитить детали от действия коррозии: цинковое, хромовое, никелевое и т.д. Для деталей крепежа наилучшим вариантом является цинковое покрытие, поскольку оно не такое дорогое, как хромовое или никелевое, к тому же эти покрытия используются для деталей с повышенными требованиями к износостойкости соединения.
Выбор цинка
не случаен и объясняется высоким отрицательным
значением окислительно-
Цинковое покрытие обеспечивает надёжную защиту от коррозии, толщина покрытия выбирается в зависимости от условий эксплуатации детали. Также покрытие из цинка обладает высокой степенью сцепления с поверхностью защищаемого изделия. Цвет покрытия в основном серый или серебристо-серый (см. рис.3.1).
Рис. 3.1 – Детали крепежа с цинковым покрытием
После цинкования деталь дополнительно подвергают пассивации для нанесения фосфатного покрытия, в результате повышается коррозионная стойкость и изделие приобретает декоративный вид.
На данный момент разработано множество различных способов и технологий для нанесения цинкового покрытия. Основной задачей является правильный выбор определённой технологии, которая обеспечивала бы надёжную защиту деталей. Для правильного выбора технологии нанесения цинкового покрытия необходимо рассмотреть несколько способов.
3.1 Горячее цинкование
Суть горячего цинкования состоит в погружении деталей в ванну с расплавленным цинком, такое покрытие обладает хорошей коррозионной стойкостью. Недостатком его является неравномерность по толщине изделия и сложность нанесения на детали с резьбой. В основном горячему цинкованию подвергают трубы, которые проходят под землёй и покрытие необходимо с внутренней и внешней стороны. На рис. 3.2 изображена схема горячего цинкования.
Рис. 3.2 – Технологическая схема горячего цинкования
3.2 Электролитическое цинкование
Покрытие
наносится в растворах электрол
1) обезжиривание в органическом растворителе – для удаления загрязнений с поверхности деталей;
2)
сушка – естественная или
3)
травление – для удаления
4) промывка в холодной воде – для удаления с поверхности остатков растворов;
5)
химическое или
6) промывка в горячей и холодной воде;
8) промывка в холодной воде.
Детали цинкуют в специальных ваннах (см рис.3.3).
Рис. 3.3 – Общий вид ванны электролитического цинкования
Гальваническое покрытие уступает в коррозионной стойкости покрытию, полученному в результате горячего цинкования. К тому же, для получения качественного покрытия необходимо очень тщательно подготовить поверхность покрываемых деталей иначе придётся заново покрывать изделия. С точки зрения экологии этот метод является опасным, поскольку в технологии используются растворы кислот и электролиты [2].
3.3 Зингование
Покрытие Zinga – это тонкопленочное цинковое покрытие, исключительно эффективно защищающее черные металлы от ржавчины. Оно сочетает достоинства горячего цинкования и лакокрасочных покрытий, исключает ряд их недостатков и имеет уникальные преимущества. Покрытие Zinga обеспечивает одновременно и активную (катодную) аналогичную горячей оцинковке и пассивную (барьерную/ пленочную), как у красок, защиту от ржавления.
Основным принципом защиты черных металлов покрытием Zinga является принцип катодной (активной) защиты посредством жертвенных электронов. Принцип заключается в том, что один металл (цинк) расходуется для защиты другого металла (железа). Основным доводом в пользу применения цинка в качестве защитного покрытия для стали является тот факт, что цинк подвергается коррозии гораздо медленнее, чем железо в большинстве окружающих сред. Покрытие Zinga является двойной системой и защита, обеспечиваемая Zinga, двойственна:
1) катодная защита (жертвенная) как у горячего цинкования – активная защита;
2) барьерная защита как у краски – пассивная защита.
Следует отметить, что Zinga – это промышленный высококачественный продукт, представляющий собой однокомпонентный жидкий состав (полностью готовый к применению), состоящий из электролитического цинка чистотой 99,995 %, летучих веществ и связующих агентов. Основным компонентом при производстве Zinga является цинковая пудра, причем для обеспечения проводящего слоя и катодной защиты по всему тонкопленочному покрытию необходимо не менее 94 % чистой цинковой пудры с размером частиц 12-15 мкм (частицы имеют шаровидную форму) или не менее 88 % атомизированной цинковой пудры с размером частиц 3-5 мкм. Zinga же содержит 96 % атомизированного цинка чистотой 99,995 %. Причем частицы цинка имеют овальную форму, что, во-первых, значительно увеличивает содержание цинка в покрытии и, соответственно, его электропроводность, и, во-вторых, улучшает сцепление с поверхностями даже с небольшой шероховатостью. Нейтральные смолы и растворитель (ненасыщенные углеводороды) являются второй и третьей составляющими Zinga, также придающими покрытию уникальные свойства. Благодаря малым размерам частиц цинка и их овальной форме Zinga образует электрохимическое соединение с металлом, на который оно нанесено, что обеспечивает даже при небольших шероховатостях отличную адгезию с поверхностью и никогда не приводит к отслаиванию покрытия, что является характерным свойством именно активных покрытий. Zinga корродирует намного медленнее, чем любое другое цинковое покрытие, так как частицы цинка в этом составе защищены содержащимися в нем смолами, а образующиеся в процессе окисления Zinga соли цинка, связанные смолами, заполняют естественные поры слоя. Таким образом, Zinga более устойчива к коррозии благодаря своим полимерным составляющим. Именно смолы усиливают противодействие внешним влияниям и продлевают срок службы покрытия.
Информация о работе Выбор материала для деталей мелкого крепежа и технологии их изготовления