Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:50, контрольная работа
Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае и попавшая в Европу. В XII-XIII веках первые "бумажные мельницы" появляются в Испании. К началу европейского книгопечатания не менее двух третей рукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта, различного качества.
Развитие книгопечатания в европейских странах……………….3
• Возникновение письменности и книгопечатания на востоке и в Западной Европе..…..3
• Инкунабульный период европейского книгопечатания…………………………………...3
Династии и издательские фирмы в XVI-XVII вв………………….5
• Деятельность Иоганна Гутенберга……………………………………………………….....5
• Изобретение книгопечатания………………………………………………………………..5
• Франция: семья Этъеннов, издательская марка……………………………………………6
• Выдающиеся европейские издатели XIX века……………………………………………..7
Начало книгопечатания в Северной Америке……………………..9
• Книгопечатание в Северной Америке в XVII – XVIII в…………………………………..9
Основные направления в книгоиздательстве…………………………………………...10
Производство и распространение книг………………………………………………….10
• Технический прогресс в области книгопроизводства в первой половине XIX века…...11
• Оформление книги в первой половине XIX века.…………………………………………13
• Развитие книгопечатной техники во второй половине XIX века………………………...13
• Основные направления в технике книгопроизводства и оформление книги в XX веке...14
Зарождение буржуазно-капиталистических отношений в книжном деле европейских стран…………………………………15
• Книга и прогресс в книгопечатании в XIX веке………………………………………….15
Появление новых типов издательско-книготорговых объединений…………………………………………………………..17
• Книгопечатание во Франции в 16 в……………………………………………………….17
• Книга Западной Европы в 16 в. Общий характер книжного дела.………………………18
Появление новых видов изданий………………………………..….19
Заключение…………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………24
Гутенберг отказался платить своему компаньону проценты, желая отложить платеж до того времени, когда предприятие начнет приносить доход. Фуст предъявил иск, требуя уплаты процентов. Процесс окончился присягой Фуста, о чем был составлен протокол, записанный нотариусом Гельмасбергером 6 ноября 1455 года; подлинник этого акта, столь важного для сохранения за Гутенбергом имени изобретателя книгопечатания, недавно открыт Карлом Дзяцко в библиотеке Геттингенского университета (K. Dziatzko, «Sammlung bibliothekwissenschaftlicher Arbeiten» 1889 году и сл.). По решению суда типография со всеми ее принадлежностями перешла к Фусту, и Гутенбергу надо было начинать дело с нуля.
Он вступил в компанию с Конрадом Гумери и в 1460 году выпустил сочинение Иоанна де-Бальби из Генуи (1286), «Catholicon» (латинская грамматика со словарем). В 1465 году курфюрст Адольф принял Гутенберга на службу, но 3 февраля 1468 года книгопечатник умер; он похоронен в Майнце, однако местоположение его могилы неизвестно. Но некоторые источники утверждают, что его могила находится на францисканском кладбище.
Нет и настоящего портрета Гутенберга. Все изображения Гутенберга относятся к более позднему времени, и являются плодом фантазии художников.
Изобретение Гутенберга приписывалось в разное время разным лицам. Истина окончательно восстановлена v. d. Linde («Gutenberg», 1878), многолетние изыскания которого подтверждаются новейшими находками в библиотеках и архивах.
Гутенбергу воздвигнуты памятники в Майнце, Страсбурге и Франкфурте на Майне.
К 1440 г. относятся первые типографские опыты Гутенберга. Ученики и подмастерья Гутенберга разнесли весть о великом изобретении по Германии, а затем и по всей Европе. Идея набора букв (литер), как мы знаем, была известна уже у античных писателей. Пресс издревле применялся в виноделии и в производстве набивной ткани. Употреблялся он и в изготовлении ксилографии. Технология изготовления матриц и отливки шрифта Гутенбергом весьма напоминает технику зеркального производства той поры. Гутенберг соединил существовавшие до него изобретения, воплотив на практике великую идею печатания книг, и явил миру первые, причем сразу же совершенные образцы изданий. Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затем они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица, которая заливалась сплавом металлов. В состав сплава, разработанного Гутенбергом, входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве. Для оборудования типографии требовался уже не просто пресс, а печатный станок и наборная касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались литеры букв и знаков препинания.
Франция: семья Этъеннов, издательская марка.
Этьенны (Эстьенны) – семья французских типографов и издателей-гуманистов, работавших в Лионе, Париже, Женеве (1502–1660гг.). Этьенны издавали сочинения греческих и латинских писателей, комментарии к ним, Библию (на древнееврейском, греческом, латинском языках) и фундаментальные словари древних языков. В 1502 г. издал «Этику» Аристотеля. Одно из их нововведений – превосходный греческий (т. н. королевский) шрифт, удешевивший книгу. Всего выпустили около 1500 изданий. Наиболее известный представитель Этьеннов: основатель фирмы в Париже – Анри Этьенн Первый (около 1460–1520 гг.). Издал около 150 книг, преимущественно религиозного и философского содержания, тщательно напечатанных, с оригинальными титульными листами.
Его сын – Робер Этьенн Первый (1503–1559 гг.), филолог, кальвинист, активный сторонник Реформации, славился своей эрудицией. Выпускал учебные пособия, Библию. В 1523 г. осуществил исправленное издание латинского текста Нового завета. Составил и издал толковый словарь латинского языка под названием «Сокровищница латинского языка». В 1539 году был назначен «королевским печатником» книг на латинском и древнееврейском языках, а в 1540г. и на греческом языке. В 1551 году из-за усиления католической реакции бежал в Женеву, где открыл типографию, издал ряд памфлетов против католицизма. Его издания «Нового завета», в котором были исправлены явные неточности, вызвало осуждение богословов из Сорбонны. Всего Робер Этьенн Первый выпустил свыше 600 книг. Его издательская марка изображала отшельника под деревом с девизом «Noli altum sapere», что означает «Не высокомудрствуй».
Сын Роббера Этьенна Первого Анри Этьенн Второй (1528 или 1531–1598гг.), эллинист и полиглот, открыл ряд рукописей древних авторов. Его главнейшие труды: «Апология Геродота», трактаты о французском литературном языке (1565, 1578, 1579, 1591 гг.). Анри Второй отличался подобно своему отцу необычайной ученостью, составил и издал «Сокровища греческого языка», продолжив тем самым дело отца.
Выдающиеся европейские издатели XIX века
Издатели XIX века сыграли выдающуюся роль в развитии общей культуры человечества. Они выступают как талантливые организаторы производства книги, часто не имея собственных типографий и книготорговой сети, они развивают чисто рыночные, договорные отношения во всех структурах книжного рынка. Принципиально новое в их деятельности то, что в условиях жесткой капиталистической конкуренции они опираются на поддержку банков, финансового капитала. В 1857 г. парижский банкир Оппенгейм помог книгоиздателю П. Лакруа (1806-1884гг.) основать новую фирму, скупить на десять лет вперед у многих знаменитых писателей право издания их трудов, экономически подчинить себе многих конкурентов.
Фирмы стремились к некоторой специализации, разделу сфер влияния на книжном рынке. Издатели покупали у государства исключительное право на печатание официальных изданий, поставку учебников, справочников. В эпоху широкого строительства железных дорог владелец небольшой типографии Наполеон Шэ (1807-1865гг.) стал монополистом в области издания и распространения книг на транспорте. Но не всегда издатели стремились извлечь только прибыли, зачастую ими двигала настоящая любовь к литературе и книге. Многие из них стремились создать красочные и доступные по цене книги, решали просветительские задачи.
Старейшая немецкая фирма Котта была основана еще в 1639 году небогатым книготорговцем в г. Тюбинге. Ее представители богатели, обзаводились знакомствами в литературной среде. Издатель барон Иоганн Котта фон Коттендорф (1764-1832гг.), получивший титул за участие в освободительной войне и заседаниях Венского конгресса, в молодости дружил с Шиллером и Гете. Термин "Буря и натиск", обозначавший литературное течение, был обязан ему своим появлением. "Он стоял у истоков нового буржуазного века, - писал о нем историк, - он уловил задачи развития книги в свою эпоху и был этим образцом".
Фридрих Брокгауз (1772-1823гг.), бывший офицер освободительной армии, вернувшись после войны, приступил к изданию справочной и энциклопедической литературы. Его знаменитое издание - энциклопедический словарь "Конверсационс Лексикон" (первое издание - 1808 - 1811 гг., с 15-го издания - "Большой Брокгауз" в г. Лейпциге) - стал образцом изданий подобного рода. Брокгауз и его наследники не скрывали, что они рассчитывают на солидного "буржуазного" покупателя. Их издание было отлично оформлено, добросовестно подготовлено в научном и редакционном отношении. Брокгауз совершенно исключил из своего словаря политические и корпоративные оценки, для него все должно быть предельно одинаково описано и объяснено. Этим он и прославился у миллионов читателей.
Филипп Реклам (1807-1896гг.), напротив, рассчитывал на покупателя из самой небогатой среды, учащейся молодежи, грамотных пролетариев. Особенно знаменита его дешевая серия "Всеобщая библиотека", где были представлены все важнейшие имена в немецкой и мировой литературе. С 1867 до 1899 гг. в этой серии было выпущено свыше 4000 наименований.
Эрнест Зееманн (1829 – 1904гг.) основал первую в Германии специализированную фирму по выпуску и продаже изобразительной продукции - репродукций картин, открыток, альбомов по искусству.
Во Франции до сих пор наиболее крупным универсальным издательством считается фирма, которую основал в 1826 г. Луи Ашетт (1800 - 1864), сын небогатого виноторговца. Он выдвинулся как просветитель, издатель недорогих учебников, пособий для школы, затем проявил коммерческую хватку, вытесняя конкурентов и умело находя доходные издания. Большие тиражи всегда были особенностью этого издательства. Фирма, например, в одном из рекламных каталогов отмечала, что за три года ею распродано один миллион семьсот тысяч экземпляров книги "Примерные девочки", для юных читателей, и полтора миллиона "Похождений сорванца".
Пьер-Жюль Этцель (1814 - 1886), детский писатель, участник восстания 1851 г., вернувшись из эмиграции, основал издательство детской и учебной книги, отличавшееся качеством и ассортиментом своих изданий. Он первым заключил договор с Жюлем Верном об издании всех его книг.
Кальман Леви (1819-1891), выходец из Германии, основал с братьями в Париже торговлю театральными изданиями. Его предприятие выросло в крупнейшее издательство научной и искусствоведческой литературы.
Пьер Ларусс (1817 - 1875), составитель словарей, филолог, не найдя поддержки своим широким планам выпуска просветительной литературы, основал собственное издательство. В годы промышленного и культурного подъема его издания, особенно энциклопедические, имели исключительный успех. В руках наследников фирма "Ларусс" превратилась в крупнейший издательский центр Европы.
Самое старое издательство из существующих ныне в англоязычных странах издательство "Макмиллан" было основано в 1843 г. в Лондоне, затем оно было переведено в США. В результате слияния с канадской фирмой "Кроуэлл-Колльер" и поглощения еще 28 издающих книги предприятий оно стало межнациональной монополией по производству печатной продукции. Все входящие в концерн издательства действуют независимо, хотя эта независимость носит формальный характер.
В Соединенных Штатах Америки насчитывается более 2000 издающих книги фирм, сообществ и просто частных лиц. Имеются сравнительно большие предприятия. Старейшим в этой стране считается издательство "Липпинкотт", выпустившее первую книгу в 1792 г. и издающее теперь самые разные, не связанные определенной тематикой книги. Напечататься в этом издательстве считается престижным.
В развитии книгоиздания в Соединенных Штатах в XIX веке решающую роль сыграл бурный экономический и социальный подъем этой крупнейшей из демократических стран мира. Если в 1823 г. там было напечатано только 120 книг то к концу века их число выросло более, чем в сорок раз! Известную роль сыграла и определенная монолитность общества: отсутствие феодальных пережитков, единая религия и язык, развитая степень благотворительности, общественного образования, полная свобода частной инициативы.
Торговля книгами велась через книжные лавки, которые в начале века сохраняли еще архаичный облик: тесные, темные помещения, стеллажи до потолка. На парижском жаргоне продавцы книжных лавок получили прозвище "обезьян", поскольку им приходилось все время лазить по стремянкам в поиске книг. Не было классификации, библиографического обслуживания. Книги размещались под средневековыми названиями отделов: "литургии" - богослужебные издания; "эфемериды" - брошюры, альманахи; "академии" - научные, учебные издания; "лексиконы" - словари. Только в конце XIX века делаются первые попытки научно разработанной десятичной классификации (Ч. Дьюи, 1876 г.). Постепенно, однако, магазины занимали более просторные помещения, витрины роскошно оформлялись (плюш, бархат, золотые кисти и пр. были в духе того времени). В одном помещении часто соединялись оптовая контора, кабинет-выставка книг, торговый зал и книжный магазин в современном понимании.
Капиталисты-книготорговцы объединялись для защиты своих интересов, для раздела сфер влияния. Основная цель подобных объединений - противостояние жесткой конкуренции, расширение рынков сбыта и привлечение новых категорий потребителей, защита профессиональных интересов.
Первое объединение книготорговцев возникло в Германии. В 1825 г. образовался Биржевой союз немецких книготорговцев. Он руководил проведением ярмарок и книжных лотерей, издавал каталоги и рекламные листки. С 1834 г. стала выпускаться газета "Биржевой листок", выходящая и поныне.
В 1838 г. в Берлине приказчик Г. Гропиус основал "Общество взаимопомощи нуждающихся книготорговцев и их служащих".
Активизация методов торговли книгами осуществлялась через систему становления дилерской сети распространения книг. Оптовики выступали посредниками между мелкорозничной сетью и крупными издателями. Дальнейшее развитие получили аукционы книг, ярмарки (в Лейпциге, Германия; в Бокере, Франция; в Чикаго, США), лотереи, система разъездных агентов. Коммивояжеры-розничники добывали адреса библиофилов, интеллигентных и состоятельных людей, посещали их, убеждали купить книги в рассрочку.
Французский журнал так описывал разъездного агента: "Хороший торгаш, он умеет докучать. Если кого-нибудь убедит подписаться, он всем ссылается на его пример. Десять раз он возвращается с предложением о подписке и, наконец, добивается своего".
Одно время пользовались успехом "кабинеты для чтения" при книжных магазинах, начало которым положил в 1842 г. английский издатель Ч. Мьюди. За небольшую плату небогатый потребитель мог познакомится там с любой книгой. Однако с появлением многотиражных покет-буков кабинеты для чтения становятся невыгодными и исчезают.
С середины XIX века развивается розничная торговля по почте. В 1881 г. во Франции, а затем и в других странах вводятся пониженные почтовые тарифы на пересылку книг. Продажа книг по почте сопровождалась активной рекламой. Вот образец одной из рекламных афиш: "Если вам не понравится эта книга, верните ее, а если хотите оставить для своей библиотеки - вышлите деньги".
Начало книгопечатания в Северной Америке
Книгопечатание в Северной Америке в XVII – XVIII в.
Книгопечатание в Северной Америке, бывшей в то время колонией Англии, началось в 30-е годы XVII в. Центром общественной и культурной жизни колоний является Бостон, и именно здесь, в его предместье Кембридж, в 1639 г. открылась первая типография. Первым американским типографом был Стефан Дэй, ставший основателем американского книгопечатания случайно. Летом 1683 г. в Новую Англию, в Массачусетс, должен был приехать английский проповедник Р. Гловер и привезти с собой типографское оборудование. В пути Р. Гловер скончался; вместе с ним на корабле был и слесарь Стефан Дэй, умевший обращаться с печатным станком. Ему вдова Р. Гловера и поручила организацию типографии. Через некоторое время С. Дэй выплатил семейству Гловеров стоимость оборудования типографии и стал ее владельцем.