Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:50, контрольная работа
Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае и попавшая в Европу. В XII-XIII веках первые "бумажные мельницы" появляются в Испании. К началу европейского книгопечатания не менее двух третей рукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта, различного качества.
Развитие книгопечатания в европейских странах……………….3
• Возникновение письменности и книгопечатания на востоке и в Западной Европе..…..3
• Инкунабульный период европейского книгопечатания…………………………………...3
Династии и издательские фирмы в XVI-XVII вв………………….5
• Деятельность Иоганна Гутенберга……………………………………………………….....5
• Изобретение книгопечатания………………………………………………………………..5
• Франция: семья Этъеннов, издательская марка……………………………………………6
• Выдающиеся европейские издатели XIX века……………………………………………..7
Начало книгопечатания в Северной Америке……………………..9
• Книгопечатание в Северной Америке в XVII – XVIII в…………………………………..9
Основные направления в книгоиздательстве…………………………………………...10
Производство и распространение книг………………………………………………….10
• Технический прогресс в области книгопроизводства в первой половине XIX века…...11
• Оформление книги в первой половине XIX века.…………………………………………13
• Развитие книгопечатной техники во второй половине XIX века………………………...13
• Основные направления в технике книгопроизводства и оформление книги в XX веке...14
Зарождение буржуазно-капиталистических отношений в книжном деле европейских стран…………………………………15
• Книга и прогресс в книгопечатании в XIX веке………………………………………….15
Появление новых типов издательско-книготорговых объединений…………………………………………………………..17
• Книгопечатание во Франции в 16 в……………………………………………………….17
• Книга Западной Европы в 16 в. Общий характер книжного дела.………………………18
Появление новых видов изданий………………………………..….19
Заключение…………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………24
В первой половине XX века полиграфическая техника получает дальнейшее развитие. Механизируется набор всех видов текста, для чего совершенствуются наборные полуавтоматы (линотип, монотип и др.), делаются попытки сконструировать автоматические наборные машины, самостоятельно читающие оригинал, написанный на машинке. Начинается практическое применение фотонаборных машин, воспроизводящих текст на фотопленке. Широкое распространение получили автоматические печатные машины – тигельные, плоскопечатные, ротационные. Ротационные машины становятся основным печатным оборудованием не только в газетном, но и в журнальном и книжном производстве. Создаются высокопроизводительные газетные ротационные машины, дающие до 100 тыс. четырехстраничных газетных оттисков в час. Агрегатирование таких машин позволяет широко варьировать объемы газет и выпускать многотиражные газетные издания в короткие сроки. Большое развитие в первой половине XX века получили различные способы многокрасочной печати. Наиболее распространенным способом репродукции становятся офсетная печать и ракельная глубокая печать.
Во второй половине XX века усиливается процесс концентрации и централизации производства и капитала, укрепления позиций крупнейших монополий. Процесс концентрации характерен и для книжного дела. Основной выпуск книжной продукции сосредотачивается в руках наиболее мощных издательств. Усиление процесса концентрации приводит к созданию крупных издательств и промышленных объединений почти во всех странах Западной Европы. Например, в Англии – «Пирсон групп», которая помимо издательств владеет газетой, фабрикой, музеем и др. Крупнейшие издательства Франции, такие как «Ашетт», «Лярусс», «Галлимар», – мощные концерны, тесно связанные с финансовыми и промышленными монополиями.
Издательским делом занимаются также отдельные частные лица, общества, ассоциации. Издательства специализируются на выпуске определенных типов изданий. Наиболее крупные имеют универсальный характер.
Высокий уровень развития книгоиздания обусловлен столь же высоким уровнем полиграфии. Полиграфические предприятия используют самое новейшее оборудование и все достижения науки и техники: фотонабор, оптические читающие устройства, компьютерную технику и др.
По общему объему книжной продукции к самым главным и развитым книжным странам принадлежит Англия. Самый большой тираж среди книг в твердых обложках имеют школьные учебники. Бестселлерами среди изданий в твердых обложках считаются книги, продающиеся в течение года в количестве 50-100 тыс. экземпляров. Большое место в книжном потоке занимают карманные издания в мягких обложках – «покет бук» (poket book) или «пейпер бек» (paper back).
Распространение книг осуществляется традиционно. Так, например, в Англии: продажа в книжном магазине или киоске, по почте или через книжные клубы. Существуют и книгораспространяющие фирмы. Постоянная тенденция, характерная для всех стран, – рост цен на книжную продукцию. Часть книжной продукции выпускается для распространения в других странах. Большое количество книг экспортируется из Англии, США и Японии. Важную роль в распространении книг играют книжные выставки и ярмарки. Книжные ярмарки во Франкфурте-на-Майне (Германия), проводимые с XV века, сохраняют свое значение и влияние в книжном деле. В различных странах мира проводятся специализированные выставки и ярмарки, представляющие книги определенной тематики и назначения.
Зарождение буржуазно-капиталистических отношений в книжном деле европейских стран
Книга и прогресс в книгопечатании в XIX веке
Капиталистическое книгоиздание в XIX веке было решительным шагом в движении вперед по сравнению с феодально-абсолютистскими порядками предыдущей эпохи. В первую очередь надо отметить прогресс в области технического перевооружения книгопечатания. Речь идет о введении механических двигателей в основные процессы производства книг. Из истории техники широко известны имена Дж. Уатта, Дж. Стефенсона, Дж. Фультона и многих других, буквально подвижников парового двигателя, в корне изменившего всю производственную обстановку XIX века, а за этим и весь образ жизни человечества.
В книгопечатании изобретателями были немцы-эмигранты – типограф и книготорговец Фридрих Кениг и математик Андрей Бауэр. В 1811 г. в Лондоне они построили первую в мире скоропечатную машину, связанную с паровым двигателем. Технически идея ее заключалась в том, что вместо прежнего пресса, движущегося вверх-вниз, как в станке Гутенберга, талер-плита, на которой устанавливается печатная форма, двигалась вперед-назад (возвратно-поступательно). Были одновременно изобретены и валики, наносящие краску, и большой механический цилиндр, прижимающий к форме лист бумаги. Станок Кенига и Бауэра представлял собой технически совершенное для того времени сооружение, предельно исключившее ручной труд и колоссально повысившее производительность труда (3-5 тыс. листов-оттисков в час). Впервые она была пущена в ход в 1814 г. для печатания газеты "Таймс". Характерно, что с некоторыми усовершенствованиями (самонаклад листа, автоматическая подача краски, электрический мотор) эта машина работает и в современных типографиях.
Однако для времени "бешеных газет" (так их называл Альфонс Доде) и коммерческих книжных изданий этого было недостаточно. Поиски новых технических идей тиснения привели к мысли о ротаторе. Внедрение вращательного механизма явилось следующим шагом на пути прогресса. Новая машина была сконструирована англичанами А. Эплгейтом и Р. Хоэ в 1846-1848 гг. и названа ротационной. Она давала 12000 оттисков в час. Специально для этой машины стали применять бумагу не в нарезанных листах, а в виде непрерывно наматывающегося рулона. На этих машинах печатали с наборной формы, и отдельные литеры быстро изнашивались, что являлось существенным недостатком ротационных машин. Кроме того, они были громоздки, неуклюжи и не совсем удобны в эксплуатации. Для того, чтобы разместить ротационную машину в здании типографии, пришлось сломать перекрытия, а рабочие назвали ее "Мамонт". Эти недостатки стали особенно заметны с появлением более экономичных рулонных машин, которые постепенно почти полностью вытеснили из газетного производства листовые машины.
Листовые ротационные машины начали снова строить лишь в конце XIX века и более интенсивно в начале XX века, после того как была успешно завершена автоматизация наклада листов. К этому времени относится появление листовых ротационных машин глубокой и офсетной печати.
Первую литографскую ротационную машину для замены малопроизводительных плоскопечатных машин построила во Франции в 1868 г. фирма "Маринони", которая после изобретения офсетного способа печати и в связи с расширением объема печатных работ на жести на ее базе создала первую литоофсетную машину, которая стала выпускаться в США лишь с 1904 г.
Американцы У. Баллок в 1863 г. и Х. Скотт в 1869 г. предложили печатать со стереотипов, которые сначала были бумажные, а затем с наращенным слоем прочного металла, за счет чего увеличилась тиражеустойчивость.
Другой важнейшей проблемой, которая решалась в ходе технической революции в книгопечатании XIX века, было усовершенствование печатного воспроизведения изображений (иллюстраций).
Здесь история начинается с репродукционной торцовой гравюры на дереве, изобретенной англичанином Томасом Бьюиком в 1790 г. для иллюстрирования собственного сочинения "История четвероногих". Преимущество техники торцовой гравюры перед обычной ксилографией заключается в том, что распиленная поперек древесных слоев пластина менее изнашивается при типографском тиснении, и растет производительность. В XIX веке торцовая гравюра на дереве была основной техникой изготовления иллюстраций для книги.
В те же годы рождается технология плоской печати для производства в первую очередь иллюстраций – литография. Владелец небольшой нотопечатни в г. Мюнхене Алоиз Зенефельдер, экспериментируя, в 1799 г. запатентовал печатание с гладкой поверхности пористого камня, где предварительно специальной, жирной краской наносился сделанный от руки рисунок. Литография также пережила необыкновенный успех. Соединяясь с другими формами печатания, она дала ряд продуктивных технологий (например, хромолитографию – многоцветную печать). Вслед за торцовой гравюрой она господствовала в книгопроизводстве XIX века. Особо продуктивной считалась гравюра на стали, поскольку меньше изнашивалась при тиснении. Для двухцветной печати использовался способ маскировки, когда на одном листе текст печатался дважды, с разных для каждого цвета печатных форм.
Могучий импульс в дальнейшем развитии книгопроизводства дало изобретение фотографии. В 1839 г. француз Л. Ж. М. Дагер предложил способ получения фотоизображений, названный им дагерротипией. Этот способ был усовершенствован Ж. Н. Ньепсом и получил название фотоцинкография.
Особую роль фотография сыграла в развитии цветной печати. Начиная со времен немецкого первопечатника А. Пфистера (1460 г.) оттиски гравюр, заверстанных в набор, раскрашивались от руки. Литография (хромолитография) дала возможность создавать отдельные цветоделенные клише одного изображения, которые в результате их последовательного тиснения дают цветной (полихромный) оттиск.
В 60-е годы XIX века в Австро-Венгрии изобретатель Якоб Гусник предложил практический способ цветоделения через фотосъемку при помощи светофильтров. Изобретение его получило распространение во всем мире, и он развил его, предложив воспроизводить негатив через растр глубокой печати с применением желатинового слоя. Это давало устойчивое изображение при тиснении, а, следовательно, позволяло достигать высокой скорости и продуктивности печати. В дальнейшем этот способ получил название гелиография, а затем после новых улучшений стал именоваться фотохромолитографией.
Наблюдается значительный прогресс и в технологии наборной печати. Первый патент на наборную машину получил англичанин У. Черч еще в 1822 г. Происходили изобретения в области шрифтолитейного механизированного производства, в разных странах шло усовершенствование наборных механизмов.
В 80-е годы американский изобретатель Отмар Мергенталлер предложил практичный и сравнительно простой агрегат, который он назвал линотип – строкоотливную машину, соединяющую в себе операции набора матричных форм для каждой литеры с помощью клавиатуры выключки набираемых строк, наконец, отливки набранного текста. О. Мергенталлер совместно с У. Доджем основал компанию по производству линотипов, которая сконструировала и изготовила более ста модификаций машин.
В1897 г. американский изобретатель Т. Латсен предложил более совершенную наборную машину монотип, которая ныне употребляется в соединении с компьютерной техникой.
В последние годы XIX века была изобретена офсетная ротационная печать. "Офсет" – слово английского происхождения, оно означает "перенос" и в буквальном смысле переводится как "печать с переносом" или "непрямая печать". Офсетная ротационная печать через промежуточные валики переносит краску, что препятствует истиранию печатных форм.
Появление новых типов издательско-книготорговых объединений
Книгопечатание во Франции в 16 в.
В XVI в. Франция становится одной из передовых стран Европы в экономическом и культурном отношении. Значительное развитие получает французская промышленность. Старое цеховое ремесло перерастает в формы, близкие к капиталистической мануфактуре. Процесс этот быстрее развивался в тех отраслях промышленности, которые требовали дорогого оборудования, сырья и работали на широкий сбыт. Именно такой отраслью было типографское дело. В первой половине XVI в. основную массу книжной продукции выпускали крупные типографии. В них печатались книги требующие больших затрат– сочинения античных классиков, литургическая литература, научные трактаты. Крупных типографий было относительно немного, от 10 до 15 в Париже и столько же в Лионе.
На первых порах королевская власть покровительствовала книгопечатанию. В 1513 г. в особом акте Людовика XII указывалось на божественное происхождение книгопечатания, и подчеркивалась польза, которую извлекла из этого изобретения католическая церковь. Однако книжное дело становится не только уважаемым и выгодным занятием, но и объектом нападок, жестоких гонений и преследования. В 1525 г. Парламент запретил издание и распространение книги поэта Гренгуара «Жизнь Святой Девы». Положение еще более ухудшилось после 1534 г., когда в Париже состоялось выступление протестантов, направленное против католической веры. 10 октября были сожжены «лживые книги» Лютера, а 19 октября – книготорговец, занимавшийся их продажей. Стремясь искоренить «ересь», Франциск I идет на крайние меры и 13 января 1535 г. издает указ, запрещающий печатать во всем королевстве какие-либо книги под страхом смертной казни. Под давлением Парламента король отменяет этот указ, но ограничивает число типографий. Многие типографы и издатели подвергаются аресту и идут на плаху. В 1545 г. выходит первый французский индекс запрещенных книг.
Жестокая цензура и судебные преследования не могли воспрепятствовать появлению «ереси». Они возникают повсеместно, число анонимных изданий растет. С целью избежать уничтожения, сочинения «еретиков» распространяются в форме альманахов, букварей и т. д. Примером таких изданий может служить «Алфавит, или христианский букварь для детей»(Лион, 1558) , «Зерцало грешника»(Лион, 1559) и др.
Крупными реформаторами в книжном деле были книготорговцы-издатели, известные эрудиты: Этьенн, Доле, Бадиус, которые при содействии профессоров Коллеж де Франс (Бюде, Казабона, Тюрнеба) предприняли издание античных классиков с критически проверенным текстом.
Комментированными изданиями античных авторов прославился Жосс Бадиус (Асцензиус) (1462-1535). Типограф-гуманист, он одно время сотрудничал с Лионским издателем Трекселем, а после его смерти переехал в Париж, где с помощью Ж. Пти открыл крупную типографию.
В Лионе изданием римских и греческих авторов занимался Себастьян Грифиус (1493-1556), подобно Ж. Бадиусу, пользовавшийся дружбой Эразма Роттердамского.
Во Франции в XVI в. усиливается интерес к научному творчеству. Выходят трактаты знаменитого врача Амбруаза Паре, сочинения натуралиста Пера Белона, предшественника Кювье и др. Читающая публика увлекается естественнонаучными изданиями энциклопедического характера (Мюнстера, Бельфоре, Теве).
Происходят изменения в оформлении книги. На смену готическому шрифту приходит постепенно романский. Появляется все больше иллюстрированных книг с использованием не только гравюры на дереве, но и на меди. В оформлении книги принимают участие крупные мастера–художники, граверы: Жан Кузен – отец и сын, Жан Гужон (в Париже), Бернар Соломон и Пьер Ескрих (в Лионе).