Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:50, контрольная работа
Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае и попавшая в Европу. В XII-XIII веках первые "бумажные мельницы" появляются в Испании. К началу европейского книгопечатания не менее двух третей рукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта, различного качества.
Развитие книгопечатания в европейских странах……………….3
• Возникновение письменности и книгопечатания на востоке и в Западной Европе..…..3
• Инкунабульный период европейского книгопечатания…………………………………...3
Династии и издательские фирмы в XVI-XVII вв………………….5
• Деятельность Иоганна Гутенберга……………………………………………………….....5
• Изобретение книгопечатания………………………………………………………………..5
• Франция: семья Этъеннов, издательская марка……………………………………………6
• Выдающиеся европейские издатели XIX века……………………………………………..7
Начало книгопечатания в Северной Америке……………………..9
• Книгопечатание в Северной Америке в XVII – XVIII в…………………………………..9
Основные направления в книгоиздательстве…………………………………………...10
Производство и распространение книг………………………………………………….10
• Технический прогресс в области книгопроизводства в первой половине XIX века…...11
• Оформление книги в первой половине XIX века.…………………………………………13
• Развитие книгопечатной техники во второй половине XIX века………………………...13
• Основные направления в технике книгопроизводства и оформление книги в XX веке...14
Зарождение буржуазно-капиталистических отношений в книжном деле европейских стран…………………………………15
• Книга и прогресс в книгопечатании в XIX веке………………………………………….15
Появление новых типов издательско-книготорговых объединений…………………………………………………………..17
• Книгопечатание во Франции в 16 в……………………………………………………….17
• Книга Западной Европы в 16 в. Общий характер книжного дела.………………………18
Появление новых видов изданий………………………………..….19
Заключение…………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………24
Но, несмотря на то, что инициатива в организации книгопечатания принадлежала английскому проповеднику, у которого, естественно, были свои задачи, не совпадавшие с национальным стремлением жителей колоний, тем не менее нельзя считать случайным тот факт, что первая типография была организована около Бостона, наиболее развитого в то время города: именно здесь были первые национальные школы и Университет, именно этот город к середине XVIII в. станет центром борьбы за независимость.
В 1675 г. непосредственно в самом Бостоне была открыта типография, и он надолго стал центром книжного дела. К концу XVII в. печатный станок работал в пяти городах, и общее число печатных изданий достигло 900 названий.
Первые печатные издания были выпущены С. Дэем, – «Клятва гражданина», «Книга псалмов» и «Альманах на 1639 г.».
Крупнейшим американским типографом этого периода был известный ученый В. Франклин. Деятельность его началась со скромной должности ученика в типографии старшего брата Джеймса в Бостоне в 1718 г. В 1730 г. Франклин открывает в Филадельфии хорошо оборудованную типографию.
Основные направления в книгоиздательстве
На первом месте преобладала богословская литература, издание которой увеличивается к концу XVIII в. Но из этого не следует делать вывод о религиозном характере американского книгопечатания. Наоборот, многие издания только формально можно отнести к богословской литературе: в традиционной форме проповедей и трактатов отразилось «брожение умов». В рамках богословской литературы в основном шла борьба двух крайне противоположных идеологических направлений. С одной стороны, богословская книга была официальным изданием, служившим церкви и государству. С другой стороны, в богословской литературе нашли отражение идеи французских просветителей, идеи веротерпимости, национальной независимости, защиты прав человека, пропаганда республики, осуждение монархии.
Второе место в книжной продукции занимала юридическая и деловая литература, объединенные в одной рубрике – юриспруденция.
Выдающимся изданием в области юридической литературы был вышедший в 1641 г. знаменитый «Свод свобод» – первый свод законов колоний, в котором отвергались «бесчеловечные, варварские или жестокие наказания».
Художественная литература по количеству изданных книг также занимает одно из ведущих мест в этот период. Первыми изданиями были историко-мемуарные сочинения, освещавшие быт колонистов и индейцев: «Истинное повествование о достопримечательных событиях в Виргинии» Д. Смита, «Истинное повествование о кораблекрушениях на Бермудах» У. Стрейчи.
Сборники стихов первых поэтов США – А. Брэдстрита и Э. Тейлора – явились первыми изданиями светской поэзии.
Развитие общественной жизни, желание осознать себя самостоятельным государством, имеющим свои истоки и традиции, привело и к появлению изданий исторического характера. Первоначально это были лишь описания истории освоения различных отдельных колоний.
Первой детской книгой, написанной и изданной в Америке, был «Букварь Новой Англии» (1688 г.). В него входили молитва, десять заповедей, рифмованный алфавит и библейские рассказы нравоучительного характера.
Производство и распространение книг
Сначала все типографское оборудование и бумага ввозились из Англии. Первая бумажная фабрика (мельница) была открыта лишь в 1690 г., а первая словолитня – в 1772 г. Но затем индустриализация типографского дела в Америке развивалась гораздо более быстрыми темпами, чем в Европе, и она довольно скоро догнала и перегнала классические страны книгопечатания (Германию, Италию, Англию, Францию) в области полиграфического производства и технического оснащения издания.
Книжные лавки в колониях появились вслед за первыми типографиями, и первоначально владелец типографии был и владельцем книжной лавки.
Технический прогресс в области книгопроизводства в первой половине XIX века.
XIX век во всех странах Западной Европы был веком укрепления буржуазного строя. В первой половине XIX века появляется ряд новых изобретений и усовершенствований во всех областях техники. Этот период называют эпохой промышленного переворота. Технический прогресс наблюдается и в области техники книгопечатания. Он происходит в одинаковой степени по двум основным линиям книгопроизводства: собственно в книгопечатном и в графическом искусствах.
Произошли изменения и в производстве бумаги. Эти изменения способствовали увеличению бумажной продукции и удешевлению книги. Революцию в производстве бумаги совершила самочерпалка – бумагоделательная машина. Она была изобретена в конце XVIII века в годы Великой французской буржуазной революции. Ее создатель – Никола Луи Робер, работавший у французского типографа Франсуа Дидо. Бумагоделательная машина заменила ручной труд рабочих-черпальщиков. Встал вопрос: из чего делать бумагу? В первые века книгопечатания бумагу делали из тряпья. В 1719 году знаменитый физик Реомюр, который прославился широко распространенной шкалой для термометра, предложил делать бумагу из древесины. В то время на это не обратили внимания. Только через 40 лет немецкий исследователь Шеффер напечатал книгу на бумаге, приготовленной из механически истолченного древесного волокна. Его опыт был повторен в 1799 году в Англии. Но еще в течение 50 лет дальше опытов дело не шло: качество бумаги из древесной массы было низким. Не был еще найден способ разделения древесины на волокна и превращения ее в бумажную массу. Это сделал немецкий бедняк-ткач Фридрих Гошлот Келлер. Он придумал способ измельчения древесины с помощью точильного колеса. Так как Келлер был беден, он продал право на свое изобретение инженеру Генриху Фельтеру. В 1847 году Фельтер построил первую машину для размалывания дерева. Ее назвали дефибрер. Дефибрер напоминал высокую металлическую коробку – это шахта, куда поступают короткие одинакового размера бревна-балансы. Огромный камень – жернов – натирает, вращаясь, древесину и превращает ее в волокнистую массу. Вода непрерывно смачивает камень и дерево и вместе с тем отделяет друг от друга волокна. Но изобретение Дефибрера не решило проблему изготовления бумаги полностью: в волокне древесной массы при ее истирании оставались различные растительные жиры, красящие вещества, смолы и т.д. Встала проблемы выделения из древесины только ее волокнистой части – целлюлозы. Впервые это удалось сделать английскому химику Ф.Б. Хаутону в 1857 году. Он обрабатывал древесину раствором каустической соды. В 1865 году американец Б.Х. Тильгман разработал другой способ разработки – с помощью раствора бисульфита кальция.
Химические способы производства целлюлозы явились важным этапом в истории развития бумажного производства. Для приготовления печатной и писчей бумаги используют смесь древесной массы и целлюлозы. Чем больше целлюлозы, тем лучше бумага. Печатную бумагу высшего качества целиком отливают из целлюлозы.
Современная бумагоделательная машина выпускает в 4000 раз больше, чем самочерпалка Луи Робера (скорость – более 1000 метров в минуту). Современные способы механической и химической обработки волокнистых материалов позволяют получать бумажную массу из самых разнообразных видов сырья – натуральных и синтетических волокон.
В первой половине XIX века создались условия для значительного увеличения выпуска книг, газет, журналов. В 1811 году появилась скоропечатная машина, изобретенная немцем Фридрихом Кенигом. Печать на таких машинах производилась с большой быстротой: можно было получить до 1500 оттисков.
Основной принцип техники книгопечатания, изобретенный Гутенбергом, заключался в том, что наборную форму составляли из отдельных литер. В XIX веке появилась обратная тенденция в принципе техники книгопечатания – отдельные литеры пытаются слить в целую полосу с той разницей, что эту полосу (форму) не гравировали, а отливали из того же металла, из которого отливали и отдельные литеры. Этот новый способ техники книгопечатания получил название стереотипии.
Впервые пытались стереотипировать в начале XVIII века, но в то время стереотипирование не нашло применения, так как не было потребности в ускорении полиграфического процесса. В конце XVIII века французская фирма Дидо возобновила эти опыты и стала выпускать стереотипированные издания. В 1829 году парижский наборщик Жену изобрел новый способ стереотипирования, который заключался в следующем: размягченную бумажную массу накладывают на наборную форму и получают матрицу; после того, как бумажная матрица высохнет, в нее наливают расплавленный металл и получают стереотип – металлическую пластину, точно воспроизводящую типографский набор. Стереотипная печатная форма дает возможность быстро отлить несколько других печатных форм и печатать на нескольких машинах или даже в нескольких типографиях; стереотипия позволяет давать неограниченно большие тиражи и сохранять матрицу в течение длительного срока. Стереотипия нашла повсеместное распространение.
Важнейшим изобретением в технике книгопечатания стал новый способ печати – плоская печать или литография. Этот способ одинаково пригоден и для размножения текстов, и для воспроизведения иллюстраций. Изобретателем литографии был немец Алоиз Зенефельдер (1771-1834гг.). Сущность литографского способа печати состоит в следующем: на отполированную поверхность зернистого камня наносят жирным карандашом рисунок, травят камень кислотами и покрывают печатной краской. Предварительно камень смачивают водой, чтобы краска не пристала к влажным, свободным от рисунка местам. Таким образом, печатание производится с плоской поверхности камня, обработанного химическим способом. Литография – более дешевый способ, чем печатание подвижными литерами. Посредством литографии можно воспроизвести и текст и рисунок любой сложности. К литографскому способу печати часто прибегают в тех случаях, когда набор слишком сложен и требует большого количества разнообразных знаков. Вследствие этого литография широко применялась для печатания, например, нот или текстов на восточных языках.
Важным моментом, способствовавшим удешевлению и ускорению техники воспроизводства иллюстраций, было изобретение в конце XVIII века англичанином Томасом Бьюиком (1753-1828гг.) торцовой гравюры. При таком способе гравирования возможна передача тонов, переходов от света к тени, поэтому торцовая гравюра получила название тоновой.
С начала XIX века литография и тоновая гравюра почти совсем вытеснили старые способы воспроизведения иллюстраций. В 30-х и 40-х годах XIX века для дорогих изданий применяли гравюру на стали. Этот способ широко использовался в Англии для особых – подарочных – изданий. Преимущество этого способа в том, что со стальной доски можно сделать значительно большее количество отпечатков, чем с медной. Но изобразительные возможности при отделке стали значительно меньше, чем в медной гравюре: сталь дает сухой и холодноватый оттенок. Этот способ вскоре вышел из употребления.
Оформление книги в первой половине XIX века.
В этот период в оформлении книги отразились те основные стили и течения европейской художественной культуры, которые сменяли друг друга в литературе и изобразительном искусстве: классицизм, романтизм и реализм.
Одним из блестящих образцов классического оформления книги было собрание сочинений Расина, изданное Дидо. Классическому оформлению книги соответствовали также строгие шрифты Дидо и Бодони.
Лучшими иллюстраторами-романтиками признаются Эжен Делакруа, глава романтической школы в живописи, создавший иллюстрации к «Фаусту» Гете и «Гамлету» Шекспира, и Тони Жоанно, делавший множество иллюстраций к классическим произведениям литературы. Гаварни – мастер бытовой карикатуры.
Начиная с Жоанно, в иллюстрациях романтиков проявляются черты реалистического направления. Первыми по времени реалистическими иллюстрациями считаются рисунки Жоанно к «Дон Кихоту».
Последним по времени представителем романтической школы был иллюстратор Гюстав Доре (1823-1883гг.). Деятельность его относится к тому времени, когда в литературе и искусстве утвердился реализм. Известнейшие его работы – иллюстрации к «Гаргантюа», «Божественной комедии», «Дон Кихоту», к французским народным сказкам Ш. Перро. Доре приобрел широкую известность во всем мире, его иллюстрации перепечатывались во всех странах.
Развитие книгопечатной техники во второй половине XIX века.
В этот период во всех странах Европы широко развивается газетное и журнальное дело. Книгоиздательства выпускают большое количество высокотиражных изданий. Конкуренция заставляет искать способы ускорить процесс печати, особенно газет. Остро встал вопрос о замене ручного набора машинным. Первая попытка создать автоматическую наборную машину принадлежит русскому изобретателю П.П. Княгининскому и относится к 1870 году. Но его изобретение не нашло применения в производстве. В 1886 году американский немец Отмар Мергенталер создал строкоотливную наборную машину, называемую линотипом. Работают на этой машине так же, как на пишущей машинке. При ударе по клавише из запасного магазина выскакивает металлическая матрица и становится на специальную линейку, на которой собирается целая строка матриц. После окончания набора строка заливается расплавленным металлом, получается цельнометаллическая строка, с которой можно печатать.
Для ускорения процесса печатания плоскопечатные машины, которые имеют небольшую производительность (1500-1800 оттисков в час) заменяются ротационными печатными машинами (скорость печати до 100 тыс. оттисков в час). В ротационных машинах печать производится на двух соприкасающихся друг с другом цилиндрах: на одном – печатная форма (стереотип), на другом – бумага. На ротационных машинах можно печатать одновременно на обеих сторонах листа. При наличии в машине нескольких цилиндров производительность увеличивается в несколько раз.
Значительные усовершенствования вносятся в репродукционную технику. Полный переворот в технике воспроизведения иллюстраций произошел после изобретения фотографии в 1840 году и фотомеханических процессов воспроизведения рисунков. В 1867 году был изобретен фотомеханический процесс изготовления клише – цинкография. При этом способе рисунок, полученный на фотонегативе, переводят световым способом на цинковую пластинку. Линии, составляющие рисунок, покрывают защитным слоем лака, затем пластину протравливают кислотами. Таким образом получают клише, предназначенное для высокой печати. Это клише точно соответствует гравюре на дереве, изготовленной механическим и химическим путем.
В 1882 году был изобретен способ сетчатой цинкографии, или автотипии, соответствующий тоновой гравюре на дереве. Этот способ состоит в том, что объект фотографируют через мелкую сетку (растр); затем изображение переводят на цинк; полоски, составляющие сетку, подвергают травлению, в результате которого остается изображение, состоящее из рельефных точек, более или менее крупных, местами настолько крупных, что эти точки сливаются и образуют темные пятна.
Вслед за этими двумя способами воспроизведения иллюстраций были изобретены: автотипия-дуплекс, в которой черный отпечаток сочетается с цветным фоном; цветная цинкография, осуществляемая путем последовательного отпечатывания на одном и том же поле бумаги трех или более сетчатых клише; гелио-гравюра, меццо-тинто – фотомеханическая углубленная гравюра; фототипия, пользующаяся желатиновым клише; фотолитография – способ перевода фотографии на камень. Большое распространение получает более дешевый способ производства цветной иллюстрации - цветная литография, или хромолитография. Этот способ широко применяется для воспроизведения обложек дешевых книг, выполняя роль рекламы: яркая, бросающаяся в глаза обложка книги привлекает покупателя. Хромолитография применялась главным образом для оформления детских книг и так называемых книг "для народа".
Основные направления в технике книгопроизводства и оформление книги в XX веке.