Матеиальная культура Маори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 04:34, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать материальную культуру маори. Цель может быть конкретизирована постановкой следующих задач.
Задачи: 1. Рассмотреть жилища маори, выяснить какие особенности при постройки использовал народ.
2. Выяснить какой вид транспорта был распространен и как его сооружали.
3. Увидеть и воинственную сторону народа, типы оружий.
4. Выяснить особенности одежды и татуировок, способы изготовления одежды.
5. Рассмотреть экономическую сторону народа, дух дара, систему торговли.
6. Охарактеризовать хозяйственную деятельность маори.

Работа состоит из  1 файл

кусовая 2 курс.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)


Министерство Образования Российской Федерации

              Дальневосточный государственный технический университет

                        Кафедра социальной антропологии

 

 

 

                                   МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МАОРИ                                            

                                                    Курсовая работа

 

 

 

Исполнитель

студент группы И-9511                                              К.Н. Корженкова

 

Научный руководитель

Кандидат  ист. наук                                                   Ю.В. Латушко

                                                                   

 

 

                                      

                                         Владивосток

                                                2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В курсовой работе по опубликованным историческим материалам рассматривается материальная культура Маори.

    Сегодня эта тема играет большую роль и широко известна в археологии и этнографии, т.к. народ до сих пор проживает на островах Новой Зеландии. Жизнь этого народа окутана множеством мифов и легенд, также их население известно как враждующее и известны случаи каннибализма.

    Начальное заселение маори варьируется от 800года до 1300 года нашей эры. На сегодняшний день они также проживают а Новой Зеландии.

     Маори исследовалось многими учеными такими как Марсель Мосс, Милослав Стингл, Токарев С.А., Те Ранги Хироа и многие другие.

     Понятие «материальная культура» возникло в европейской науке в 21 веке и широко использовалось этнологами, страноведами и историками, особенно русскими и немецкими. Оно вошло также в аппарат одной из лидирующих школ этнологической методологии начала двадцатого века (Арутюнов, 1989 С. 5).

    В наиболее широком смысле материальную культуру можно понимать как совокупность всех созданные человеческим трудом материальных предметов конкретного общества в их функциональной взаимосвязи; в более узком смысле – как материальные предметы и связанные с ними навыки, направленные на удовлетворение материальных потребностей общества; в наиболее узком, но традиционно чаще всего употребляемом смысле – как материальные формы культуры, направленные на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, т.е. на жизнеобеспечение (Арктюнов, 1989 С. 6).

     Цель: исследовать материальную культуру маори. Цель может быть конкретизирована постановкой следующих задач.

     Задачи: 1. Рассмотреть жилища маори, выяснить какие особенности при постройки использовал народ.

2. Выяснить какой вид транспорта был распространен и как его сооружали.

3. Увидеть и воинственную сторону народа, типы оружий.

4. Выяснить особенности одежды и татуировок, способы изготовления одежды.

5. Рассмотреть экономическую сторону народа, дух дара, систему торговли.

6. Охарактеризовать хозяйственную деятельность маори.

    Объектом исследования является маори. Предметом исследования является материальная культура маори, которая рассматривается многоми аспектами. Наиболее важными аспектами в материальной культуре является их жилища, которые представляли собой в некотором случае произведение искусства. Главный столб, который нес на себе крышу, всегда украшался скульптурой воина. Внутренние и наружные стены украшались изображениями прародителей племени. Общественный дом был обильно украшен резьбой. Немаловажным аспектом материальной культуры является транспорт маори. Исходя из того, что народ проживал в приморском районе, представителем транспорта являлись лодки. Лодки маори были с балансирами. Также интересным для исследования будет одежда и татуировки населения. Юбка это основной представитель одежды. Татуировки маорийцев очень интересны. В основном они были спиралевидные. С помощью татуировок можно определить социальный статус. Женщинам также относились отдельные татуировки.

    Экономика маори была построена на обмене товарами между племенами, которые объединялись в системы. Денег маори не знали. Хозяйство строилось на земледелии и рыбной ловли.

    Было много написано об упадке искусств и ремесел в Полинезии, причем в этом видели доказательство общего вырождения или неполноценности полинезийцев. Однако следует иметь в виду, что развитие того или иного ремесла зависит не только от нужды в нем и от технических знаний, но и от наличия сырья. Многие поверхностные критики осуждали наших предков полинезийцев за то, что они не знали ни гончарного искусства, ни ткачества, не принимая при этом в соображение распределение сырья на земле. Глина, как известно,- продукт химического процесса, происходящего в течение длительных геологических периодов, и поэтому она распространена только на древних массивах. Распространение глины на островах Тихого океана не идет далее континентальных островов Фиджи. Ее нет ни на коралловых островах Микронезии, ни на геологически молодых вулканических островах Полинезии. Возможно, что предки полинезийцев были знакомы с гончарным делом у себя на родине в Индонезии, но и в этом случае они должны были забыть свое ремесло, переселяясь через Микронезию, где не было глины. Переселенцы вынуждены были приспособляться к новым условиям. Для приготовления пищи они пользовались земляными печами, при сооружении которых требовались только камни и дерево. Всю посуду заменяли скорлупа кокосового ореха и деревянные чаши. Задолго до того, как предки полинезийцев достигли Полинезии, у них пропала всякая необходимость в гончарном ремесле и поэтому не сохранилось о нем никаких воспоминаний.

    Вся структура определена задачами.

 

   

    

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ТИПЫ ЖИЛИЩ И ТРАНСПОРТ МАОРИ

   

    1.1.Жилища.

   Строительство жилищ в Полинезии было специализированным ремеслом. Полинезийские плотники, в основном имевшие дело с материалами из древесины, пользовались большим уважением. Ремесло строителя передавалось от отца к сыну. В большинстве областей ремесленники объединялись в своего рода корпорации.

    На разных архипелагах основной тип полинезийской постройки несколько варьируется. На островах Тонга жилой дом с одной открытой боковой стороной имел прямоугольные очертания. На Гавайских островах строили удлиненные хижины с крышей из травы или листьев. Весьма характерны «фале» - открытые овальные хижины на Самоа, их высокие крыши держались на многометровых столбах по бокам.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959, С.50)

    Маори умело пользовались изобилием и высоким качеством новозеландской древесины, создавая из нее множество построек самых разнообразных типов и различного назначения. Характер построек заслуживает особого внимания, поскольку это подлинные сокровища полинезийского искусства. Таковы вхаре вхакаиро – большие, украшенные великолепной резьбой деревянные строения, служившие жителям целой деревни или главам маорийского племени в качестве общественных домов.

    Само слово «вхакаиро» ( на языке маори – вид любого декоративного искусства ) поясняет, что речь идет о весьма богато  украшенных постройках. Да, маори в самом деле считали, что искусство строителей вхаре вхакаиро имеет сверхъестественное происхождение.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.54)

    Вхаре вхакаиро – общественный дом маори – всегда строился на четырехугольном фундаменте. Главный опорный столб – поу токоманава – устанавливали в центре постройки. Он нес на себе высокую крышу. Коньковый брус украшался деревянной скульптурой (текотеко). Обычно это было изображение воина. Наружные и внутренние стены вхаре вхакаиро отделывали рельефами по дереву, изображавшими прародителей племени. Двухскатная крыша возвышалась не только над залом собраний, но и над своеобразной верандой, в центе которой стоял столб, изображавший старейшего прародителя племени или рода. Маори такие резные деревянные фигуры называли поу таху. Деревянная скульптура маори – и это было в Полинезии исключением – изображала человека не только в анфас, но и в профиль. Этим деревянным предкам племени или рода посвящали все вхаре вхакаиро – лучшие образцы полинезийской архитектуры и резьбы по дереву. Так отдавали долг священным предкам. Но не мало почтения оказывали полинезийцы и творцам «деревянных чудес». Они считали, что эти резчики и архитекторы – как и вожди – обладают манной. Такой художник, как, например, Руа, мог быть наделен ею щедрее, чем сам великий бог Тангароа. Большего уважения к истинному художнику нельзя себе и представить.(Милослав, Стингл 1991, С. 84 )

     Маорийцам пришлось приспособить к климату Новой Зеландии и архитектуру своих жилищ. Здесь нужна была защита от холодных ветров, и примитивные строения тропической Полинезии оказались непригодными в новых условиях. Чтобы утеплить дома, маориицы опустили пол ниже уровня земли и стали строить стены из толстых соломенных пластов. При сооружении больших общинных домов вместо обычных круглых столбов стали применять обтесанный строевой лес. В Центральной Полинезии художественный вкус строителей проявлялся в плетеных узорах. В Новой Зеландии маорийские ремесленники начали вырезать на главных опорных столбах и на стенных столбах условные изображения человеческих фигур. Обладая чувством симметрии, они покрывали верхние деревянные части стропил и конек раскрашенной плоской резьбой, чем достигали ритма в рисунке. Декоративные украшения маорийских общественных домов - результат развития местной архитектуры, для которого первоначальным толчком послужил холод. (Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.64)

 

1.2. Транспорт

 

    Предки полинезийцев должны были покинуть Южный Китай, предпринять путешествие через открытое море и для этого построить суда, способные пересечь большие водные пространства.

    Простейшее из этих средств мореплавания – плот. Плавание в открытом океане, позволившие предкам полинезийцев в конце концов достичь границ их «треугольника», наверняка, предпринимались не на плотах.(Смирнов В.Ю. 2009 С.30)

    Однако для плавания в открытом море полинезийцы плотами обычно не пользовались. Плоты служили скорее для перевозки людей и грузов по лагунам атоллов и в прибрежных водах.

    Чрезвычайно примитивными сооружениями были и выдолбленные из одного ствола челны, служившие для рыбной ловли в лагунах. Также народ маори строил лодки с балансирами, которые стали как бы символом полинезийского «кораблестроения». На лодках с балансирами, очевидно, и совершили полинезийцы и совершили свое морское путешествие из своей первой родины.(Каневская Г.И. 2000 С.70)

    Именно это гениальное открытие – создание лодок с балансирами – позволило сохранить устойчивость плавательных средств в открытом море и дало возможность в будущем совершать путешествия в восточные районы океана. Что же такое балансир? Это длинный ствол какого – либо легкого дерева, лежащий на воде параллельно корпусу судна и связанный с ним перекладинами. Крепление балансира к корпусу лодки представляло для «кораблестроителей» немалые затруднения. Чтобы балансир правильно лежал на воде, соединительные шесты надо было соответствующим образом согнуть и закрепить. Позднее балансиры усовершенствовали, заменив их вторым корпусом. Обе лодки связывались единой платформой и перекрытием; столь характерна для этой части света и его культуры лодка с двумя корпусами (пахи) действительно становится вершиной полинезийского искусства кораблестроения. (Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С. 70)

    У нас нет никаких сведений о типах судов, которыми на первых порах пользовались предки полинезийцев в своем продвижении на восток. Однако можно не сомневаться в том, что известные нам полинезийские суда, в основном, строились по тем древним образцам, которые оказались удачными. Полинезийцы строили суда двух типов: лодки с балансиром и двойные лодки. На первый взгляд, выдолбленная из дерева лодка, с которой соединен поддерживающий ее балансир, представляет собой простое сооружение. Но если принять во внимание, что для постройки такого судна надо повалить дерево, разрезать его на куски определенной длины, а затем придать им внешнюю форму и выдолбить их изнутри каменным теслом, то проникаешься уважением к сооружению даже самого простого челнока. Выдолбленные из целых стволов маленькие рыболовные лодки были так узки, что они легко переворачивались. Для того чтобы придать корпусу большую устойчивость, стали применять балансир в виде длинного куска легкого дерева, державшегося на поверхности воды на небольшом расстоянии от лодки. Обычно балансир соединялся с корпусом лодки при помощи двух поперечных перемычек, которые прикреплялись одним концом к верхним краям обоих бортов лодки, а другим - к балансиру. Чтобы такой поплавок держался на поверхности воды, перемычки должны либо изгибаться по направлению к балансиру, либо, если они прямые, соединяться с ним при помощи особых деревянных скреплений. В Полинезии отмечается большое разнообразие и изобретательность в способах прикрепления балансира.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С. 72)

Информация о работе Матеиальная культура Маори