Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 04:34, курсовая работа
Цель: исследовать материальную культуру маори. Цель может быть конкретизирована постановкой следующих задач.
Задачи: 1. Рассмотреть жилища маори, выяснить какие особенности при постройки использовал народ.
2. Выяснить какой вид транспорта был распространен и как его сооружали.
3. Увидеть и воинственную сторону народа, типы оружий.
4. Выяснить особенности одежды и татуировок, способы изготовления одежды.
5. Рассмотреть экономическую сторону народа, дух дара, систему торговли.
6. Охарактеризовать хозяйственную деятельность маори.
Растения, существовавшие в Полинезии в те времена, когда там впервые появился человек, были мало пригодны для питания. На вулканических островах имелись некоторые виды ягод, корней, мякоть древовидного папоротника, его вьющиеся молодые побеги, а также побеги и стебли ползучих растений и морская трава. Даже в новейшее время все это употребляется в пищу на различных островах в неурожайные годы. Нельзя сомневаться, что первые поселенцы поедали эти растения до того, как были завезены новые. На атоллах единственным съедобным растением были корни портулака (Portulaca sp.), морская трава и, возможно, панданус на тех островах, куда семена этого растения могли попасть до прихода людей. Панданус, пышно разрастающийся на атоллах, а также на вулканических островах, дает большой плод, разделяющийся на дольки, подобно ананасу. Мякоть дольки составляет съедобную часть плода, а внешняя твердая оболочка содержит семя в водонепроницаемой полости. Высохшие дольки так легки, что могли быть перенесены на большие расстояния океанскими течениями и попасть на острова без участия человека. Пндус также употребляется в пищу. Большинство видов встречается только на одном или на нескольких островах, и лишь очень немногие широко распространены. Отсюда можно заключить, что панданус, по-видимому, распространился здесь так давно, что было достаточно времени для образования многих местных видов. Панданус, без сомнения, появился в районе Тихого океана задолго до полинезийцев, хотя последние, несомненно, принесли с собой его культурную длиннолистную разновидность, которую начали выращивать на многих островах. Панданус представлял огромную экономическую ценность для полинезийцев не только благодаря своему съедобному плоду, но и благодаря листьям, идущим на плетение корзин и парусов и для покрытия кровли.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.82)
Важными плодовыми деревьями, произраставшими в Полинезии к тому времени, когда европейцы впервые пришли с ней в соприкосновение, были кокосовая пальма, хлебное дерево и пизанг. Основными клубневыми культурами были таро, ямс, арроурут, куркума и батат. Из прочих растений, используемых человеком, я упомяну лишь бумажное шелковичное дерево, снабжавшее сырьем для изготовления лубяной материи, и кабачок. (Lagenaria vulgaris), из которых изготовлялись сосуды. Ботаники утверждают, что все эти растения, за исключением батата, происходят из индомалайского района. Все они переселились в Полинезию до открытия Америки Колумбом и потому не могли быть завезены позднейшими испанскими мореплавателями. Путешествия растений из Индонезии в Полинезию овеяны такой же романтикой, как странствия полинезийских мореплавателей.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.83)
Со съедобными растениями тесно связаны домашние животные. Зоологи также утверждают, что свинья, собака и курица, распространенные в Полинезии, происходят из индо-малайской области. Животные достигли Америки через Атлантический океан задолго до того, как они проникли в Полинезию. Необходимо отметить, что ни одного из этих трех животных не было на коралловых атоллах Полинезии, когда европейцы впервые посетили их. По туамотуанской версии предания о происхождении собаки, она вывезена с Анаа, которая находилась в оживленных сношениях с Таити. Необходимо напомнить, что кокосовая пальма была привезена первыми поселенцами, и до тех пор, пока это растение широко не распространилось на атоллах, там было мало пищи для свиней и птицы. Собаки могли питаться рыбой или превратиться в вегетарианцев, но и для них шансы пережить засухи и голод были невелики, особенно если иметь в виду, что они служили пищей хозяевам. Животные, распространенные в настоящее время на атоллах, были завезены после появления европейцев, когда кокосовая пальма широко распространилась, а торговые шхуны подвозили продовольствие из внешнего мира.( Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959 С.84)
В ходе курсовой работы мы рассмотрели по опубликованным материалам материальную культуру маори. Поставленные перед нами цели и задачи были достигнуты, хронологические и пространственные рамки были установлены. Так же познакомились с большим количеством культурных особенностей. Узнали много новых значимых имен в мире археологии.
Мы рассмотрели жилища и каким образом их строили. Резьба по дереву была неотъемлемой частью жилищ. Это было визитной карточкой маори. Особо украшались дома вождей и общественные дома. Особо примечательны постройки общественных домов и дома вождей, так как они требовали особого украшения.
Так же хорошо развитым было «кораблестроение» маори. У них было несколько видов лодок для разных видов плавания. Для ловли рыбы близ берега они строили простые лодки из одного ствола дерева с выпиленной нишей для тела. Кроме каноэ были очень распространены лодки с балансирами. Балансиры было особо трудно устанавливать и этот процесс занимал много времени. Лодки также украшались резьбой.
В ходе изучения оружия маори было выявлено, что типичным оружием была палица и праща. Луком и стелами воины маори не пользовались, но это не мешало им быть искусными воинами. Этот народ известен как воинствующий и агрессивный.
Тело маорийца было покрыто спиралевидными татуировками, с помощью которых можно было отнести человека к какой-либо сословности. Одежду представляли юбки, сшитые из тапы или из отмоченной соломы, сшитой меду собой.
Также мы выяснили, что у маори была экономика. Происходил обмен между племенами и жителями соседних островов. Каждое племя осуществляло плавания для обмена на соседние острова. Всех своих партнеров уважали и даже считали их частью семьи. Так же большую роль играл дух дара – хау, который изучен Марселем Моссом и другими учеными. Хау – некая скрытая внутри духовная субстракция. Логически хау объясняет то, почему подарки возмещаются. В случае отказа от возмещения – как правило, в случае кражи – неизменно, установленной процедурой возмездия и компенсации урона было колдовство, которое происходило по инициативе человека, который был обманут, и обычно предлагались услуги жреца, использующие в своих магических действиях неправедно удержанные вещи.
Хозяйство маори исходило из выращивания растений, рыболовства и различных видов ремесел. Наиболее известным ремеслом была резьба.
Таким образом после рассмотрения материальной культуры маори можно сделать вывод, что данный народ высоко развит. Хозяйство и ремесло играло большую роль в жизни маори.
Дальнейшее исследование народа может нам еще больше рассказать об их культуре и дать ответы на многие вопросы, которые еще полностью не изучены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнов С.А. 1989. Материальная культура. Вып. З.-М.: Наука, – С. 224
2. Вахта В. 1970. Маори в современном новозеландском обществе // Австралия и Океания
3. Липс Ю. 1954 'Происхождение вещей' - Москва: Иностранная литература, - с.50
4. Николаева О.В. 2009. Интеграция этнических концептосфер в новозеландскую концептуальную картину мира // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, №1: 48-54.
5. Стингл, Милослав. 1991. Таинственная Полинезия. М.: Наука, - С. 80
6. Салинз, Маршал. 2000. Экономика каменного века. М.: О.Г.И. // Полит. ру, - С. 250
7. Те Ранги Хироа(Питер Бак). 1959.Мореплаватели солнечного восхода. М.: Наука, - С. 150
8. Троицкий Л.Н. 2001. Вокруг света // Аоа Теа Роа - Страна белых облаков №1. – С.40
9. Каневская Г.И. 2000. Культура Австралии и Новой Зеландии, Владивосток С. – 130
10. Смирнов В. Ю. 2009. Свет // Новозеландские коллизии, М.: Наука, С. – 40
11. The Pacific Arts of Polinezia and Micronezia
2