Банкротство индивидуальных предпринимателей: критерии, процедура, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание

Индивидуальные предприниматели формируют спрос на павильоны, торговые места, склады и другую инфраструктуру бизнеса. Не будь этого спроса, не было бы налогов от арендодателей этих помещений и инфраструктуры. Плюс индивидуальные предприниматели создают спрос на транспортные, строительные, ремонтные услуги. Появляются деньги предприниматели и члены их семей отдыхают в кафе, пользуются услугами турфирм, нанимают репетиторов своим детям, позволяют дополнительно заработать врачам, строителям и даже милиции на охранных услугах. Это тоже доходы для юридических лиц и налоги в бюджет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….1
Понятие, признаки, формы и виды предпринимательской деятельности….....3

2. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности………...7
3.Государственная регистрация и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей (общие положения)……………………………………………10
3.1 Добровольное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей……………………………………………………………………12
3.2 Принудительное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей……………………………………………………………………14
4. Банкротство индивидуальных предпринимателей: критерии, процедура, последствия……………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………...…….19
Список использованных источников………………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

пр. статус ип.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

    3.1 Добровольное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей

    В соответствии с п.12 Декрета № 1, деятельность индивидуального предпринимателя  может быть прекращена по соответствующим  основаниям и в порядке, как для  ликвидации коммерческих организаций.

    Существует 3 способа ликвидации субъектов хозяйствования, в том числе индивидуальных предпринимателей:

    1. Ликвидация на основании принятого решения без подачи заявления о банкротстве в хозяйственный суд, в случае наличия достаточного объема имущества для расчетов с кредиторами.

    2. Ликвидация на основании решения  регистрирующего органа по представлению  налоговых органов и комитета госконтроля.3. Ликвидация по решению суда (в том числе и в случае признания индивидуального предпринимателя - должника банкротом с обязательным участием в процедуре банкротства антикризисного управляющего).

    При добровольном прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется:

    1) заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

    2) печати и штампы либо заявление индивидуального предпринимателя об их не изготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;подлинник свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

    3) копию публикации в газете "Рэспублiка" о прекращении деятельности. Индивидуальный предприниматель прекращает свою предпринимательскую деятельность с момента принятия регистрирующим органом решения о прекращении его деятельности и исключения его из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Для исключения индивидуального предпринимателя  из ЕГР, в случае привлечения физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, необходимо сдать документы на хранение, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников, в Государственное учреждение "Минский городской архив". Таким образом, добровольное прекращение предпринимательской деятельности возможно посредством подачи заявления в регистрирующий орган - местные исполнительные и распорядительные органы индивидуальным предпринимателем при условии, что исполнены все денежные обязательства перед кредиторами и бюджетом.

    3.2 Принудительное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей

    В соответствии с п.3 Положения о  ликвидации, решение о принудительной ликвидации может быть принято:

    1. Хозяйственным судом в случае:

    - осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

    - экономической несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя;

    - в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

    2. Регистрирующего органа в случае:

    - внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации индивидуального предпринимателя в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

    Право на подачу в хозяйственный суд  заявления о банкротстве индивидуального  предпринимателя имеют должник - индивидуальный предприниматель, кредиторы по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам.

    Кредиторам, желающим инициировать процедуру признания  индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным (банкротом) следует учитывать установленные Указом № 508 основания подачи заявления, которые должны иметь место в совокупности:

    - наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности индивидуального предпринимателя, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

    - применение к индивидуальному предпринимателю принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у него имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

    -  наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае если должник является индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, в размере 2 500 базовых величин и более.

    В соответствии со ст.23 Закона о банкротстве  в случае инициации процедуры  банкротства должником, в его  заявлении должны быть указаны:

    - размер требований кредиторов по денежным обязательствам, не оспариваемым должником;-

    - размер задолженности по обязательным платежам;сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;

    - сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;

    - сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которым не наступил;

    - сведения об обязательствах должника - индивидуального предпринимателя, не связанных с предпринимательской деятельностью.

      К заявлению индивидуального предпринимателя о своем банкротстве может быть приложен план погашения его долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя. При отсутствии возражений кредиторов хозяйственный суд может утвердить план погашения долгов индивидуального предпринимателя. Утверждение хозяйственным судом плана погашения долгов индивидуального предпринимателя является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более трех месяцев.

    На  основании статьи 7 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) должник  вправе подать в хозяйственный суд  заявление должника при наличии  обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).В соответствии со ст.8 Закона должник обязан подать заявление должника в хозяйственный суд при наличии следующих условий:

    - когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица;когда органом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

    - когда органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

    - Заявление должника должно быть подано в хозяйственный суд в письменной форме не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания. Неподача должником заявления влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц.

    Действующим законодательством не установлены  общие критерии устойчивой неплатежеспособности должника - индивидуального предпринимателя.

    В то же время представляется, что  возвращение заявления о банкротстве  в связи с наличием у индивидуального  предпринимателя источника постоянного  дохода является необоснованным и противоречит положениям законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). Учитывая, что на стадии принятия заявления суд не имеет возможности достоверно определить устойчивость неплатежеспособности должника и наличие оснований для банкротства, вопрос о принятии заявления должника - индивидуального предпринимателя должен решаться хозяйственным судом в каждом конкретном случае, принимая во внимание размер имеющейся кредиторской задолженности, имущественное положение должника, размер получаемого дохода, возраст и т.д.

    Наличие у индивидуального предпринимателя  постоянного дохода в виде заработной платы или пенсии не может однозначно свидетельствовать о его платежеспособности. Заявление о банкротстве должника может быть возвращено заявителю на основании статьи 47 Закона в том случае, если все перечисленные факторы объективно позволяют произвести погашение задолженности в течение непродолжительного периода времени.

    Налоговые и другие уполномоченные государственные  органы подают в хозяйственный суд  заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы, только в случае принятия должником, местными исполнительными и распорядительными органами, республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и организациями решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления. Таким образом, принудительное прекращение деятельности может быть осуществлено по решению хозяйственного суда при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), а также осуществления запрещенной законодательством деятельности или в случае экономической несостоятельности предпринимателя, процедура которой может быть инициирована им самим либо его кредиторами, либо регистрирующего органа. 
 

    4. Банкротство индивидуальных предпринимателей: критерии, процедура, последствия

    Указом  Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" (далее - Указ № 508) разграничены такие понятия, как:

    1) экономическая несостоятельность (неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника);

    2) банкротство (неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя).В теории конкурсного права под критерием несостоятельности (банкротства) понимается принятый законодательством общий подход к неплатежеспособным должникам. Также в теории были разработаны две группы признаков: признаки инициирования (для параметров, необходимых для возбуждения производства по делу о несостоятельности) и признаки признания банкротства (для параметров, которые необходимы для принятия решения о признании должника банкротом).

    В мировой практике встречается два  критерия несостоятельности - неоплатность и неплатежеспособность. Под неоплатностью  понимается ситуация, когда для решения вопроса о банкротстве должника необходимо доказать, что его пассивы превышают активы. Неплатежеспособность предполагает лишь наличие факта неисполнения должником своих обязательств. Оба критерия имеют как положительные, так и отрицательные стороны применения. При принятии критерия неоплатности, с одной стороны невозможно признание несостоятельным должника, испытывающего временные финансовые трудности, с другой стороны должники могут не исполнять обязательства, пользуясь тем, что их активы превышают пассивы, так как к ним не может быть применена процедура банкротства. При неплатежеспособности, с одной стороны легко возбудить производство по делу о банкротстве, с другой стороны должники не могут прикрываться "положительным" балансом, не исполняя обязательства.

    Большое значение в процедуре несостоятельности  имеют и признаки инициирования  банкротства. Указом № 508 установлен совокупный перечень оснований подачи заявления кредитором, желающим инициировать процедуру признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным, а также перечень обязательных к указанию в заявлении сведений в случае инициировании процедуры банкротства должником. Отсутствие одного из указанных оснований (недостоверность указанных сведений) влечет возвращение заявления кредитора (должника).

Информация о работе Банкротство индивидуальных предпринимателей: критерии, процедура, последствия