Индивидуальное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Развитие сектора малого бизнеса может способствовать зарождению и развитию среднего класса. Поэтому создание и развитие сектора малого предпринимательства и является одной из важнейших задач, стоящих перед странами с переходной экономикой. Ведь именно средний класс является фундаментом процесса перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.

Работа состоит из  1 файл

Индивидуальное предпринимательство - важнейшая форма предпринимательской деятельности.DOC

— 589.50 Кб (Скачать документ)

Процесс учредительства новой фирмы охватывает несколько  стадий:

Сначала группа инженеров-изобретателей, разработчиков или ученых вместе с венчурным предпринимателем основывают компанию по производству нового продукта. Ее первоначальный капитал формируется из их собственных средств и займов. Затем подключается собственник венчурного капитала, который выделяет денежные средства на проект. На этой стадии осуществляется конструкторская разработка идеи создания одного-двух новых изделий. Учредители венчурной фирмы являются одновременно и ее ведущими сотрудниками.

        На второй стадии учредители определяют свою экономическую стратегию, изучают рынок, создают совет директоров и проводят работу по подготовке производства. Начинается выпуск и продажа новой продукции, ориентированной, как правило, на конкретных заказчиков. Полученные образцы продаются первым потребителям или идут на испытание. Сбыт продукции организуют венчурные предприниматели-учредители. Задачей фирмы в этот период является завоевание доверия потребителей для обеспечения будущих заказов.

        На третьем этапе происходит отладка технологии при одновременном расширении производства, обеспечивается промышленный выпуск продукции для широкого потребителя. Фирма создает специальное подразделение для сбыта продукции, формирует новую организационную структуру. Обычно на этой стадии компании еще не получают прибыль.

         На четвертой стадии происходит  освоение дополнительных капиталовложений с целью расширения масштабов производства, улучшения качества продукции, создания оборачиваемых активов, расширения рынка. Быстрый рост фирмы обусловливает необходимость функциональной координации различных видов ее деятельности, совершенствования организационной структуры. Стратегию в области производства и сбыта определяет конъюнктура рынка.

  Организовав выпуск продукции и преодолев  убыточность производства, малая фирма переходит к созданию «открытой» или «закрытой» корпорации, т. е. к выпуску и продаже собственных акций на рынке ценных бумаг или крупным корпорациям. По мере роста корпорации эти эмиссии акций повторяются.

  За  счет высокой доли добавленной стоимости  в цене производимой продукции и отсутствия, как правило, близких по характеристикам продуктов-эквивалентов малые наукоемкие фирмы имеют возможность получать высокие прибыли. Хотя большая часть этих прибылей не распределяется, а идет на реинвестирование, данные фирмы неизменно лидируют по показателям котировки их ценных бумаг, продающихся на открытом рынке.

  Извлечение  громадных прибылей из нововведений удается в основном не авторам нововведений, а венчурным предпринимателям, которые, предлагая со своей стороны управленческое сопровождение нового производства, сохраняют за собой позиции первооткрывателей, учредителей и собственников нового дела. Они всегда стремятся получить значительную долю в собственности нового предприятия и войти в его правление. Свое финансовое состояние венчурные предприниматели дополняют другими нефинансовыми услугами: предоставляют практический опыт и организуют деловые контакты; обеспечивают юридическую защиту проектов, патентные услуги, внешнюю технологическую экспертизу; создают экспертные (расчетные) службы; оказывают иные деловые услуги (предоставляют офис или производственные мощности).

  Развитие  венчурного предпринимательства в нашей стране предполагает: создание института частной собственности, развитие на его основе рыночных отношений; осуществление разгосударствления, приватизации и демонополизации государственной собственности, создание посредством этого конкурентной экономической среды; формирование общественных фондов и государственных структур поддержки венчурного бизнеса за счет привлечения бюджетных, индивидуальных и коллективных финансовых средств, формирование системы обеспечения веичуров государственными заказами, лицензиями, соглашениями на закупку продукции; создание идеологической атмосферы благоприятствования венчурному предпринимательству, повышение социально-экономического статуса лиц, занимающихся интеллектуальной деятельностью и предпринимательством, внедрение эффективного механизма правовой защиты субъектов интеллектуальной собственности и другие меры. 

    2.6. Франчайзинг 

    Франчайза (от франц. Франшиза – льгота, привилегия) – соглашение крупных корпораций с мелкими фирмами или отдельными бизнесменами, производственными или функциональными, операционными компаниями. Крупная компания – франчайзер – снабжает мелкую фирму – франчайзи – отработанными технологиями, рекламой и т. д. Франчайзи инвестирует за это компании франчайзера часть своего капитала.

    Это смешанная форма крупного и мелкого  предпринимательства, которая играет большую роль в кооперации между крупными и мелкими фирмами, особенно в сфере услуг. Франчайзи обязуется предоставить франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также иметь деловые контакты только с франчайзером, и вести бизнес по его предписаниям.

    Франчайзи может быть дилером, торговым предприятием, филиалом, лицензиатом и т. д. Он использует название фирмы-франчайзера в качестве фирменного знака для того, чтобы потенциальные клиенты считали, что пользуются услугами известной корпорации.

    Франчайзер  использует франчайзи для рекламы  своей продукции и услуг. Среди практических результатов сотрудничества – более широкое общественное признание всех участников этого соглашения, стандартизация продукции и услуг,  расширение коммерческих возможностей.

    Но  у такого сотрудничества есть свои минусы. Например,  франчайзеры  ограничивают франчайзи в возможности получения права собственности на технологию, ноу-хау и другие нематериальные ценности, полученные от франчайзеров. Франчайзеры отказываются от небольших контрактов, зачастую взимают чрезмерные гонорары и другие виды платы. Немало фирм-франчайзи испытывают сильное давление с целью ограничения суверенитета.

    В Республике Беларусь компании-франчайзеры  – это «Макдоналдс» и «Кока-Кола». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Масштабы и перспективы  развития малого  бизнеса в Республике Беларусь 

    В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд свободных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров.

    В Республике Беларусь гарантируется:

        ~ право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать  предприятия и  приобретать необходимое для этой деятельности имущество;

        ~ защита  прав   и законных   интересов всех  предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;

        ~ научно-техническая,  правовая   поддержка   предпринимательской

деятельности;

        ~ страхование предпринимательского риска;

         ~ запрет вмешательства  собственника и  любого  третьего  лица  в

деятельность  предпринимателя   после  заключения  с  ним  контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре).

      Для  повышения   эффективности   и   широкого   распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные,

консультационные,  исследовательские   и  другие   центры,  а  также инновационные и страховые фонды.*

    Однако  следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенные в программах, зачастую не совпадают с действительными – деловая активность малого предпринимательства снижается. Следовательно, поиск действенных и эффективных организационно-экономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален.

    Министерство  экономики Беларуси обнародовало материал, в котором говорится о развитии малого бизнеса в стране. "Несмотря на определенные успехи, достигнутые  в развитии данного сектора за более чем десятилетний период, малое предпринимательство еще не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как это имеет место в промышленно-развитых странах", — сказано в сообщении министерства.

    Председатель  Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа подчеркнул: "Частное предпринимательство всегда гораздо успешнее, чем государственный бизнес. И у нас цифры подтверждают этот факт. Я хотел бы отметить, что невысокий уровень развития малого бизнеса в Беларуси — результат государственной экономической политики последних лет. На сегодняшний день у нас самый низкий в Европе показатель по количеству частных малых предприятий на тысячу человек. В Беларуси он составляет 2,7, а средний показатель в Европейском союзе — 45, в США — 78, в России — 6,8. Проблема заключается в том, что Беларусь занимает, наверное, лидирующее место по количеству нормативных актов и административных барьеров в сфере предпринимательства. Развитие частного малого бизнеса тормозится из-за отсутствия нормального инвестиционного климата. Если бы на государственном уровне было решено поддерживать частный бизнес, то в ближайшие год-два мы наблюдали бы его бурное развитие".

    Таким образом, мы видим, что малый бизнес испытывает ряд труд-ностей, самой существенной из которых является ограниченность финан-совых ресурсов. Это и общая нехватка средств на начальном этапе становления фирмы, и недостаток текущих активов, который может усиливаться отсроченными платежами, неплатежеспособностью клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним источникам финансирования по приемлемым процентным ставкам. Финансовые проблемы могут влиять на различные аспекты развития фирмы: доступ к необходимым производственным площадям, оборудованию, возможность выпускать новые продукты и подбирать персонал соответствующей квалификации.

    Второй  наиболее распространенный барьер обусловлен проблемами рынка и спроса. Это недостаточный спрос на национальном рынке наряду со слабой квалификацией персонала фирм. К примеру, лишь немногие белорусские предприниматели имеют представление об использовании методов маркетинга. Среди других препятствий, отмеченных менеджерами, можно назвать следующие: проблемы, связанные с закупкой требуемого оборудования, поиск помещений, нехватка персонала соответствующей квалификации и необходимой информации. Необходимо отметить, что эти проблемы существуют на всех этапах развития фирмы.

    На  этапе создания фирмы весьма актуальной является проблема поиска соответствующих рынков, а на этапе становления фирмы - сохранения существующих покупателей и завоевания новых. По мере развития фирма, чтобы удержаться на рынке, должна увеличивать объемы продаж. И если она действительно стремится к выживанию и дальнейшему росту, использование маркетинговых стратегий особенно необходимо. Ухудшение общей макроэкономической ситуации в Беларуси в 90-е годы, в свою очередь, повлияло на недостаток совокупного спроса на национальном рынке. Кроме того, все ухудшающееся отношение части общества к малому частному бизнесу в Беларуси способствует появлению «дополнительных» препятствий, таких, как бюрократия, государственный рэкет и коррупция.

    Некоторые обстоятельства позволяют говорить об иерархии препятствий развитию малого бизнеса. В краткосрочном периоде –  это барьеры на пути выживания и роста фирм, в долгосрочном периоде – проблемы, связанные с влиянием малых и средних предприятий на развитие экономики в переходный период. Чтобы справиться с этими препятствиями, необходимо предпринять следующие меры:

  • создание благоприятных условий для развития рынка труда и формирование политики, которая заставила бы фирмы относиться к рабочей силе как к потенциальному фактору роста конкурентоспособности;
  • развитие инфраструктуры для поддержки инноваций и улучшения качества продукции, обеспечение необходимой информацией, консалтинговыми услугами и тренингами по менеджменту.

    Эти меры эффективны в комплексе, если они осуществляются надлежащим образом.

    Малый бизнес в силу своей специфики имеет региональную направленность, так как исходит из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Развитие сектора малого предпринимательства может помочь решению многих региональных проблем также в Республике Беларусь. Местная среда может способствовать появлению новых малых предприятий и функционированию действующих или затруднять эти процессы. К факторам местной среды относятся: позиция местных властей и других государственных структур по отношению к малому бизнесу (нейтральная, противодействующая, активного содействия); существование и эффективность ассоциаций (союзов) предпринимателей; социально-психологичес-кий климат.

Информация о работе Индивидуальное предпринимательство