Индивидуальное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Развитие сектора малого бизнеса может способствовать зарождению и развитию среднего класса. Поэтому создание и развитие сектора малого предпринимательства и является одной из важнейших задач, стоящих перед странами с переходной экономикой. Ведь именно средний класс является фундаментом процесса перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.

Работа состоит из  1 файл

Индивидуальное предпринимательство - важнейшая форма предпринимательской деятельности.DOC

— 589.50 Кб (Скачать документ)

  Следовательно, местные руководящие органы, ответственные в целом за решение многих региональных проблем, нуждаются в таком инструменте управления, как региональная программа развития малого бизнеса, разработка которой должна осуществляться в Республике Беларусь не только для областного, но и районного уровня (рис. 1).

    Ощутимую  пользу такие программы могут принести, если:

  • их разработке будет предшествовать анализ развития малого предпринимательства в области в разрезе районов;
  • в них будут определены основные проблемы районов, решение которых связано с активизацией малого бизнеса, выявлен имеющийся для этого потенциал;
  • контроль за выполнением поставленных в программе задач будет осуществляться с помощью системы показателей, а результаты контроля связаны с материальным стимулированием государственных работников, ответственных за их реализацию.
 
 

    

      

    

      

    

    

      

    

      

    

      
 

                                                                                                            *

                                                                                                               

 

 

 
 
 

Рис. 1. Порядок разработки мер государственной поддержки малого предпринимательства

       Для того, чтобы сектор малого предпринимательства смог реализовать свой потенциал в региональном развитии, необходима действенная система его поддержки на национальном, региональном и локальном уровнях.          

       В сентябре-октябре 2003 г. осуществлялась реализация проекта «Разработка стратегии развития и государственной поддержки малого предпринимательства Витебской области на 2004-2008 гг.», в ходе которого были определены направления деятельности местных органов управления, позволяющие более полно реализовать роль малого бизнеса в развитии региона. 

  Основные  барьеры для развития предпринимательства области определялись на основе специально проведенного анкетного опроса. Поучены ответы от 206 респондентов: 101 индивидуального предпринимателя (физические лица) и 105 руководителей малых предприятий (юридические лица).

  Результаты  анализа ответов на вопрос о том, с какими внешними проблемами сталкиваются предприниматели, сведены в табл. 3.*

                                                                                                                       табл. 3

 
 
Внешние проблемы
 
Все предприниматели
В том числе по организационно-правовой форме
Физические  лица Юридические лица
N=206 n=101 n=105
Низкая  платежеспособность населения и предприятий 72,8 72,3 73,3
Нестабильность  законодательства 58,3 59,4 57,1
Отсутствие  надежных правовых гарантий 38,3 39,6 37,1
Проблемы  с налогообложением 35,0 36,6 33,3
Рост цен на сырье, материалы, энергию 30,1 26,7 33,3
Проблемы  с лицензированием и сертификацией 26,2 35,6 17,1
Избыточность  контрольно-проверочных процедур 22,3 12,9 31,4
Высокий уровень конкуренции на местном  рынке 21,8 28,7 15,2
Трудности с арендой и приобретением помещений 16,5 18,8 14,3
Вмешательство местных властей 13,6 15,8 11,4
 

  Основные  внутренние проблемы, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям Витебской области, как показали результаты опроса, это нехватка денежных оборотных средств и дефицит средств на развитие (табл. 4).*

    Недостаточность средств, необходимых  для организации дела, капитала для расширения масштабов деятельности – это одна из трудноразрешимых проблем, характерных для малого предпринимательства. Финансовые проблемы могут влиять на различные аспекты развития фирмы: доступ к необходимым производственным площадям, оборудованию, возможность выпускать новые продукты и подбирать персонал соответствующей квалификации.

        Как показывает опрос, в наиболее  тяжелом положении в отношении финансовых возможностей развивать свой бизнес находятся индивидуальные предприниматели. Каждый третий из них не имеет достаточных внутренних средств на эти цели, 78,8% - возможности привлечь средства из внешних источников.

                                                                                                                  табл. 4

 
 
Внутренние  проблемы
Все предприниматели В том числе по организационно-правовой форме
Физические  лица Юридические лица
N=206 n=101 n=105
Нехватка денежных оборотных средств 58,3 47,5 68,6
Дефицит средств на развитие 47,6 45,5 49,5
Проблемы  со сбытом товаров и услуг 15,5 13,9 17,1
Проблемы  с подбором кадров 15,0 8,9 21,0
Высокая стоимость рекламы 13,1 16,8 9,5
Трудности с приобретением сырья, оборудования 12,1 11,9 12,4
 

       Наиболее важным фактором реализации  стратегических направлений развития предпринимательства в регионе является заинтересованность местных органов управления. Однако сложившаяся к настоящему времени система государственного управления и местного самоуправления республики в большей степени остается ориентированной на централизованные методы.

       Беларусь значительно отстает  от других стран региона в  развитии малого и среднего бизнеса, потенциал последнего не используется для ускорения социально-экономического развития страны. Планы правительства по доведению доли частного бизнеса в общем объеме выручки от реализации продукции в 2005г. до 25% были названы чересчур "амбициозными" — в 2003 г. доля предпринимательства в ВВП не превысила и 8%. При этом в данном секторе работает лишь 9% занятого населения, а на 1 тыс. жителей приходится только 3,1 малых предприятий (в Польше — 35, в Германии — 37). Кроме того, государство очень активно регулирует сферу предпринимательства. Количество нормативных правовых актов выросло с начала 90-х более чем в 5 раз — с 507 в 1991 г. до 2668 на начало 2004 г. 1

        По данным Минэкономики, удельный  вес работающих в малом бизнесе  с учетом индивидуальных предпринимателей  составляет 13% от общего количества занятых в экономике. По итогам 2003 года, как сообщает министерство, на долю малых предприятий в Беларуси приходится 8,4% производства общего объема промышленной продукции, 9,2% розничного товарооборота, 26,1% внешнеторгового оборота, в том числе 18,2% экспорта товаров. Удельный вес малых предприятий в объеме ВВП в прошлом году составил 8,2%. 

           Количество малых предприятий и численность работающих в них по областям РБ2

Область Количество  предприятий Списочная численность рабочих
единиц % к итогу Тыс. чел. % к итогу
2000 2003 2000 2003 2000 2003 2000 2003
Брестская 2010 2002 7,1 6,5 33,5 31,1 10,0 8,2
Витебская 2155 2459 7,6 7,9 32,6 37,1 9,8 9,8
Гомельская 2292 2598 8,1 8,4 32,9 38,4 9,9  
Гродненская 1921 1984 6,8 6,4 29,8 30,7 8,9 10,2
г. Минск 15224 16407 53,8 53,0 136,4 163,0 40,9 43,21
Минская 2744 3296 9,7 10,6 38,7 44,7 11,6 11,9
Могилевская 1964 2211 6,9 7,2 29,8 32,0 8,9 8,5
 
ВСЕГО
28310 30987 100,0 100,0 333,7 377,0 100,0 100,0
 

       Среди позитивных тенденций называют сокращение количества лицензируемых видов деятельности (с 1500 в 2002г. до 350 в 2003г.), уменьшение числа лицензий на одно предприятие (с 3,8 до 3), а также уменьшение количества видов товаров, работ и услуг, цены на которые регулируются государством (с 75 до 70).

        В целом же проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, существуют на всех этапах ведения бизнеса.

        Статус      предпринимателя      приобретается      посредством  государственной  регистрации   в  порядке,  установленном Законом «О предпринимательстве в РБ» и другим законодательством Республики Беларусь.

     Вообще малое предпринимательство в Республике Беларусь стало возможным с принятием «Закона о собственности». Государство осознавая трудности мелкого предпринимателя, и понимает необходимость принятия специальных мер для улучшения и облегчения их положения. В конце 2003 года Совмин утвердил комплекс мер по развитию предпринимательства в стране (постановление от 24.12.2003г. N 1685). Реализация их на практике приведет к оживлению деловой жизни. Пока же ситуация в этой сфере не очень оптимистическая. Например, на 16.01.04 в Беларуси в сфере малого предпринимательства было занято около 13% экономически активного населения. Удельный вес выручки предпринимателей, в общем, ее объеме составляет менее 10%. Но к 2005г., по планам правительства, эта цифра должна возрасти до 25%. 

        Государственная  регистрация   предпринимателей,  осуществляющих

свою  деятельность с образованием  юридического лица, производится на основании  Закона Республики  Беларусь "О  предприятиях в РБ" и другого законодательства Республики Беларусь.

     Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ» определено, что юридическое лицо является малым при соблюдении следующей среднесписочной численности работников:

    • В промышленности и на транспорте – 100 человек и менее
    • В сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 ч. и менее
    • В строительстве и оптовой торговле – 50 ч. и менее
    • В других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – 30 ч. и менее
    • В других отраслях непроизводственной сферы – 25 ч. и менее

Информация о работе Индивидуальное предпринимательство