Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:39, курсовая работа
Развитие сектора малого бизнеса может способствовать зарождению и развитию среднего класса. Поэтому создание и развитие сектора малого предпринимательства и является одной из важнейших задач, стоящих перед странами с переходной экономикой. Ведь именно средний класс является фундаментом процесса перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.
Следовательно, местные руководящие органы, ответственные в целом за решение многих региональных проблем, нуждаются в таком инструменте управления, как региональная программа развития малого бизнеса, разработка которой должна осуществляться в Республике Беларусь не только для областного, но и районного уровня (рис. 1).
Ощутимую пользу такие программы могут принести, если:
Рис. 1. Порядок разработки мер государственной поддержки малого предпринимательства
Для того, чтобы сектор малого предпринимательства смог реализовать свой потенциал в региональном развитии, необходима действенная система его поддержки на национальном, региональном и локальном уровнях.
В сентябре-октябре 2003 г. осуществлялась реализация проекта «Разработка стратегии развития и государственной поддержки малого предпринимательства Витебской области на 2004-2008 гг.», в ходе которого были определены направления деятельности местных органов управления, позволяющие более полно реализовать роль малого бизнеса в развитии региона.
Основные барьеры для развития предпринимательства области определялись на основе специально проведенного анкетного опроса. Поучены ответы от 206 респондентов: 101 индивидуального предпринимателя (физические лица) и 105 руководителей малых предприятий (юридические лица).
Результаты анализа ответов на вопрос о том, с какими внешними проблемами сталкиваются предприниматели, сведены в табл. 3.*
Внешние проблемы |
Все предприниматели |
В том числе по организационно-правовой форме | |
Физические лица | Юридические лица | ||
N=206 | n=101 | n=105 | |
Низкая платежеспособность населения и предприятий | 72,8 | 72,3 | 73,3 |
Нестабильность законодательства | 58,3 | 59,4 | 57,1 |
Отсутствие надежных правовых гарантий | 38,3 | 39,6 | 37,1 |
Проблемы с налогообложением | 35,0 | 36,6 | 33,3 |
Рост цен на сырье, материалы, энергию | 30,1 | 26,7 | 33,3 |
Проблемы
с лицензированием и |
26,2 | 35,6 | 17,1 |
Избыточность контрольно-проверочных процедур | 22,3 | 12,9 | 31,4 |
Высокий уровень конкуренции на местном рынке | 21,8 | 28,7 | 15,2 |
Трудности с арендой и приобретением помещений | 16,5 | 18,8 | 14,3 |
Вмешательство местных властей | 13,6 | 15,8 | 11,4 |
Основные внутренние проблемы, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям Витебской области, как показали результаты опроса, это нехватка денежных оборотных средств и дефицит средств на развитие (табл. 4).*
Недостаточность средств,
Как показывает опрос, в
Внутренние проблемы |
Все предприниматели | В том числе по организационно-правовой форме | |
Физические лица | Юридические лица | ||
N=206 | n=101 | n=105 | |
Нехватка денежных оборотных средств | 58,3 | 47,5 | 68,6 |
Дефицит средств на развитие | 47,6 | 45,5 | 49,5 |
Проблемы со сбытом товаров и услуг | 15,5 | 13,9 | 17,1 |
Проблемы с подбором кадров | 15,0 | 8,9 | 21,0 |
Высокая стоимость рекламы | 13,1 | 16,8 | 9,5 |
Трудности с приобретением сырья, оборудования | 12,1 | 11,9 | 12,4 |
Наиболее важным фактором
Беларусь значительно отстает от других стран региона в развитии малого и среднего бизнеса, потенциал последнего не используется для ускорения социально-экономического развития страны. Планы правительства по доведению доли частного бизнеса в общем объеме выручки от реализации продукции в 2005г. до 25% были названы чересчур "амбициозными" — в 2003 г. доля предпринимательства в ВВП не превысила и 8%. При этом в данном секторе работает лишь 9% занятого населения, а на 1 тыс. жителей приходится только 3,1 малых предприятий (в Польше — 35, в Германии — 37). Кроме того, государство очень активно регулирует сферу предпринимательства. Количество нормативных правовых актов выросло с начала 90-х более чем в 5 раз — с 507 в 1991 г. до 2668 на начало 2004 г. 1
По данным Минэкономики, удельный
вес работающих в малом
Количество малых предприятий и численность работающих в них по областям РБ2
Область | Количество предприятий | Списочная численность рабочих | ||||||
единиц | % к итогу | Тыс. чел. | % к итогу | |||||
2000 | 2003 | 2000 | 2003 | 2000 | 2003 | 2000 | 2003 | |
Брестская | 2010 | 2002 | 7,1 | 6,5 | 33,5 | 31,1 | 10,0 | 8,2 |
Витебская | 2155 | 2459 | 7,6 | 7,9 | 32,6 | 37,1 | 9,8 | 9,8 |
Гомельская | 2292 | 2598 | 8,1 | 8,4 | 32,9 | 38,4 | 9,9 | |
Гродненская | 1921 | 1984 | 6,8 | 6,4 | 29,8 | 30,7 | 8,9 | 10,2 |
г. Минск | 15224 | 16407 | 53,8 | 53,0 | 136,4 | 163,0 | 40,9 | 43,21 |
Минская | 2744 | 3296 | 9,7 | 10,6 | 38,7 | 44,7 | 11,6 | 11,9 |
Могилевская | 1964 | 2211 | 6,9 | 7,2 | 29,8 | 32,0 | 8,9 | 8,5 |
ВСЕГО |
28310 | 30987 | 100,0 | 100,0 | 333,7 | 377,0 | 100,0 | 100,0 |
Среди позитивных тенденций
В целом же проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, существуют на всех этапах ведения бизнеса.
Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в порядке, установленном Законом «О предпринимательстве в РБ» и другим законодательством Республики Беларусь.
Вообще
малое предпринимательство в Республике
Беларусь стало возможным с принятием
«Закона о собственности». Государство
осознавая трудности мелкого предпринимателя,
и понимает необходимость принятия специальных
мер для улучшения и облегчения их положения. В
конце 2003 года Совмин утвердил комплекс
мер по развитию предпринимательства
в стране (постановление от 24.12.2003г. N 1685).
Реализация их на практике приведет к
оживлению деловой жизни. Пока же ситуация
в этой сфере не очень оптимистическая.
Например, на 16.01.04 в Беларуси в сфере малого
предпринимательства было занято около
13% экономически активного населения.
Удельный вес выручки предпринимателей,
в общем, ее объеме составляет менее 10%.
Но к 2005г., по планам правительства, эта
цифра должна возрасти до 25%.
Государственная регистрация предпринимателей, осуществляющих
свою деятельность с образованием юридического лица, производится на основании Закона Республики Беларусь "О предприятиях в РБ" и другого законодательства Республики Беларусь.
Законом
«О государственной поддержке