Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 09:20, реферат
предприниматель – это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности – в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.
Постепенно кооперативы огосударствлялись, в годы советской власти в г.Ханты-Мансийске действовал горрыбкооп, который имел 2 гастронома, универмаг.
После
Октябрьской революции под
Но через несколько тяжелых лет правительство пришло к осознанию необходимости "коренной перемены всей точки зрения" на социализм. В.И.Ленин в политическом завещании в 1923 году писал о крайней необходимости найти "ту степень соединения частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов".
Основное
содержание новой экономической
политики заключалась в стимулировании
товарно-денежных отношений, экономической
предприимчивости, инициативы, материальной
заинтересованности в результатах
труда каждого предприятия и каждого
труженика.
С переходом к нэпу были сняты ограничения
на частнопредпринимательскую деятельность.
В июле 1921 года законодательством было
допущено существование простых товариществ,
в июле 1922 года- акционерных обществ, полные
товарищества, товарищества с ограниченной
ответственностью. Новая экономическая
политика способствовала восстановлению
сельского хозяйства. Основное место в
производстве продовольствия и сельскохозяйственного
сырья занимало единоличное крестьянское
хозяйство.
Осуществление нэпа привело к подъему производительных сил нашей страны и улучшению положения рабочих, крестьян и представителей всех других слоев тогдашнего российского общества.
«В 1922 году торговые ярмарки в Березово, Сургуте, Обдорске были восстановлены», «В 1929 году бывшим политическим ссыльным Меликадзе была организована северосмешаная промысловая артель» - летопись Ханты-Мансийского национального округа.
Но сталинизм пресек демократические тенденции, характерные для периода нэпа. Наиболее характерными чертами создаваемой в это время административно-командной системы стали тотальное огосударствление экономики и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Центр тяжести борьбы с частным капиталом переносится в торговлю.
Установление
предельных розничных цен создавало
на рынке устойчивое положение, частная
торговля вынуждена была считаться
с ценами государства. С рынка
вытеснялся в первую очередь частный
крупный оптовик, посредник межгосударственным
и розничным товарооборотом. Расширение
сети государственной и кооперативной
торговли.
1923-1924 годы 1925-1926 годы
гос.сектор - 15,5% гос.сектор - 7%
кооперация - 60% кооперация - 6,2%
частный - 46,8 % частный - 25,5%
Изменения в частной торговле вели к ее измельчению: от оптовой - к оптово-розничной; от нее - к мелкой розничной. Уже к концу 1926 г. частный капитал занимал подчиненное положение по отношению к государственному и остался только в розничной торговле.
В начале 30-х годов добыча рыбы рыбаками производилась в основном единолично, к 40-м годам в частном секторе осталось 0,8% рыбаков, - сообщает летопись Ханты-Мансийского национального округа.
Новая модель общества, которая стала утверждаться, может быть охарактеризована как "феодальный бюрократизм", главной чертой которой является абсолютное огосударствление и возникновение нового класса - "класса начальства".
"Ничейная"
собственность, диктат и
Господство бюрократической олигархии в конце концов привело наше общество к кризису. И в этом главная цена, которую мы заплатили за десятилетия бюрократического абсолютизма. Корни кризиса лежат в отчуждении каждого гражданина от собственности и управления обществом, отсутствием демократических отношений между властью и обществом, в дефиците гласности. Чтобы преодолеть кризис, необходима была перестройка, открывшая современный этап развития российского предпринимательства.
Приход
в 1985 году нового руководства страны
во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе
новые надежды на осуществление политических
и экономических реформ.
Наряду с общим оживлением в жизни общества
(«гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка
началась с поиска новых подходов к преобразованиям
экономики, отягощенной крайне неэффективной
структурой, доминированием ВПК (с преобладанием
огромных объединений и предприятий, закрытых
городов-заводов, наукоградов и т.п.) в
ущерб АПК и социальной сфере.
Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному питанию, потребительской кооперации . Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.
В ряде союзных республик (в основном Прибалтики), краев и областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов малых производств на средних и крупных предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.
Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью на переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г. Вводимые этим законом формы хозяйственного расчета способствовали в дальнейшем освоению на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений. Бытовое обслуживание стало пионером в распространении индивидуального и семейного арендных подрядов. Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермерские хозяйства. Аренда, как и впоследствии кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению — необходимому подготовительному этапу системной приватизации.
Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению предприимчивости, ответственности, нацеленности на конечный результат и умению противостоять известному риску. А именно эти черты органически свойственны малому частному предпринимательству. Однако движение к правовому и общественному признанию частной собственности (как священного права гражданина в демократическом обществе) было исключительно сложным.
Необходимо напомнить об обобщившем практику многочисленных экспериментов и зарубежный опыт Законе СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1987 г.). Повсеместный и быстрый рост числа граждан, занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или на 69%), показал значительный потенциал индивидуального и семейного частного предпринимательства. Этот потенциал в последующие годы, особенно после принятия закона Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства» (июнь 1995г.), был реализован субъектами малого и частного предпринимательства без образования юридического лица. Этим законом снимались ограничения на занятия народными художественными и кустарными промыслами, ремесленничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; снижались налоги; повышалась ответственность за предоставляемые декларации о доходах, получение патента и т.п. Несмотря на значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям. Самыми же динамичными и отзывчивыми на благоприятные условия, созданные Законом «О кооперации в СССР» (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования, рожденных в период перестройки, оказались новые кооперативы.
В
этот, безусловно, прогрессивный закон
благодаря настойчивости
Владимир
Александрович Тихонов —
Кооперативы,
обладавшие мощным зарядом легализуемой
предпринимательской
Бурное
развитие новых кооперативов в 1988-1989
гг. можно считать началом
Весьма
конструктивную роль в интенсивном
развитии кооперативного движения сыграли
первый и последующие съезды кооператоров.
Организатором этих съездов выступил
Союз кооператоров (в дальнейшем —
кооператоров и предпринимателей) во
главе с В.А. Тихоновым.
Однако нельзя сказать, что развитие новых
кооперативов происходило безболезненно.
Рывок этого сектора с резким ростом оборота
наличных денежных средств, уходящих в
какой-то мере от контроля государства
(в лице Госбанка СССР), вызывал у оппонентов
среди партийных функционеров, некоторых
руководителей правительства, официальных
финансистов желание ограничить, поставить
под контроль доходы (прибыль) кооператоров.
Это
было связано и с общей