История развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 09:20, реферат

Описание

предприниматель – это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности – в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.

Работа состоит из  1 файл

История развития предпринимательства.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

     Малое предпринимательство, как свидетельствуют  итоги 199 г., обеспечивало занятость каждого восьмого-девятого работающего на российских предприятиях. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе работающих составила 13,2%. В ряде отраслей вклад МП в обеспечение занятости был еще выше. Так, на строительных предприятиях работали 39,3% от общего числа занятых в данной отрасли, в науке и научном обслуживании -35,9, а в торговле и общественном питании — 35,2%. В промышленности на малых предприятиях работал каждый десятый.

     По  итогам 1996 г. прибыль малых предприятий  составила более четверти всего объема прибыли по народному хозяйству (табл. б). В непроизводственной сфере бытового обслуживания населения прибыль получили вообще только малые предприятия. В строительстве прибыль малых предприятий составила 56,5% от общего объема прибыли по отрасли. В торговле и общественном питании, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка суммарная прибыль малых фирм превосходит прибыль средних и крупных предприятий.

     Уже с 1997 г., однако, относительная прибыльность малых предприятий в сравнении со средними и крупными предприятиями стала падать и уменьшилась, по оценкам Госкомстата России, в 1,9 раза. Исключение составили две отрасли: торговля и общественное питание (относительная прибыльность увеличилась в 3,5 раза) и связь (в 1,8 раза). Значительное снижение относительной прибыльности зафиксировано в промышленности, строительстве, материально-техническом снабжении и сбыте.

     И все же доля прибыльных малых предприятий  по сравнению с крупными и средними остается выше. Так, в 1996 г. 56% российских предприятий закончили год с убытками, а в малом бизнесе убыточных предприятий оказалось только 20%. В январе-сентябре 1997 г. доля убыточных малых предприятий также была значительно ниже, чем крупных и средних.

     Таким образом, основные параметры развития российского малого бизнеса (численность малых предприятий и отраслевая структура) в 1996-1998 гг. — с учетом изменения критериев отнесения предприятий к малым — в целом оставались стабильными либо уменьшились (численность занятых). Некоторое увеличение количества малых предприятий и численности занятых в 1997 г. по сравнению с 1995-1996 гг. едва превышало пределы допустимой статистической ошибки и не изменило общей тенденции, которая прослеживалась и в кризисном 1998г.

     Доля  малых предприятий в основных показателях развития экономики остается скромной; по данным официальной статистики, она даже сокращается (например, доля малых предприятий в совокупной прибыли по народному хозяйству). Тем не менее, относительная прибыльность сектора малого бизнеса даже в этих условиях остается более высокой, чем крупных предприятий

     Крайне  неравномерным остается распределение  малого бизнеса по стране — по-прежнему свыше трети малых предприятий  сосредоточено в двух столицах. Среднее  число малых предприятий на тысячу жителей — около 10 — примерно в 3-5 раз ниже, чем в странах Западной Европы или ряде бывших социалистических стран.

     В целом ни темпы, ни характер развития сектора МП, зафиксированные данными  государственной статистики, в период 1996 — 1999 гг. не отвечают представлениям об эффективной структуре конкурентной рыночной экономики: желаемого прорыва на новые рубежи не произошло.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.

     Наличие в любом обществе условий для  предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

     Предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как  бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая  ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.

     Каждый  предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими  словами предпринимателю нужно  обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности  и культуры. -М., 1991. Введение и гл. 1, с. -15.
  2. Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс . ,1997 -М.,1997
  3. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы  экономики . 1996 . -№7 . - С.38-41.
  4. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997 . -№1 .-С.15-21.
  5. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия .   - М., 1996
  6. Иващенко А. А. Товарная биржа. - М., 1991.
  7. Карлоф Б. Деловая стратегия.   -М., 1991, с. 121-125.
  8. Котлер Ф. Основы маркетинга. -М„ 1990, с. 339-405, 468-473, 477-479.
  9. Курс экономики : Учебник . Основы предпринимательства . - М.,1997

Информация о работе История развития предпринимательства