Качества предпринимателей и этика предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:28, лекция

Описание

Не каждый человек может стать предпринимателем. Есть нечто, что одним людям позволяет, а другим не дает возможности интегрироваться в процесс предпринимательской активности. Что же кроется за этим "нечто"? Образованность и широта мышления? Удача, случай, везение? Соответствующие действия, предпринимаемые в нужное время в нужном месте, в нужной форме? Конечно же и то, и другое, и третье, а точнее — их эффективная комбинация. Но и этого недостаточно.

Содержание

1. Концепция деловых качеств
2. Предпринимательская этика и етикет
3. Этические кодексы фирмы
4. Коммерческая тайна

Работа состоит из  1 файл

лекция 1.2.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

    Тема: КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

    План:

    1. Концепция деловых качеств
    2. Предпринимательская этика и етикет
    3. Этические кодексы фирмы
    4. Коммерческая тайна
 

    Не каждый человек может стать предпринимателем. Есть нечто, что одним людям позволяет, а другим не дает возможности интегрироваться в процесс предпринимательской активности. Что же кроется за этим "нечто"? Образованность и широта мышления? Удача, случай, везение? Соответствующие действия, предпринимаемые в нужное время в нужном месте, в нужной форме? Конечно же и то, и другое, и третье, а точнее — их эффективная комбинация. Но и этого недостаточно. Есть еще и сам предприниматель с индивидуальными качествами, свойствами, характеристиками, которые приобретают определяющее значение в его становлении в качестве предпринимателя. Известно, что многие заканчивают престижнейшие в мире учебные заведения (скажем, Гарвардский университет или Гарвардскую школу бизнеса в США), но не все из них становятся преуспевающими предпринимателями или бизнесменами.

    Кто такой предприниматель и почему человек становится предпринимателем? Ответы на эти вопросы в каждой конкретной ситуации могут быть неоднозначными. Предпринимателем называют любого делового человека, который действует в негосударственном секторе экономики (владелец коммерческой лавки, к примеру). Хотя в соответствии с мировой классификацией вряд ли к нему применима характеристика предпринимателя.

    Важными составляющими успешной предпринимательской деятельности является ее психология, этика и культура, а также социальная ответственность. В области психологии важны степень риска и вознаграждения, возможные потери не только финансовые, но и в личной и семейной жизни, формирование благоприятных трудовых отношений на предприятии; в сфере культуры - культура управленческой деятельности, деловая культура. Важно и то, что современный предприниматель должен не только добиваться максимальных прибылей, но и нести социальную ответственность. 

    1. Концепция деловых качеств

    Новаторство

    В основе концепции деловых качеств предпринимателя — отсутствие боязни новизны и новаторства. Именно это качество позволяет предпринимателю замечать и делать то, что не замечают и не делают другие.

    Новаторский дух проявляется в форме находки. Чаще всего такая находка связана с профилем его деятельности. "О! — говорит такой человек. — Я нашел товар, который можно производить, но который пока никем не производится!'11 или: "О! Я знаю, как можно производить товар лучшего качества".

    Новаторство — базовая характеристика при описании предпринимателя, но проявляться она может в разных формах. Прежде всего следует заметить, что он редко выступает в качестве изобретателя. Предприниматель-новатор чаще всего знает, как можно эффективно использовать результаты изобретений, находок, открытий, осуществленных кем-то. Он умеет анализировать эти новинки применительно к желанию производить что-то новое, оригинальное, что, несомненно, вызовет интерес рынка, потребителя.

    Таким образом, основная форма проявления новаторства (и наиболее надежная) — производство нового для рынка товара на основе какого-либо конкретного изобретения, т. е. на основе разделения труда и организации кооперационных цепочек: кто-то изобретает, а кто-то использует эти изобретения в производстве.

    Однако новаторство и новизна в применении к производимому товару проявляются не только в том, что производится МО-ВЫЙ компонент товарного ассортимента. Часто новизна проявляется в более простых формах, которые не требуют вовлечения изобретателя (или изобретательских способностей самого предпринимателя) в процесс обновления производства товара;

  • обновлении упаковки товара, делающей его более привлекательным для потребителя;
  • рекламе товара с целью популяризации тех его свойств, о которых потребители не осведомлены, для "взрыва1' интереса к такому товару;
  • производстве товара или оказании услуги в непосредственной близости от места потребления (повышает уровень комфортности);
  • придании традиционному товару новых свойств и качественных характеристик, что вызовет еще больший интерес со стороны потребителя;
  • снижении цены на товар (что, как правило, возможно только через обновления в процессе производства, в результате которых снижаются его издержки);
  • заметном повышении качества товара, уже традиционного для рынка (например, хлеб, произведенный по новой технологии, улучшающей его качество).

    Новаторский дух может касаться и других сторон деятельности предпринимателя. К примеру, он находит новые формы управления производством, сбытом, устанавливает партнерские отношения, применяет новые или усовершенствованные технологии производства.

    Новизна и новаторство — те преимущества, которыми обладает (или может обладать) предприниматель по сравнению с традиционными производителями.

    Предприниматель — постоянный возмутитель общественного производства. Он не позволяет производству топтаться на месте, застаиваться. От него исходят импульсы, двигающие производство по линии поступательного развития.

    К примеру, у предпринимателя созрело решение производить новый товар. Он меняет свои требования к партнерам-поставщикам, которые вынуждены также перестраивать свою деятельность. Все это, однако, возможно лишь в случае, если потребитель "проголосует" за такое предпринимательское решение, т. е. выразит готовность приобрести такой товар. Все общество приходит таким образом в движение. 

    Ментальность

    Если человек — существо мыслящее, то предприниматель должен обладать более углубленным (по сравнению со средним уровнем) мышлением, способностью анализировать и подмечать все новое, что появляется в жизни и в его отрасли деятельности. Такие качества необходимы для того, чтобы реализовать основные принципы предпринимательства — новаторство и новизну. Предприниматель должен подмечать, отыскивать и продумывать конкретные формы использования новых идей. Известный американский предприниматель Э. Карнеги1, к примеру, не являлся автором изобретений, но он лучше других знал, как эти изобретения, принадлежащие другим людям, можно использовать в сталелитейном производстве. Правда, есть и другие примеры. Так, Г. Форд не только знал, как использовать новые идеи, но и был их автором.

    Важная особенность предпринимателя — способность предугадать, как реализация новых идей в производственном процессе будет воспринята рынком. Умение соединить в одном процессе два компонента — внедрение новинки и реакцию рынка — залог будущего успеха предпринимателя.

    Предпринимательство прежде всего мыслительный процесс, но, поскольку каждый из нас обладает собственным аппаратом, стереотипом мышления, постольку применительно к этой сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны. Но уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно — большую (а иногда и очень большую) роль играют в этом случае удача, везение и т. п., сопутствующие лишь тому, кто научился и может мыслить. К попытке помочь каждому индивиду выработать собственный стереотип мышления сводится основная задача процесса обучения. На основе мышления индивид конструирует в сознании собственную картину мира как исходную базу для анализа любого явления, факта, характеризующего окружающую действительность.

    Мышление в предпринимательстве воплощается в форме делового проектирования — точке отсчета любой планируемой предпринимателем деловой операции или процесса деловой активности. С этой точки зрения предпринимательство — форма соединения уникальных знаний и конкретной рыночной ситуации для обеспечения твердых позиций на рынке. Оно предполагает поиск новых экономических возможностей путем реформирования или революционизирования производства для его перевода на более эффективный уровень функционирования через внедрение инновационных (технических, научных, технологических, организационных или управленческих) достижений.

    Владение капиталом и умение оперировать или управлять им, соединение и комбинирование факторов производства в условиях рынка, ориентация на извлечение максимально возможной в складывающихся условиях прибыли и наиболее эффективные способы ее капитализации, умение пойти на риск, приспособиться к меняющимся экономическим условиям или вписаться в них, особая система управления, почти интуитивное угадывание или прогнозирование изменений рыночного спроса, восприимчивость к инновациям — качества, без которых не может существовать эффективное предпринимательство. 

    Сила воли, уверенность в себе

    В мире бытует устоявшееся мнение, что предпринимательский слой в любом обществе довольно тонок. По оценкам, такой деятельностью на высоком профессиональном уровне могут заниматься не более 8% самодеятельного населения. Предпринимательство требует определенных личностных качеств бизнесмена, как и любая другая профессия. Какими же качествами должен обладать предприниматель?

    Прежде всего ему требуется уверенность в себе и своих способностях. Не уверенный в себе человек, не верящий в свои силы, не способен довести дело до конца в любой сфере, не только в предпринимательстве. Правда, необходимо остерегаться того, чтобы это качество не перешло в самоуверенность, не явилось бы основой собственной переоценки, что для предпринимателя гибельно. Такие опасения сводятся к минимуму, если он реалистично смотрит на себя и окружающую действительность, что требует взвешенной экспертной оценки своих идей.

    С одной стороны, не нужно спешить с реализацией какой-либо возникшей идеи, с другой — нельзя медлить с ее воплощением в практику. Выход из такой противоречивой ситуации один: любая идея должна дозреть. Сырую, не продуманную до конца во всех деталях идею нельзя претворять в жизнь. Вначале обычно выстраивается общая схема реализации идеи. Выделяются те моменты, которые пока неясны, и последующая работа связывается обычно с их отработкой. Эта работа важна и необходима, ибо в ней основа будущего успеха (в том числе и финансового). 

    Агрессивность

        Агрессивность здесь рассматривается как:

    а) уверенность предпринимателя в том, что он обладает пер-венством в чем-либо;

    б) стремление к перехвату инициативы в совершении кон-кретных и целенаправленных действий.

    Агрессивность как индивидуальная характеристика предпринимателя сложна для восприятия, анализа, поскольку ограничена допустимыми морально-нравственными рамками совершаемых действий.

    Агрессивность — это перехват и ускоренная (по сравнению с другими) реализация на практике идеи, проекта, инициативы. При этом окружающим (чаще всего конкурентам) такие действия прямого ущерба не наносят, хотя косвенный ущерб налицо (ведь если вы перехватили инициативу в производстве этого товара, то я уже не смогу его производить, а следовательно, не получу доход, на который мог бы рассчитывать, если бы не ваши действия по перехвату).

    При определении допустимых морально-нравственных рамок совершаемых действий предприниматель уточняет свою идеологию, т. е. видение мира, который его окружает, миропонимание и мироощущение. При этом каждый предприниматель действует по своим меркам: один говорит себе — я буду делать все возможное для достижения цели, но закона не нарушу, другой же готов пойти и на нанесение прямого ущерба окружающим (сброс отравляющих веществ в водоемы общего пользования, физическое наказание — вплоть до заказных убийств — конкурента, кража бюджетных денег, невозврат банковских кредитов и т. д.). 

    Умение сформировать команду

    Предприниматель редко осуществляет свои идеи в одиночку. Выигрывает конечно же тот, кто в состоянии создать нужную команду, способную эффективно воздействовать на процесс реализации предпринимательской идеи. В этой связи перед предпринимателем возникают непростые задачи — какого профиля специалисты нужны, какими личностными качествами они должны обладать, смогут ли они вписаться в тот психологический климат, который предприниматель конструирует.

    Бизнесом занимается человек, и эффект от любой деятельности зависит именно от человека, и прежде всего от уровня культуры труда. Японцы, например, утверждают, что в основе их "экономического чуда" лежит не только наука, научно-технические и технологические достижения, но и изменение культуры труда, для чего японскому обществу, по мнению самих японских экспертов, потребовалось 30 лет.

Информация о работе Качества предпринимателей и этика предпринимательства