Качества предпринимателей и этика предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:28, лекция

Описание

Не каждый человек может стать предпринимателем. Есть нечто, что одним людям позволяет, а другим не дает возможности интегрироваться в процесс предпринимательской активности. Что же кроется за этим "нечто"? Образованность и широта мышления? Удача, случай, везение? Соответствующие действия, предпринимаемые в нужное время в нужном месте, в нужной форме? Конечно же и то, и другое, и третье, а точнее — их эффективная комбинация. Но и этого недостаточно.

Содержание

1. Концепция деловых качеств
2. Предпринимательская этика и етикет
3. Этические кодексы фирмы
4. Коммерческая тайна

Работа состоит из  1 файл

лекция 1.2.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

    – взаимоотношения в коллективе;

    – обязанности сотрудников;

    – обязанности руководства;

    – организация найма;

    – политика в области оплаты труда;

    – социальный пакет для персонала;

    – взаимоотношения руководителей  и подчиненных;

    – внешний вид и речь сотрудников;

    – отношение к клиентам, партнерам;

    – обслуживание клиентов;

    – работа с жалобами и претензиями (включая этические проблемы);

    – позиция по отношению к конкурентам.

    7. Требования к персоналу:

    – уровень профессионализма;

    – лояльность;

    – система ценностей организации;

    – нормы поведения, стандарты и  регламенты. 

    В разных организациях кодексы существенно  различаются как по содержанию, так  и по объему. Например, Марктвенский банк (США) разработал документ под названием «Политика в области этических норм и конфликтов». На 19 страницах служащим объясняется, что такое «хорошо» и, что такое «плохо». А крупная компьютерная компания «Крей Рисерч Инкорпорейтед», напротив, ограничилась 16 словами. Ее кодекс гласит: «Сотрудники «Крей» доверяют друг другу и уверены, что каждый выполняет свое дело по высшим этическим стандартам».

    Отечественные компании тоже по-разному подходят к наполнению своих корпоративных  кодексов. К примеру, в корпоративном кодексе «Группы СИ-ПРО» продекларировано все: начиная с одежды, которая считается приемлемой на работе, и заканчивая сексуальной ориентацией. У компании IBS (системного интегратора) в первой части кодекса описаны основы бизнеса (клиенты, технологии, люди, команда), миссия, «жизненно необходимые условия существования», а во второй – стандарты.

    Специалисты выделяют три основные функции, которые  выполняет корпоративный кодекс: репутационную, управленческую, функцию  развития корпоративной культуры. Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании с внешней стороны. Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Управленческая функция кодекса состоит в регулировании поведения в сложных этических ситуациях. Выполняя функцию развития корпоративной культуры, кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.

    В создании корпоративного кодекса в  первую очередь должны участвовать  топ-менеджеры и главные акционеры  компании, поскольку именно их представления  о бизнесе лежат в его основе. Помогать им должны специалисты, знающие  состав и содержание таких документов. Первыми редакторами и критиками могут стать начальники подразделений и остальные руководители среднего звена.

    Когда проект кодекса готов, его следует  вынести на всеобщее обсуждение: выложить в интранете, опубликовать в корпоративных  СМИ, разослать работникам по электронной почте и т. д. Если сотрудники, которым предстоит соблюдать кодекс, будут причастны к его созданию, а их предложения и замечания найдут в нем свое отражение, люди станут лояльнее относиться к его правилам.

    Попытка заказать корпоративный кодекс «под ключ» внешним консультантам или воспользоваться кодексом другой компании как основой, как правило, приводит к появлению нежизнеспособного продукта. Написание кодекса силами только одной рабочей группы, без последующего обсуждения сотрудниками, заканчивается появлением документа, слегка адаптированного под компанию, который обычно игнорируется топ-менеджерами и руководством. Правильный и рациональный путь лежит примерно посредине. 

    Как сделать корпоративный кодекс действительно  эффективным элементом внутреннего PR компании? Необходимо четко сформулировать задачи, которые предполагается решить с его помощью. Нужно отразить в документе реальные, а не декларативные стандарты. Кодексы, требования которых игнорируются руководством или невыполнимы для персонала, не работают независимо от содержания. Следует сделать кодекс «элегантным» и негромоздким, написать его доступным языком, выделить главное, избежать прописных истин и бюрократических оборотов. Можно сделать его остроумным, афористичным, местами забавным: такие кодексы запоминаются, а главное, соблюдаются лучше абсолютно серьезных. 

    Забавные  выдержки из некоторых  корпоративных кодексов:

    – Каждый сотрудник имеет право  на сон в помещении. Для этих целей  существует специальный диванчик.

    – Полив корпоративных цветов разрешается ежедневно с 10.00 до 10.15 с минутным перерывом для долива воды в лейку.

    – Работники компании имеют право  на обустройство собственного рабочего места в соответствии со своими профессиональными, религиозными и вкусовыми пристрастиями.

    – Не допускается конфискация в  безраздельное пользование корпоративных  чашек, ложек, пепельниц, кофе и чая.

    – Руководство компании не может запретить  персоналу работать 20 часов в  сутки.

    – В случае авральных сверхурочных работ компания за свой счет обеспечивает задержавшихся работников пивом, пиццей и такси.

    – Компания настаивает на ношении работницами  нижнего белья.

 

    4. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА

    Признание прав частной собственности, отказ  государства от монополии в сфере  управления экономикой и провозглашение свободы предпринимательской деятельности повлекли за собой появление большого количества субъектов предпринимательской деятельности. Предприниматели получили право осуществлять в установленном законом порядке любые виды деятельности, выбирать торговых партнеров и заключать сделки, нанимать работников, самостоятельно определять порядок использования полученной прибыли.

    Одновременно  с новыми экономическими отношениями  появились новые экономические  правонарушения среда самих предпринимателей - недобросовестная конкуренция. Одним из проявлений неконкурентных действий является неправомерное использование сведений, составляющих коммерческую тайну субъекта предпринимательской деятельности. О некоторых вопросах, связанных с применением термина "коммерческая тайна", пойдет речь в настоящей статье.

    Термин "коммерческая тайна" был введен в правовой оборот Законом Украины "О предприятиях в Украине" о т 27.03.91г. Под коммерческой тайной предприятия понимаются сведения, связанные  с производством, технологической  информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, не являющиеся государственной тайной, разглашение (передача, утечка) которых может причинять ущерб его интересам. Коммеческая тайна имеет следующие, присущие только ему, отличительные признаки. А именно:

    1) предмет коммерческой тайны; 

    2) субъект коммерческой тайны; 

    3) запрет разглашения сведений, составляющих  коммерческую тайну; 

    4) наличие ущерба и неблагоприятных  последствий для лица, причинившего  ущерб владельцу коммерческой  тайны.

 

    Предмет "коммерческой тайны". Предметом "коммерческой тайны" являются сведения, связанные с коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятия: производственная и технологическая информация, информация об управлении, финансах и другой деятельности. Это могут быть документы о коммерческих переговорах предприятия и методах ценообразовании, документы связанные с маркетинговыми исследованиями рынка, сведения об организации труда и подборе работников, информация об условиях хранения документов, т.е. сведения обладающие коммерческой ценностью.

    Термин "коммерческая тайна" часто отождествляют  с термином "конфиденциальная информация". По мнению автора термин "конфиденциальная информация" является родовым по отношению к термину "коммерческая тайна". Согласно Закона Украины "Об информации" от 02.10.92г. конфиденциальная информация это сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями. Особенностью сведений, составляющих коммерческую тайну, как видя конфиденциальной информации, является их коммерческий и хозяйственный характер. Другими словами, это ин4юрмация обладающая экономической ценностью, способная влиять на финансовое положение субъекта предпринимательской деятельности, размер получаемой им прибыли.

    Каждый  предприниматель самостоятельно определяет состав сведений, относящихся к коммерческой тайне. Законодательством Украины  установлены два ограничения, применяемых  к таким сведениям.

 

    Субъекты "коммерческой тайны". Субъектами "коммерческой тайны" являются:

    1) субъект предпринимательской деятельности;

    2)персонал, работники субъекта предпринимательской  деятельности;

    3) служебные лица государственных  организаций и органов, которые проводят проверку предприятия.

    Субъектом предпринимательской деятельности - собственником сведений, составляющих коммерческую тайну, - являются как  юридические лица, так и физические лица - предприниматели. Для удобства изложения, в дальнейшем по тексту, будем именовать обе категории субъектов предпринимательской деятельности предпринимателями.

 

    Запрет  разглашения, сведений составляющих коммерческую тайну. Сведения составляющие коммерческую тайну не должны быть общедоступны в силу своей известности неограниченному кругу субъектов, или требований закона об обнародовании, или по другим основаниям. Только собственник может определить круг сведений подлежащих разглашению, устанавливать случаи и лиц, через которых может происходить такое разглашение и при том оно будет считаться правомерным с точки зрения права. Кроме того, нормативными актами Украины может быть предусмотрено обязательное предоставление или публичное обнародование сведений, составляющих коммерческую тайну. Любое другое разглашение указанных сведений не является правомерным.

    Требование  не разглашения коммерческой тайны  имеет двойную направленность: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя направлена на работников субъекта предпринимательской  деятельности, внешняя - на служебных  лиц организаций и органов, которые проводят проверку предприятия.

 

    Наличие ущерба и неблагоприятные  последствия для  лиц, причинивших  ущерб владельцу  коммерческой тайны. К сведениям составляющим коммерческую тайну могут быть отнесены только те сведения, разглашение которых может причинить ущерб предпринимателю. Причем не имеет значения какой вид ущерба может быть причинен ущерб имущественным или неимущественным правам (моральный ущерб). Права субъекта предпринимательской деятельности подлежат защите, а причиненный вред возмещению в обоих указанных случая.

    В настоящее время за нарушение  прав владельца коммерческой тайны  законодательством Украины установлены  следующие виды ответственности:

    1) ответственность в рамках трудовых  отношений; 

    2) гражданско-правовая ответственность; 

    3) административная ответственность;

    4) уголовная ответственность.

 

    За  нарушения режима коммерческой тайны  к работником могут быть применены  следующие дисциплинарные санкции: выговор, увольнение. Если было заключено  соглашение о материальной ответственности  за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, работник так же отвечает н материально, в размерах предусмотренных соглашением сторон.

    Гражданско-правовая ответственность. Согласно статье 440 Гражданского кодекса Украины причиненный  вред должен быть возмещен в полном объеме. При этом, в соответствии со статьей 440* указанного кодекса, возмещение морального вреда не связано с возмещением материального, а размер возмещения определяется СУДОМ .

    Моральный ущерб возмещается в денежной или иной материальной форме. В любом случае размер возмещения не может быть менее 5 минимальных размеров заработной платы.

    Законодательство  Украины не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, с наступлением которых предприниматель может  связывать причинение ему моральной шкоды. В исковом заявлении по делам, связанным с разглашением коммерческой тайны, необходимо указывать какой именно вред был причинен разглашенном, в чем именно состоит причиненный моральный ущерб, какими противоправными действиями ответчика был причинен ущерб.

Информация о работе Качества предпринимателей и этика предпринимательства