Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:28, лекция
Не каждый человек может стать предпринимателем. Есть нечто, что одним людям позволяет, а другим не дает возможности интегрироваться в процесс предпринимательской активности. Что же кроется за этим "нечто"? Образованность и широта мышления? Удача, случай, везение? Соответствующие действия, предпринимаемые в нужное время в нужном месте, в нужной форме? Конечно же и то, и другое, и третье, а точнее — их эффективная комбинация. Но и этого недостаточно.
1. Концепция деловых качеств
2. Предпринимательская этика и етикет
3. Этические кодексы фирмы
4. Коммерческая тайна
Под культурой труда мы понимаем уровень организации производства, восприимчивость к новым, более эффективным методам труда и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск новых идей, технологий и т. п., бережное отношение к собственности и средствам производства. О культуре труда можно, видимо, судить лишь в том случае, если процессу труда свойственна гуманистическая направленность.
Особое
значение в деятельности предпринимателя
имеет способность к творчеству. Творческие
начала требуются как при разработке предпринимательской
идеи, так и в ходе ее реализации. С этой
точки зрения предпринимательство может
быть охарактеризовано как искусство
организации и осуществления дела.
Готовность и умение принимать решения
Особо выделим одно (может быть, самое главное) качество предпринимателя — его готовность и способность к принятию решения. Такое качество можно назвать и по-иному — способность принять на себя ответственность. Действительно, принимая решение, предприниматель берет на себя ответственность за его последствия не только перед теми, кто помогает ему в реализации идеи, не только перед своими партнерами, но и перед своим будущим. Однако процесс принятия ответственности — одновременно и процесс взятия (принятия) на себя риска. Следо-
вательпо,
способность и готовность к риску — также
качества, свойственные предпринимателю.
Может быть, именно этим требованием или
достаточно четким осознанием такого
требования и объясняется феномен предпринимателя.
Способность к мобилизации
Однако все личностные качества и характеристики, которые были проанализированы, могут оставаться на уровне потенций, если человеку не свойственна еще одна способность — к мобилизации, под которой мы понимаем способность приведения всех возможностей в активное состояние, т. е. в состояние готовности к действиям.
Мобилизационные (или организаторские) способности, которые многие исследователи относят к прирожденным свойствам человека, включают умение мобилизовать:
• существующие
связи, контакты, отношения. Личностные
характеристики предпринимателя могут
быть связаны с его природной предрасположенностью
к профессиональному ведению дел или являются
результатом специальной подготовки и
приобретенного опыта, а чаще всего представляют
собой комбинацию того и другого.
Итак, не стоит становиться предпринимателем если:
-
у вас нет склонности к
-
вам присуща врожденная
- вы избегаете ответственности, имеете относительно малые амбиции и предпочитаете, чтобы вами управляли;
- вы главным образом стремитесь к надежной зарплате, регулярным отпускам и нерабочим субботам и воскресеньям.
Предпринимательство - творческая деятельность, отнимающая массу времени, энергии и интеллектуальных ресурсов. Если всерьез заниматься предпринимательством, то ни времени, ни сил на другую творческую деятельность не останется.
Прежде
чем принимать решение о начале
предпринимательской
2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ
Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения граждан в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.
Предпринимательская
Этические
нормы в предпринимательстве
представляют собой совокупность признаков
поведения граждан, осуществляющих
предпринимательскую
На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.
Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.
Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
•
правила представления и
• правила проведения деловых контактов;
• правила поведения на переговорах;
• требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
• требования к речи;
• культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.
Предпринимательский
этикет представляет собой совокупность
правил поведения предпринимателя, регулирующих
его внешние проявления с окружающим миром,
с другими предпринимателями, конкурентами,
сотрудниками, со всеми индивидуумами,
с которыми предприниматель контактирует
не только при осуществлении своего бизнеса,
но в любой жизненной ситуации.
3. ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ ФИРМЫ
В среднестатистической компании кодекс корпоративного управления включает несколько ключевых блоков: политика организации в отношении акционеров, разрешение конфликта интересов между ними и топ-менеджерами, а также деловыми партнерами, и органами власти. Кроме того, современный бизнес требует от компаний, стремящихся выиграть в конкурентной битве за персонал, решения различных социальных проблем: повышения качества жизни наемных работников, защиты окружающей среды, благотворительной и иной общественной деятельности. Намерения и обещания компаний в этой области находят свое отражение в упомянутом документе.
Корпоративные (или этические) кодексы стали широко применяться в развитых странах с 80-х гг. ХХ в. В настоящее время собственные кодексы этики имеют 80% фирм, входящих в список 500 лучших компаний мира по версии журнала «Форчун». Корпоративный кодекс одновременно решает несколько задач. Как инструмент повышения инвестиционной привлекательности он раскрывает необходимую информацию для инвесторов. Как инструмент управления кодекс регулирует поведение сотрудников на рабочем месте. Как инструмент развития корпоративной культуры – обозначает и транслирует основные цели и ценности, усиливает корпоративную идентичность всех предприятий холдинга.
От
внедрения корпоративного кодекса
в организации ожидают
– формирования желаемой корпоративной культуры;
– понимания персоналом и партнерами организации ее предназначения, целей, средств их достижения, стратегии;
– установленных общих ценностей, разделяемых руководителями и работниками;
Жесткого
стандарта в отношении того, чем
должен быть наполнен корпоративный кодекс,
нет. Обычно в нем формулируются миссия
и задачи компании, ее основные ценности,
фиксируются стандарты поведения персонала,
описываются корпоративные традиции.
Как правило, корпоративный кодекс – документ,
который описывает стандарты и ценности
компании, процедуры их внедрения в практическую
жизнь организации и механизмы контроля
исполнения принятых правил. В результате
каждый сотрудник должен понимать, какой
руководители хотят видеть компанию, каковы
ее цели, что начальство ожидает от подчиненных.
Часто кодекс содержит идеологическую
составляющую, в которой обозначаются
ценности, принципы работы компании. Часто
корпоративный кодекс становится своего
рода камертоном, который «настраивает»
сотрудников на базовые принципы компании.
Корпоративный кодекс традиционно состоит из следующих разделов:
1.
Послание от руководителей
2.
Миссия организации и
– стратегическая миссия;
– философская миссия;
– миссия-слоган;
– история создания и деятельности предприятия;
– выдающиеся случаи и прецеденты, корпоративные герои.
3.
Организационная структура
4. Цели и задачи организации, основные товары и услуги.
5. Ответственность:
– персонала перед клиентами, подрядчиками, акционерами;
– компании перед коллективом.
6. Внутренняя политика:
– кадровая политика;
– социальная политика;
Информация о работе Качества предпринимателей и этика предпринимательства