Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 18:50, курсовая работа
Компанию Toyota в Японии считают очень консервативной. Японцы утверждают, что Toyota "очень консервативна даже по японским меркам". Консервативна в политике, дизайне, в финансовом отношении, в своих подходах и т.п. Разумеется, в основном речь идет о Дао Toyota: культуре, которая неизменно обеспечивала ее успех.
Введение.
Глава 1. Основные черты управления фирмами в Японии.
1.1. Традиционно-культурные корни японской модели управления.
1.2. Управление трудовыми ресурсами
1.3. Управленческие решения, стиль и концепция управления.
1.4. Система управлением качеством
Глава 2. Особенности управления в компании TOYOTA.
2.1. История фирмы Toyota.
2.2. Руководящие принципы компании «Тойота»
2.3. Производство «точно вовремя» - just-in-time
Глава 3. Конкурентоспособность компании TOYOTA
3.1. Стратегия дифференциации
3.2. Стратегия наилучшей стоимости
3.3. TOYOTA сегодня
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение.
Глава 1. Основные черты управления фирмами в Японии.
1.1.
Традиционно-культурные корни
1.2. Управление трудовыми ресурсами
1.3. Управленческие решения, стиль и концепция управления.
1.4. Система управлением качеством
Глава 2. Особенности управления в компании TOYOTA.
2.1. История фирмы Toyota.
2.2. Руководящие принципы компании «Тойота»
2.3. Производство «точно вовремя» - just-in-time
Глава
3. Конкурентоспособность
3.1. Стратегия дифференциации
3.2. Стратегия наилучшей стоимости
3.3. TOYOTA сегодня
Заключение
Список
использованной литературы
Введение.
Компанию Toyota в Японии считают очень консервативной. Японцы утверждают, что Toyota "очень консервативна даже по японским меркам". Консервативна в политике, дизайне, в финансовом отношении, в своих подходах и т.п. Разумеется, в основном речь идет о Дао Toyota: культуре, которая неизменно обеспечивала ее успех.
И все же для Toyota чрезвычайно важна инновация - никогда не останавливаться на достигнутом и всегда опережать ход событий на рынке. Речь идет об инновации на всех уровнях - от незначительных усовершенствований рабочего места в цехе до фундаментальных изменений, ведущих к перевороту в технологии производства и конструировании автомобилей.
Самые яркие примеры мышления Toyota в действии - это разработка Lexus и Prius. Их создание стало настоящим переворотом в истории компании и во многом изменило Toyota как компанию. История создания этих автомобилей показывает, как принципы подхода Toyota воплощаются в жизнь.
Успех японской системы корпоративного управления, сложившейся в 1950-е годы, был обусловлен не только тем, что Япония заимствовала ценный организационный опыт развитых стран (это делали и продолжают делать многие государства, включая и Россию), но главным образом благодаря тому, что был обеспечен максимально эффективный синтез этих новшеств с устоявшейся системой собственных институтов, складывавшихся столетиями.
Уникальность японских методик организации труда заключается не в том, что соответствующие новации были изобретены и применены в массовом масштабе, а в том, что они оказались не обремененными высокими трансакционными издержками, не слишком затратными, т. е. жизнеспособными в конкретных институциональных условиях в длительной перспективе. Сложность заимствования этих организационных технологий связана с тем, что воссоздать формы их реализации вне схожих социокультурных условий практически невозможно. Формальное воспроизведение тех или иных схем работы позволит лишь проверить, как в схожих условиях будут действовать люди, имеющие иные систему ценностей, мотивацию, мировоззрение. Не исключено, что их реакция окажется неожиданной как в положительном, так и в отрицательном значении.
Таким образом, цель курсовой работы - разобраться, в чем же заключается японский "стиль управления", понять, почему система менеджмента в Японии признана одной из самых эффективных в мире, и исследовать японскую модель организации управления производством на примере компании Toyota.
Объектом исследования является японская модель управления предприятиями. Предметом исследования — японская компания Toyota.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. исследованы особенности японской модели управления;
2. изучены особенности управления в компании Toyota;
3. описаны стратегии конкурентоспособности, применяемые в компании Toyota ;
4. обозначено положение компании Toyota в наше время.
Курсовая работа написана состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Изучение
японской модели управления, основных
её принципов, её корней и истоков, представляет
определённый интерес для исследования,
и является актуальным с точки
зрения попытки внедрения или
адаптации некоторых
Глава 1. Основные черты управления фирмами в Японии.
1.1.
Традиционно-культурные
корни японской
модели управления.
Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться некоторых черт традиционной культуры этой страны.
В используемых в Японии методах организации управленческой деятельности в условиях научно-технического прогресса, тесно переплетаются традиционные, национальные и современные формы организации труда. Чтобы понять особенности утвердившихся здесь форм совместной деятельности необходимо обратиться не только к общим принципам управления, к закономерностям развития крупного общественного производства и научно технического прогресса, но и к историко-культурным и этническим истокам, наложившим существенный отпечаток на характер и формы организационной управленческой деятельности.
«В
этой связи, многие авторы, в том
числе один из крупнейших исследователей
в области японского
Зарубежные
исследователи системы
Для японского общества на протяжении столетий характерен своего рода культ труда, превращение работы и службы, не рассчитанных на рекламу и похвалу, в религиозный идеал. И разве не находка для менеджера тот комплекс приемов, с помощью которых воспитывается способность полностью отдаться делу, сосредоточиться на том, что происходит «здесь и теперь»?
С давних времён дзэн
Существует немало объяснений того, чем притягательно искусство для бизнесмена и чиновника, одно из них — мысль Андрея Платонова об искусстве как “высшей форме экономии”. Развитое эстетическое чувство нередко называют основой национального характера японцев. И опыт Японии интересен тем, что там производимый товар несёт не только утилитарную функцию, но и ценность эстетическую.
1.2.
Управление трудовыми
ресурсами
Основа японского менеджмента - это управление людьми, человеческими ресурсами. В противоположность широко распространенному термину «управление кадрами» японские руководители и специалисты по управлению предпочитают термин «управление людьми», подчеркивая этим необходимость всей гаммы воздействия на персонал фирмы, включая основанные на глубоком понимании человеческой психологии эффективные социально-психологические методы.3
В основном система управления трудовыми ресурсами в Японии сходна с американской. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и др. Но существует и большая разница между американским и японским управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих служащих компаниям. Сильное отождествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его даже до жертвенности интересам фирмы.4
Обычно управление включает четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Ключевым аспектом японского менеджмента является управление персоналом. В Японии, как говорят сами японцы, есть лишь одно богатство - люди. Именно эффективное управление человеческими ресурсами, которые, по мнению японских специалистов, остаются единственными неисчерпаемыми ресурсами, обеспечивают достижение высокого качества продукции и конкурентоспособности японской продукции и технологий на международном рынке. То ключевое значение, которое придается этому направлению японского менеджмента, является признанием и осознанием факта, что именно оно является фундаментом успехов фирмы во всех остальных аспектах и направлениях управления. Более того, основной чертой и особенностью японского менеджмента является то, что управление фирмами строится в зависимости от возможностей человека, а не машины или производственных функций. Эта особенность японского управления стала основополагающей. Поэтому в японских фирмах с течением времени сложилась развитая концептуальная схема управления человеческими ресурсами.5
Японский служащий очень тесно отождествляет себя с нанявшей его корпорацией. Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители считают себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он важное и необходимое лицо для своей компании - это одно из проявлений отожествления себя с фирмой. Другим проявлением является то, что японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает. Многие служащие редко берут дни отдыха, и часто не полностью используют свой оплачиваемый отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается, тем самым проявляя свою преданность компании.
Теоретически, чем дольше человек работает в организации, тем сильнее должно быть его самоотождествление с ней. Японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход работника в другую фирму. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает все сначала. Вся система пожизненного найма основана на гарантии занятости работника и на гарантии его продвижения. В свою очередь, каждый служащий или рядовой работник получает удовлетворение от собственной эффективности в работе, зная, что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены».6
Занятость
в Японии имеет особое значение.
Это не только вопрос контракта между
работодателем и работником. Она
имеет эмоциональный и