Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:57, лекция
Становление рыночной экономики диктует необходимость создания ее организационно-правовых основ. В этих процессах роль государства по-прежнему остается значительной, хотя несомненным является приоритетность развития частного регулирования, ориентированного на обеспечение предпринимательства.
К регулирующим субъектам эмиссионных правоотношений необходимо отнести органы федеральной исполнительной власти, особо уполномоченные законом государственные организации (Банк России) и саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Субъекты эмиссионных
Основным органом власти, в задачу которого входит государственное регулирование процедуры эмиссии ценных бумаг, является ФКЦБ России (в настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам - ФСФР).
Общий порядок касается осуществления эмиссии ценных бумаг без необходимости подготовки, а также регистрации проспекта эмиссии и включает в себя следующие этапы:
- принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;
- регистрация выпуска ценных бумаг;
- размещение ценных бумаг;
- регистрация отчета
об итогах выпуска ценных
Специальный порядок процедуры эмиссии включает в себя необходимость регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. В этом случае вышеупомянутая процедура действий дополняется следующими этапами:
- подготовка проспекта
эмиссии эмиссионных ценных
- регистрация проспекта
эмиссии эмиссионных ценных
- раскрытие всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
- раскрытие всей информации,
содержащейся в отчете об
К мерам защиты, направленным
на пресечение противоправных действий
при обнаружении признаков
- отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг;
- приостановление эмиссии ценных бумаг;
- признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся;
- признание выпуска ценных бумаг недействительным;
- признание недействительным акта регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, иных решений, связанных с эмиссией ценных бумаг;
- изменение или расторжение
договора между инвестором и
профессиональным участником
- прекращение действия договора на рекламу ценных бумаг, выпуск которого был признан несостоявшимся;
- признание сделки по
размещению ценной бумаги
- возврат гражданам в
случае признания выпуска
Реализация конкретных способов защиты осуществляется в нескольких формах. Принято выделять юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты права.
Несудебный порядок
Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, которые являются основанием для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг, признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии ценных бумаг.
Юрисдикционный порядок защиты инвесторов включает в себя право на обращение в судебные органы, например, с исками о неосновательном обогащении и возникающих из этого кондиционных (от лат. condictio - получение) обязательствах недобросовестного эмитента.
Лица, подписавшие проспект эмиссии, несут субсидиарную солидарную ответственность. В данном случае важно установить, кто является основным и дополнительным должником в правоотношениях притязания по возмещению ущерба. Ответственность за ущерб, причиненный инвестору вследствие включения недостоверной информации и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, возлагается законом на эмитента. Он и является основным должником в части возмещения ущерба.
Лица, подписавшие проспект эмиссии (включая независимого оценщика или аудитора), выступают солидарными субсидиарными (дополнительными) должниками. Согласно ст. 323 ГК РФ при солидарной ответственности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
Рынок ценных бумаг является той сферой общественных экономических отношений, которая без всемерной, реальной и полной защиты, в том числе обеспеченной принудительной силой государства, не может эффективно функционировать и развиваться. Утрата доверия инвесторов вследствие невозможности восстановления и полной защиты их прав может привести к серьезным экономическим последствиям.
Эмиссия ценных бумаг является наряду
с самофинансированием и кредит
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте понятие корпоративной ценной бумаги.
2. Назовите признаки корпоративной ценной бумаги.
3. Охарактеризуйте виды корпоративных ценных бумаг.
4. Что понимается под эмиссией ценных бумаг?
5. Укажите нормативную основу эмиссии.
6. Назовите этапы (стадии) эмиссии ценных бумаг.
8. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
8.1. Понятие корпоративного управления.
8.2. Органы корпоративного управления.
8.3. Корпоративный контроль.
8.1. Понятие корпоративного
В настоящее время отсутствует какое-либо единое определение понятия "корпоративное управление". В теоретическом плане о корпоративном управлении можно говорить в различных аспектах, поэтому дефиниций этого понятия множество.
Корпоративное управление
- совокупность экономических и
В Советском энциклопедическом словаре управление рассматривается как "элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей". Социальное управление - воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему - результат взаимодействия различных сил, массы случайных единичных актов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями (государством и др.).
Корпоративное управление
- разновидность социального
Корпоративное управление является сознательным управлением, которое осуществляется специально формируемыми в корпорации органами. Более того, органы корпорации образуются в порядке, определенном законодательством, и законодательство определяет разграничение компетенции между этими органами. Поэтому корпоративное управление - это прежде всего управление, осуществляемое на основании закона и принятых в соответствии с законом внутренних документов корпорации.
Таким образом, в узком смысле корпоративное управление (управление корпорацией) - это воздействие на корпорацию как организованную систему, осуществляемое специально образованными органами, действующими в пределах своей компетенции.
В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом и иными правовыми актами, а также учредительными документами. Органы юридического лица формируют и выражают его волю, руководят его деятельностью.
Органы юридического лица - органы управления. Так, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает, что устав общества должен содержать структуру и компетенцию органов управления акционерным обществом, порядок принятия ими решений.
В широком смысле корпоративное управление - это взаимоотношения внутри корпорации и ее взаимоотношения с внешним миром, т.е. система отношений между органами управления и владельцами ценных бумаг корпорации (акционерами, владельцами облигаций и иных ценных бумаг), между корпорацией и государственными органами, а также другими заинтересованными лицами, так или иначе вовлеченными в управление эмитента (общества) как юридического лица.
Суть корпоративного управления в широком смысле - это процесс поиска баланса между интересами различных участников корпорации: акционеров и менеджмента, отдельных групп лиц и корпорации в целом путем реализации участниками корпорации определенных стандартов поведения (этических, процедурных), принятых в деловом сообществе.
Модель корпоративного управления представляет собой классический треугольник: акционеры (общее собрание) - совет директоров (наблюдательный совет) - единоличный (коллегиальный) исполнительный орган общества.
В литературе участники, входящие в
систему корпоративных отношени
- менеджмент корпорации (эмитента);
- крупные акционеры (
- миноритарные акционеры (
- владельцы иных ценных бумаг эмитента;
- кредиторы и партнеры, не являющиеся
владельцами ценных бумаг
- федеральные органы
Взаимодействие этих групп порождает основные конфликты в сфере корпоративного управления, которые ведут к нарушению прав и интересов каждой из них. Кроме того, необходимо учитывать, что акционерами могут быть как физические, так и юридические лица, что усложняет систему корпоративных отношений, делает ее достаточно сложной, с множеством различных связей между элементами этой системы.
Различные участники корпорации имеют свои различные интересы. Различие в интересах участников в рамках одного хозяйственного общества еще не является конфликтом. Но, как только носители различных интересов предпринимают те или иные действия, направленные на реализацию их интересов, на достижение целей, отличных от целей других участников корпоративных отношений, возникает конфликт, т.е. столкновение, разногласие, противоборство сторон.
Конфликт интересов в
Корпоративное управление - это комплекс мер, осуществляемых как зарубежными, так и российскими компаниями для защиты интересов собственников и в конечном итоге для повышения стоимости компании и привлечения инвестиций.
Если на Западе корпоративные конфликты в основном выражаются в противоречии интересов менеджеров и акционеров, то в России часто наблюдается ущемление прав миноритарных акционеров со стороны мажоритарных.
В управлении корпоративными отношениями должен быть найден определенный баланс интересов мажоритарных и миноритарных акционеров, самого общества и государства. Такое воздействие на корпоративные отношения, которое обеспечивает баланс интересов различных участников этих отношений, минимизирует конфликты их интересов, обеспечивает устойчивое существование корпоративных отношений, и их поступательное развитие является корпоративным управлением. Поэтому в самом широком понимании корпоративное управление включает в себя вообще все отношения, так или иначе влияющие на положение акционеров и поведение самого акционерного общества. В таком широком понимании корпоративное управление тождественно корпоративному поведению, т.е. взаимодействию участников корпоративных отношений между собой и внешним миром - деловым сообществом, местным населением, государственными органами.