Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:57, лекция
Становление рыночной экономики диктует необходимость создания ее организационно-правовых основ. В этих процессах роль государства по-прежнему остается значительной, хотя несомненным является приоритетность развития частного регулирования, ориентированного на обеспечение предпринимательства.
В статье 121 ГК РФ определено, что коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Некоммерческие организации могут иметь разные цели.
В организационном смысле объединение - это соединение нескольких организаций, предприятий, учреждений в единую группу. Объединения корпораций строятся на экономически взаимовыгодных принципах. К принципам деятельности объединений относятся:
- добровольность объединения на основе общности экономических интересов;
- равноправие участников
- свобода выбора
- самоуправление участников и объединения в целом;
- организация отношений между
участниками на договорной
Корпорации, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Зарубежное законодательство исходит из возможно разнообразных целей, для которых организации могут объединяться и в силу этого обладать определенными особенностями в своей деятельности, значительно отличающими объединения юридических лиц друг от друга. В частности, в ряде зарубежных стран имеют право на жизнь такие виды объединений, как союзы, хозяйственные ассоциации, концерны, консорциумы, картели, корнеры, конгломераты, тресты, синдикаты, франчайзи, холдинги.
Однако многообразие форм признано за рубежом, но не в России. К числу наиболее распространенных ассоциативных форм объединений корпораций в нашей стане могут быть отнесены: ассоциация (союз), холдинг, концерн, финансово-промышленная группа.
Объединения корпораций можно условно
обозначить термином "бизнес-группа".
Необходимость усиления законодательного
регулирования бизнес-групп
Корпоративные объединения представляют собой не только совокупность лиц и капиталов, но и объединения обособленных юридических лиц, представляющие собой форму ассоциированного членства на основе взаимных договоров и соглашений.
Таким образом, объединения корпораций
- это создаваемые коммерческими
и некоммерческими юридическими
лицами в целях координации своей
предпринимательской
6.2. Ассоциация (союз)
Ассоциации могут создаваться для целей, предусмотренных Законом "О некоммерческих организациях" (например, социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей).
Между тем ассоциация может быть создана для развития предпринимательской деятельности, поскольку может создавать для этой цели хозяйственные общества, товарищества или участвовать в них. При этом доходы, полученные в результате этой деятельности, не могут быть распределены между членами ассоциации, а должны использоваться исключительно на ее нужды, заключающиеся в совершенствовании координации деятельности участников ассоциации для получения ими большей прибыли.
Наиболее важная цель создания
ассоциаций - совершенствование
По существу, ассоциация выступает по отношению к своим членам как управляющая компания, выполняющая часть управленческих функций, добровольно переданных ей членами ассоциации.
Целями ассоциации (объединяющих членов) должны быть, по замыслу ее учредителей, их собственные цели. А поскольку цель деятельности коммерческих организаций, создающих ассоциацию, единственная и четко определена законом - получение прибыли, то и ассоциация, учрежденная коммерческими организациями, должна служить достижению этой цели.
Гражданский кодекс РФ, помимо придания ассоциациям статуса некоммерческих организаций, специально запретил им от своего имени заниматься коммерческой деятельностью.
Если будет принято решение о возложении на ассоциацию ведения предпринимательской деятельности, она должна в силу ст. 121 ГК РФ преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество.
Учредительные документы ассоциации - учредительный договор, подписанный участниками, и утвержденный ими устав (п. 1 ст. 122 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона "О некоммерческих организациях"). В договоре определяются цели создания объединения и условия вступления в него и участия в нем. В уставе определяются его статус, компетенция его органов управления и иные стратегические вопросы, касающиеся его будущей деятельности.
Членами ассоциации могут быть только юридические лица.
Имущество ассоциации формируется учредителями за счет их взносов, размеры, виды, условия, формы и порядок внесения которых определяются самими учредителями, а затем членами в учредительных документах. Имущество ассоциации становится ее собственностью, а учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК РФ).
Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами (ст. 121 ГК РФ, п. 4 ст. 11 Закона "О некоммерческих организациях"). Члены ассоциации также несут субсидиарную ответственность (в пропорциях, которые они сами для себя определят) по ее долгам, размер которой законодательство не ограничивает.
Ассоциация реорганизуется
и ликвидируется по общим правилам,
действующим в отношении
Ассоциация может быть преобразована в фонд или автономную некоммерческую организацию по единогласному решению ее членов. При этом никаких особых мотивов и обоснований для этого законодательство не требует.
Остаток имущества объединения, образовавшийся по завершении его ликвидации, используется в целях, определенных его уставом, либо в иных предусмотренных законодательством целях и не может распределяться между членами ассоциации.
6.3. Холдинг
Холдинг (от англ. hold - держать) - представляет собой объединение юридических лиц, построенное на их юридической зависимости.
Построение четкой структуры управления холдингом, установление жестких систем взаимосвязей и взаимозависимостей, а также четкое распределение функций между всеми уровнями управления является основным гарантом соблюдения прав участников холдинга. Система управления холдингом строится на установленном механизме принятия и исполнения решений. Структура холдинга предполагает организацию центра принятия ключевых решений и возможность оперативного контроля над дочерними компаниями.
Из смысла ч. 2 п. 2 ст. 105 ГК РФ вытекает, что головное общество (холдинговая компания) имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания. Тем самым законодатель признает, что независимость таких хозяйственных обществ - участников холдинга (которые являются юридическими лицами) в принятии ими решений является ограниченной.
Холдинговой компанией признается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.
Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, далее именуются "дочерними".
Основная задача холдинговой компании - эффективное управление подчиненными предприятиями, входящими в ее состав. Цель такого управления - упорядочение процесса воздействия на подчиненные объекты со стороны субъекта управления - головной компании и, следовательно, увеличение прибыли компании и снижение потерь.
Создание холдинга способствует кооперации предприятий-смежников и проведению согласованной инвестиционной и сбытовой политики. Его структура позволяет осуществлять целенаправленное воздействие на подчиненное звено. При этом существуют различные типы закрепления связи управляющей компании и управляемого (подчиненного) объекта. Возможные варианты этой связи реализуются с помощью приобретения как вещных, так и обязательственных прав в отношении управляемого объекта.
В соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392, холдинговые компании и их дочерние предприятия создавались в форме акционерных обществ.
Директор дочернего общества, как правило, имеет всегда более сокращенный объем полномочий, чем единоличный исполнительный орган автономного юридического лица. Обычной практикой является ограничение исполнительного органа в вопросах участия в других компаниях, совершения отдельных сделок по видам, по сумме и пр. Перечень возможных ограничений компетенции единоличного исполнительного органа должен быть четко обозначен в уставе дочернего общества. Численный состав, срок полномочий и компетенция исполнительных органов определяются уставом общества, а значит, напрямую зависят от воли холдинговой компании (основного общества).
Действующее корпоративное законодательство не содержит каких-либо специальных норм применительно к управлению дочерними обществами.
Система управления деятельностью
холдинга охватывает два уровня: управление
холдинговой компанией и
Холдинг является группой юридических лиц, которая не обладает ни полной, ни частичной правосубъектностью. В сфере налогового права холдинг как финансовый комплекс (промышленно-хозяйственный) или как совокупность взаимосвязанных юридических лиц не рассматривается в качестве особого субъекта права.
Понятия "консолидированная группа налогоплательщиков" или "консолидированный налогоплательщик" не получили должного нормативного закрепления и поэтому не могут служить для обозначения холдинга как совокупности взаимосвязанных юридических лиц.
В то же время холдинговая компания в узком значении данного слова, т.е. как материнская компания, и иные организации (юридические лица) как члены холдинга обладают определенной спецификой, например в содержании налоговых прав и обязанностей.
В целях налогового законодательства взаимосвязанными лицами признаются организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В частности, организации признаются взаимозависимыми, если одна из них непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 20%.
При этом холдинги имеют серьезные недостатки, негативно сказывающиеся на экономике в целом. Так, холдинги позволяют отдельным лицам (семьям) контролировать значительную часть корпоративного сектора, что приводит к монополизации экономики, созданию олигархических кланов.
Кроме того, холдинги недостаточно эффективны и не позволяют распределять ресурсы лучше, чем это делает свободный финансовый рынок. У холдингов есть и иные отрицательные стороны.
Структура управления в холдинге может быть выражена следующим образом:
- управление посредством
- управление посредством
- управление предприятием, приобретенным как имущественный комплекс.
Структура холдинговой компании: управляющая (головная) компания, которая влияет на деятельность подчиненных компаний. При этом подчиненные компании могут быть как дочерними (зависимыми) по отношению к управляющей, так и управляемыми путем приобретения управляющей компанией (ее представителями) функций исполнительных органов управляемой организации.
При создании холдинговой компании должны быть учтены ограничения, связанные как с антимонопольными запретами, так и с некоторыми запретами корпоративного права.