Лекции по "Оценке бизнеса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:22, курс лекций

Описание

Понятие и сущность оценочной деятельности.
Субъекты и объекты оценочной деятельности.
Цели оценки и виды стоимости.
Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса.
Основные принципы оценки бизнеса.
Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса.
Процесс оценки имущества предприятия.
Особенности оценки бизнеса в ходе антикризисного управления.

Работа состоит из  1 файл

Оценка бизнеса.docx

— 70.47 Кб (Скачать документ)
  • Методы определения ставки дисконта. На данном этапе производится расчет, соответствующей ставки дисконта. Существует 2 модели формирования ставки дисконта:
    • Модель оценки капитальных активов
    • Модель кумулятивного построения

На каждый объект бизнеса оказывает влияние совокупный общий риск, который классифицируется по ряду признаков:

  • По временному признаку:
    • Краткосрочный риск, связанный с методикой финансирования инвестиций
    • Долгосрочный риск, который зависит от конечных результатов приобретения тех или иных активов.
  • По степени влияния на финансовое положение:
    • Допустимый риск, связанный с потерей прибыли
    • Критический риск, связанный с получением определенной прибыли от реализации
    • Катастрофический риск, связанный с потерей  имущества предприятия
  • В зависимости от источников возникновения и возможности устранения:
    • Систематический, связанный с возникновением критических ситуаций, которые затрагивают экономику в целом
    • Несистематический риск (диверсифицированный). Данный риск характерен для каждого бизнеса. Поэтому построение ставки дисконта исходит из предположения, что систематический и несистематический риск оказывают не одинаковое влияние на каждый вид бизнеса.
 
 

Модель  оценки капитальных  активов:

Формирование  оценки по ставкам дисконта в данной модели существует направление, связанное  с доходом на определенные акции, включающие доходы на безрисковые инвестиции с учетом среднерыночной ситуации и риска существующего при данном бизнесе:

R=Rбезриск+ В*(Rсреднесроч – Rбезриск)

B – коэффициент, отражающий динамику средней цены на акцию. В зависимости от рыночной ситуации могут также использовать определенные поправки , связанные с риском вложения в бизнесом, связанный риском, характерный для конкретного вида бизнеса, общий риск, связанный с реализацией конкретного бизнеса.

Модель  кумулятивного построения:

Для расчета  ставки дисконта в данной модели определяются виды риска, характерные для компании на основе расчета ставок дисконта, (например, Rбезриск =6%, зависимость конкретного управленца = 2%, размер компании = 3%, соотношение собственных и заемных средств = 5%, товарная продукция = 2%, норма прибыли = 5%, диверсификация клиентуры = 4%). После этого оценивается каждая позиция и составляется соответствующая величина от 0 до максимального значения, которое соответствует данному виду бизнеса.

Пересчет  номинальной ставки дисконта в реальную ставку дисконта:

Если мы возьмем  номинальную ставку, то она включает % инфляции и применяется к номинальному денежному потоку, включающему эти  инфляционные ожидания. Если мы возьмем  реальный денежный поток, в котором  исключается инфляция, то ставка дисконта будет рассчитываться.

Rреальная = (Rноминальная - i)/(1+i)

i – темп инфляции, отражающий реальные денежные потоки

  • Расчет стоимости постпрогнозного периода. На данном этапе используются 3 модели:
    • Модель Гордона, которая заключается в капитализации
    • Модель оценки стоимости предприятия методом чистых активов. В данной модели рассчитывает стоимость предприятия на конец прогнозируемого периода с учетом степени износа каждого элемента, за исключением долговых обязательств на прогнозный период.
    • Метод предполагаемой продажи. Он заключается в использование коэффициентов, полученных в результате анализа продаж
  • Расчет текущей стоимости совокупного дохода, включая будущие денежные потоки и стоимость постпрогнозного периода. Стоимость постпрогнозного периода оценивается по конкретной ставке дисконта к данному периоду, совпадающий с последним прогнозным периодом. Все этапы данного периода заключаются в получение определенных доходов за прогнозный период с учетом текущего состояния предприятия.
  • Внесение итоговых корректировок. Они включают в себя:
    • Поправки на дефицит или излишек оборотного капитала.
    • Потребность в капитальных вложениях. Может иметь срочность.
    • Учет всех неоперационных активов, включающих в себя активы производственного назначения, не принимавшие участие в формирование денежного потока. Активы непроизводственного назначения.

      Метод капитализации доходов.

При данном методе в качестве базы дохода можно использовать среднегодовые показатели за последние 5 лет.  Деятельность конкретного периода определяется  условиями деятельности предприятия на момент оценки.

Методы  построения коэффициента капитализации:

Ккапитал=R-q

R – ставка дисконта

q – устойчивые темпы роста

Если предприятие  имеет тенденцию к росту, то мы уменьшаем ставку дисконта и увеличиваем  стоимость.

Кумулятивный  метод.

 Он оценивает риски. Для этого собирается необходимая информация, которую необходимо использовать для расчета. 
 

Сравнительный подход к оценки бизнеса.

  1. Общая характеристика сравнительного подхода
  2. Методы, используемые при сравнительном подходе к оценки бизнеса
  3. Метод компании аналога
  4. Метод сделок (продаж)
  5. Метод отраслевых коэффициентов (отраслевых отношений)
  6. Характеристика ценовых мультипликаторов
  7. Формирование итоговой величины стоимости
 

Общая характеристика сравнительного подхода

Сущность сравнительного подхода состоит в том, чтобы  найти аналогичное предприятие  и по его стоимости узнать свою стоимость предприятия. Оценка предприятия  предполагает использование реально  сложившиеся цены на рынке. Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости с одной  стороны на рыночные цены, с другой стороны на фактически достигнутые  финансовые результаты.

Сравнительный подход в оценке бизнеса включает 3 основных метода в зависимости  от целей, объекта оценки:

  • Метод компании-аналога – он предполагает использование в качестве базы для сравнения реальные цены купли-продажи, т.е. сложившуюся ситуацию на рынке
  • Метод сделок – он основан на использование цены купли-продажи как контрольного пакета акций, так и предприятия в целом.
  • Метод отраслевых коэффициентов – предполагает использование специальных ценовых показателей и информации о продажах компании. В современное время данный метод является недостаточно развитым.

Теоретической основой сравнительного подхода  являются базовые положения:

  • Оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные цены на исходные предприятия
  • Сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций, то есть инвестор, вкладывая деньги покупает прежде всего будущий доход
  • Цена предприятия отражает его финансовые и производственные возможности и перспективы развития предприятия. К важным параметрам данного положения относится прибыль, объем реализации, балансовая стоимость.

Сравнительный подход обладает рядом преимуществ  и недостатков.

  • Основным преимуществом данного подходя является, то что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком и оценщик ограничивается небольшими корректировками.
  • Сравнительный подход базируется на информации и отражает фактически достигнутые предприятием результаты

К недостаткам  относят:

  • Базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Поэтому данный метод не всегда учитывает перспективы развития предприятия в будущем.
  • Сравнительный подход возможен только при наличии самой распространенной финансовой информации не только по оцениваемому объекту, но и по большому сходству других предприятий
  • Оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину, требующую конкретного обоснования

Возможность применения сравнительного подхода в первую очередь зависит от:

  • наличия активного финансового рынка
  • фактически завершенных сделках
  • открытости рынка
  • финансовой информации, необходимой оценщику
 
 
 

Методы, используемые при  сравнительном подходе  к оценки бизнеса.

Сравнительный подход предполагает использование 3х  основных методов:

  • метод компании-аналога. Основан на использование цен, сформированных на рынке. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерного общества. Поэтому в чистом виде данный метод может использоваться для оценки пакета акций.
  • метод сделок/продаж. Он ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета. Данный метод определяет 100% капитала или контрольного пакета акций.
  • метод отраслевых коэффициентов. Данный основан на использование рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением и важнейшими финансовыми показателями производственной деятельности.

Метод компании аналога

  • Сбор необходимой информации
  • Сопоставление списка аналогичных предприятий
  • Финансовый анализ
  • Расчетов ценовых мультипликаторов
  • Выбор величины мультипликатора, который необходимо применить к оцениваемой компании
  • Определение итоговой величины стоимости
  • Внесение итоговых корректировок стоимости предприятия

Основными принципами отбора предприятия аналоговых являются 2 основных типа информации:

  • Рыночная ценовая информация.
  • Финансовая информация

Рыночная информация 1 типа включает данные о ценах купли-продажи  акций компаний, сходные с оцениваемой  компании, а также информацию о  количестве акций в обращение. Количество и качество ценовой информации зависит  от уровня развития фондового рынка.

Финансовая информация – представлена официально бухгалтерской  и финансовой отчетностью, а также  дополнительными сведениями, которые  определяются оценщиком в зависимости от ситуации на рынке. Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за текущий год и предшествующий период. Она должна быть собрана не только по оцениваемой компании, но и ее аналогам.

Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в 3 этапа:

  • Определяются круг компаний, которые являются аналогами
  • Осуществляются конкретный список кандидатов аналогов-компаний
  • Составляется окончательный список аналогов, который позволит определить стоимость оцениваемой компании

Для определений  компаний аналогов необходимо учитывать  конкретные факторы:

  • Отраслевое сходство
  • Уровень диверсикации производства
  • Возможность перепрофилирования производства
  • Зависимость результатов деятельности от одних и тех же экономических факторов
  • Стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов
  • Размер компании, который является важным критерием при составление окончательного списка товаров-аналогов

Географическая  диверсификая – крупные компании имеют более разветвленную сеть, поэтому уменьшается риск нестабильности объема продаж

Информация о работе Лекции по "Оценке бизнеса"