Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель данной работы – изучить организацию предприятий малого бизнеса и особенности управления на предприятии малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Описать сущность малых предприятий
Изучить роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем
Найти отличительные особенности в формировании, управлении малых предприятий России и стран Западной Европы
Введение 2
1. Малое предприятие: особенности малых предприятий в странах Западной Европы и России. 3
1.1. Сущность малых предприятий 3
1.2 Малые предприятия в структуре экономики. 4
1.3 Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем 7
1.4 Организационно-правовые формы малых предприятий. 11
2. Особенности малого бизнеса в России и странах Западной Европы. 16
2.1 Особенности управления на предприятии малого бизнеса 16
2.2 Отличительные особенности малых предприятий стран Западной Европы и России. 19
3.Статистическое изучение численности, состава и динамики занятых в экономике на примере Оренбургской области. 26
3.1 Система показателей и статистическая методология применяемая при статистическом изучении численности, состава и динамики занятых в экономике Оренбургской области. 26
3.2 Анализ динамики численности занятых в экономике Оренбургской области. 28
3.3 Анализ численности занятых в экономике по видам экономической деятельности Оренбургской области. 29
3.4 Анализ численности занятых в экономике Оренбургской области по образованию. 32
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Оглавление
Введение 2
1. Малое предприятие: особенности малых предприятий в странах Западной Европы и России. 3
1.1. Сущность малых предприятий 3
1.2 Малые предприятия в структуре экономики. 4
1.3 Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем 7
1.4 Организационно-правовые формы малых предприятий. 11
2. Особенности малого бизнеса в России и странах Западной Европы. 16
2.1 Особенности
управления на предприятии
2.2 Отличительные
особенности малых предприятий
стран Западной Европы и
3.Статистическое
изучение численности, состава
и динамики занятых в
3.1 Система
показателей и статистическая
методология применяемая при
статистическом изучении
3.2 Анализ
динамики численности занятых
в экономике Оренбургской
3.3 Анализ
численности занятых в
3.4 Анализ
численности занятых в
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является неотъемлемой ее частью.
В условиях переходной экономики и становления малого бизнеса возрастает роль его поддержки государством.
Управление на малых предприятиях имеет некоторые тонкости по сравнению с менеджментом среднего и тем более крупного бизнеса. Это объясняется особыми нормами права, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства, особыми формами учета, другими уровнями денежного и товарного оборота, численностью персонала.
Малое предпринимательство
есть вполне самостоятельная и наиболее
типичная форма организации
Малое предпринимательство
за последние годы стало важнейшим
сектором народного хозяйства, который
оказывает значительное влияние
на социально-экономическую
Цель данной работы –
изучить организацию
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
К малым предприятиям относятся коммерческие организации. Это означает, что некоммерческие организации не могут быть признаны малыми предприятиями.
Кроме того, доля участия государственных органов РФ или субъектов РФ, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных или иных фондов в уставном капитале (фонде) малого предприятия не может превышать 25 процентов. Также не должна превышать 25 процентов доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства.
В связи с этим не относятся к малым предприятиям организации, единственными учредителями которых являются административные органы муниципальных образований (мэрии, городские, районные и поселковые администрации) или доля их участия в уставном капитале названных организаций превышает 25 процентов.
При этом следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ.
Таким образом, если доля участия в российской организации иностранного юридического лица превышает 25 процентов, то эта организация не относится к малым предприятиям, даже если учредитель имеет такой статус по зарубежному законодательству.
Кроме ограничения по долевому участию учредителей в уставном капитале (фонде) малого предприятия, установлены и предельные размеры численности их работников, которые за отчетный период не должны превышать: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Многопрофильные малые предприятия (осуществляющие несколько видов деятельности), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.
Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем выручки от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.
Понимание роли малого предпринимательства
требует ясного представления о
том, какое место оно занимает
в экономике и каковы его отличительные
особенности. Формирование и развитие
рыночных отношений предполагает свободное
и равноправное сосуществование
и развитие различных форм собственности
и различных секторов внутри каждой
формы собственности. Рассматривая
частный сектор экономики можно
говорить о трех группах предприятий,
которые по общепринятой терминологии
определяются как крупные, средние
и малые предприятия в
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или концентрируя более мелких партнеров с одной стороны, а с другой, объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров.
Средний бизнес в большей
степени зависит в своей
Малый бизнес, или малое
предпринимательство, представляет самый
многочисленный слой мелких собственников,
которые в силу своей массовости
в значительной мере определяют социально-экономический
и отчасти политический уровень
развития страны. По своему уровню жизни
и социальному положению они
принадлежат к большинству
Сектор малого предпринимательства
является неотъемлемым, объективно необходимым
элементом любой развитой хозяйственной
системы, без которой экономика
и общество в целом не могут
нормально существовать и развиваться.
Хотя «лицо» любого развитого государства
составляют крупные корпорации, а
наличие мощной экономической силы
- крупного капитала в значительной
мере определяет уровень научно-технического
и производственного
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности государства. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочнению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого предпринимательства, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.
Малые предприятия принимают на себя определенный риск и постоянно нацелены на разработку новых или модернизацию существующих продуктов и технологий. По сути, только через реализацию нововведений они могут выстоять в условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг.
Общеизвестная гибкость малых предприятий помогает им при неудаче в одной сфере деятельности перейти в другую, более эффективную. Помимо того, малые фирмы работают, как правило, над несколькими идеями сразу, то есть осуществляют множественный конкурентный подход. Малые фирмы умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. На крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать все ее благополучие.
По объемам производства
и реализации, прибыли, уровню доходов
работников, платежеспособности малые
предприятия имеют более
Важное экономическое преимущество малых фирм заключается в относительной дешевизне их продукции, возможности сокращения издержек производства за счет узкой специализации, более дешевых средств производства.
К преимуществам малого предпринимательства
также относятся такие
- оперативность реагирования на спрос;
- более экономичное
- повышенная скорость оборота капитала (примерно в 2-2,5 раза выше, чем у крупных фирм);
- более низкий уровень запасов;
- высокий уровень социально-
- снижение косвенных расходов,
связанных с содержанием
- простота в управлении
(отсутствие жестких
Место малого предпринимательства предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов
Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса экономических, социальных и политических проблем.
В первую очередь, источником экономического развития России являются предпринимательство и малый бизнес. Именно они определяют существо рыночных отношений.
Роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, то есть по тем задачам, которые они решают в экономике. К классическим для развитых стран задачам, решаемым малым бизнесом относятся:
- сглаживание колебаний
экономической конъюнктуры,
- формирование конкурентных
отношений в экономике. Для
отдельно взятого малого
- развитие конкуренции
создает систему сильных