Малое предприятие: особенности малых предприятий в странах Западной Европы и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить организацию предприятий малого бизнеса и особенности управления на предприятии малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Описать сущность малых предприятий
Изучить роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем
Найти отличительные особенности в формировании, управлении малых предприятий России и стран Западной Европы

Содержание

Введение 2
1. Малое предприятие: особенности малых предприятий в странах Западной Европы и России. 3
1.1. Сущность малых предприятий 3
1.2 Малые предприятия в структуре экономики. 4
1.3 Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем 7
1.4 Организационно-правовые формы малых предприятий. 11
2. Особенности малого бизнеса в России и странах Западной Европы. 16
2.1 Особенности управления на предприятии малого бизнеса 16
2.2 Отличительные особенности малых предприятий стран Западной Европы и России. 19
3.Статистическое изучение численности, состава и динамики занятых в экономике на примере Оренбургской области. 26
3.1 Система показателей и статистическая методология применяемая при статистическом изучении численности, состава и динамики занятых в экономике Оренбургской области. 26
3.2 Анализ динамики численности занятых в экономике Оренбургской области. 28
3.3 Анализ численности занятых в экономике по видам экономической деятельности Оренбургской области. 29
3.4 Анализ численности занятых в экономике Оренбургской области по образованию. 32
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 2012!.docx

— 96.77 Кб (Скачать документ)

Фирменное название кооператива должно содержать его наименование и  слова «производственный кооператив»  или «артель».

9.   Унитарное предприятие  - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит такому предприятию на правах оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Органом управления унитарного предприятия  является руководитель, который назначается  собственником.

Фирменное наименование унитарного предприятия  должно содержать указание на собственника его имущества.

2. Особенности малого бизнеса в России и странах Западной Европы.

2.1 Особенности управления на предприятии малого бизнеса

Успешная реализация целей  любого предприятия непосредственно  связана с оптимальным использованием человеческих ресурсов, т. е. персонала (работников). Персонал предприятия — это его личный состав, работающий по найму, обладающий качественными характеристиками и имеющий трудовые отношения с работодателем. 

Управление персоналом –  комплексное, целенаправленное воздействие  на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных  условий для творческого, инициативного  и созидательного труда для достижения целей предприятия.

Особенности малого предприятия  требуют от руководителей высокого профессионализма в области управления персоналом.

Рассмотрим ряд общих  особенностей, не зависящих от формы  собственности и сферы деятельности организации.

Комплексный характер деятельности и гибкая организация труда. Отсутствие четкого функционального разделения между административным и производственным персоналом способствует сокращению дистанции между персоналом, однако не устраняет социальных различий. Работникам малого предприятия приходится выполнять функции не свойственные их должностям, поэтому здесь необходимы не профессионалы узкого профиля, а универсальные работники, способные  совмещать должности и выполнять различные виды работ. Одна из сильных сторон малого бизнеса — свобода в определении круга обязанностей и способность к быстрым переменам.

Отсутствие многоуровневой организационной структуры. Это приводит персонал к пониманию карьеры как расширения и усложнения функциональных обязанностей, роста профессионализма, увеличения заработной платы, а не повышения в должности.

Относительно более высокая  информированность работников. Руководителю предприятия сложно скрыть от персонала сведения о методах работы и отношениях с клиентами и государственными структурами. Эта информированность ставит работодателя в зависимость от работника и, тем самым, вынуждает вести поиск персонала среди родственников, личных знакомых или по рекомендации проверенных людей.

Меньшая степень бюрократичности  в работе. На малых предприятиях существует система неофициальных установок. Это располагает к индивидуальному подходу к каждой ситуации и работнику, однако приводит к возникновению конфликтов, выражению личных симпатий и антипатий руководителя к работникам.

Организационное обучение практически  отсутствует. Объясняется это рядом причин: недооценка руководителем предприятия необходимости обучения, нехватка средств, неопределенность перспектив предприятия, низкая оценка существующих курсов обучения.

Повышенные требования к  личным качествам работника. Малый коллектив быстрее освободится от работников, чьи качества не соответствуют принятым нормам и ценностям данного предприятия.

Самая важная проблема работников малого предприятия — социальная незащищенность. Благополучие персонала зависит от руководителя. Прослеживается слабая формализация трудовых отношений: часто предпочтение отдается устным трудовым договорам, редко гарантируется охрана труда, оплата больничных и ежегодных отпусков.

Наряду с общими особенностями  управления  персоналом малого предприятия  существуют различия на предприятиях разных сфер деятельности. В производственных организациях сложная структура  персонала: администрация, специалисты, производственные рабочие. Следовательно, этим предприятиям необходимо использовать более разнообразные методы стимулирования и вознаграждения за труд. В производственных организациях более заметна статусная  разница между работниками и  противоречия интересов. Это ведет  к повышению уровня конфликтности.

Банковская сфера характеризуется  закрытостью: многие работники владеют  большим объемом коммерческой информации, выход которой за пределы банка  недопустим. В связи с этим руководство  банка заботится о надежности принимаемого персонала (нанимают строго по проверенным рекомендациям), а  также о мотивации работников. Специфическая банковская деятельность предъявляет высокие требования к квалификации персонала; осуществляются максимальные затраты на обучение персонала. Относительно высокая доходность банковской сферы позволяет помимо фонда  заработной платы осуществлять другие социальные выплаты и гарантии. Администрация  и специалисты банка имеют  много общих социальных характеристик: высшее образование, высокий уровень интеллекта, творческий характер труда, что сокращает дистанцию между ними. Данные отношения снижают уровень конфликтности в коллективе.

Торговые малые предприятия  обучение персонала проводят внутри предприятия и ориентируют работников на самообразование и самостоятельное  приобретение опыта работы. При отборе персонала руководители не всегда имеют  представление о требованиях, которые  предъявляет к работнику та или  иная специальность.

Комплексный характер деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают предпосылки  для возникновения системного подхода  к управлению персоналом.

2.2 Отличительные особенности малых предприятий стран Западной Европы и России.

Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим  ряд особенностей малого бизнеса  России по сравнению с другими  странами, а также по сравнению  со средним или крупным бизнесом.

  • Низкий процент венчурной специализации.

В экономически развитых странах  малый бизнес играет важную роль в  формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом  деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное  производство (всего около 6%). На сегодняшний  день это важнейшая задача государства  в области поддержки малого бизнеса  – развитие предприятий, ориентированных  на наукоемкие и высокотехнологичные  отрасли.

  • Низкая легитимность малого бизнеса.

Еще одной характерной  особенностью развития малого бизнеса  в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент  предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.

  • Постоянная нехватка финансирования

Малый бизнес в России характеризуется  острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального  капитала. Весь с трудом собранный  стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий  не всегда совпадает временем обращения  капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность  – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению  со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.

  • Неустойчивость малого бизнеса

Из предыдущей особенности  вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части  внешних факторов (инфляции, энергетического  кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый  представитель малого бизнеса в  России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает  свою деятельность.

 Выясним основные характеристики  малого бизнеса в России:

  • Гибкость малого бизнеса

Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют  на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.

  • Экономичность малого бизнеса

Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно  арендовать, не нужно капитальное  строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств  малого бизнес выше, средний уровень  заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.

  • Узкая специализация малого бизнеса

Именно узкая специализация  малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре  рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению  с более крупным бизнесом, который  направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.

  • Развитие регионального рынка

Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального  рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки  и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается  большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров  сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику  региона, уменьшая отток рабочей  силы.

А теперь представим особенности  малых предприятий стан Западной Европы.

Мне хотелось бы начать c Германии, так как на данный момент у этой страны одна из самых сильных и могучих экономик стран Европы. Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая господдержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

В Германии существует 4 категории  малого бизнеса по количеству работающих на предприятии: 
от 20 до 49; 
от 50 до 99; 
от 100 до199; 
от 200 до 499. 
В Германии, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3,5 до 11,5 млн.DM

Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение  торгово-промышленных палат Европейского сообщества.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в  ряде развитых стран, предусматривают  приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны  государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

  • кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;
  • кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;
  • кредитование малых предприятий, участвующих в развитии отсталых экономических регионов Германии;
  • кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;
  • проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства

Основными программами развития малого и среднего бизнеса являются следующие:

  • программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»
  • программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела»

Далее, перейдем к южной части  Европы – к Испании.

Соотношение предприятий малого бизнеса  Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях – в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого бизнеса – это, в первую очередь, агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная  металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

Информация о работе Малое предприятие: особенности малых предприятий в странах Западной Европы и России