Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 16:16, курсовая работа
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, опре-деляющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
1 Введение.
2 Малое предпринимательство в современной рыночной экономике.
3 Малое предпринимательство.
4 Организационно-правовые формы.
5 Малый бизнес: преимущества и недостатки и взаимодействия малого и крупного бизнеса.
6 Экономические преимущества и недостатки.
7 Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт.
8 Государственная поддержка малого бизнеса.
9 Система законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства.
10 Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения.
11 Заключение.
12 Список литературы.
В этом
пункте курсовой работы перечислены
лишь некоторые черты, характерные
для малого предпринимательства в целом.
Синтез мелкого и крупного производства:
зарубежный
опыт.
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.
Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек.
Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.
В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% ВВП и 1/2 валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.
В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий
(более
99% всех предприятий страны), которые
производят до 50% ВВП. В сфере
мелкого и среднего бизнеса
занято 2/3 всего экономически активного
населения. За последнее
В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле.
Малые
предприятия играют важную роль в
механизме саморегулирования
В рыночной
экономике развитых стран предпринимательство
построено на принципе кооперирования
крупных и малых предприятий,
причем крупные предприятия
Нарастает
дифференциация и индивидуализация
спроса. В сфере личного потребления
все большую роль играют специфические
потребности сравнительно небольших групп
покупателей. Удовлетворять такой спрос
могут только небольшие фирмы, так как
для компаний-гигантов при выпуске много
серийной или даже заказной продукции
это может быть малорентабельным. Если
речь идет о расширяющемся рынке нового
продукта, малая фирма может превратиться
в крупную. Если спрос относительно стабилен,
она может контролировать свою нишу в
течение достаточно долгого времени, как,
например, в случае с производством медицинского
оборудования фирмами Дании.
Для крупных
предприятий не обходимы и выгодны:
- емкий
рынок со стабильным и
- продукция
массового производства, соответствующая
требованиям рынка;
- аккумулирование
значительных финансовых
- дешевая
рабочая сила.
Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря просто те управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того , себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.
Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия-субподрядчики крупных компаний работают на основе по детальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной-двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.
Широкое
распространение в
Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии.
Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети
Государственная
поддержка малого
бизнеса.
Система
законодательных
актов, направленных
на развитие малого
предпринимательства.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.
Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины
70-х
годов одной из важнейших
Государственное
регулирование и
содействие развитию
малого предпринимательства
имеет целью:
- создание
правовых и организационных
- реализацию
экономической политики, включая научно-техническую,
инновационную, инвестиционную, ценовую;
- реализацию
налоговой и кредитно-
- оказание
малым предприятиям содействия
в осуществлении
- применение
по отношению к малым
- упрощение
порядка регистрации и форм
отчетности, сокращение перечня
лицензируемых видов
(сертификат)
от местных властей или
- снижение
расходов по социальному
- поддержание
занятости, социально-
- интенсификацию
инвестиционных процессов;
- стимулирование
инноваций путем
В странах
с развитой рыночной экономикой государственная
поддержка предпринимательства
опирается на соответствующее
. законодательное
установление долгосрочных
. включение
малого бизнеса составной
В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса,
Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о
Центральном
кооперативном банке для
Информация о работе Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономики