Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, опре-деляющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

Содержание

1 Введение.
2 Малое предпринимательство в современной рыночной экономике.

3 Малое предпринимательство.
4 Организационно-правовые формы.
5 Малый бизнес: преимущества и недостатки и взаимодействия малого и крупного бизнеса.
6 Экономические преимущества и недостатки.
7 Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт.
8 Государственная поддержка малого бизнеса.
9 Система законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства.
10 Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения.

11 Заключение.
12 Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

малый бизнес .doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

В условиях инфляции данная льгота предоставляет определенные преимущества. Кроме того, облегчается ведение бухгалтерского учета: 

. уплаченные  малыми предприятиями при приобретении  основных средств и нематериальных  активов согласно п.50 Инструкции  ГНС РФ N 1 " О НДС " 

Суммы НДС вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и нематериальных активов; 

. в соответствии  с Законом РСФСР от 20 декабря  1991г. "Об инвестиционном налоговом  кредите" малые предприятия  имеют право получить инвестиционный налоговый кредит. Под инвестиционным налоговым кредитом, понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственными органами государственной власти или налоговыми органами. 

Помимо  перечисленных общих ранее льгот, действующих для всех малых предприятий, законодательством представлена специальная льгота, применение которой обусловлено наличием определенных критериев, предъявляемых к малым предприятиям. 

Согласно  п.22 Инструкции ГНС РФ N 4 "О налоге на прибыль" в первые два года освобождаются от уплаты налога на прибыль вновь созданные малые предприятия отвечающие следующим требованиям. 

Во-первых, осуществляющие: 

. производство  и переработку сельскохозяйственной  продукции; 

. производство  продовольственных товаров; 

. производство  товаров народного потребления  (при отнесении промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления следует руководствоваться Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления , утв. Минэкономики РФ и Госкомстатом РФ от 27.07.1993г.); 

. производство  медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; технических средств профилактики и реабилитации инвалидов; 

. строительство  объектов жилищного, производственного,  социального и природоохранного  назначения (включая ремонтно-строительные  работы). 

Во-вторых, выручка от указанных видов деятельности должна превышать 70

% общей  суммы выручки от реализации  продукции (работ, услуг). 

В-третьих, в случае прекращения малыми предприятиями  деятельности, в связи с которой  ему были предоставлены налоговые  льготы, до истечения 5-летнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль подлежит внесению в бюджет РФ в полном размере за весь период деятельности. 

В третий и четвертый год  работы малые  предприятия уплачивают налог в  размере 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).

Льготы  по указанным малым предприятиям в части снижения налоговых ставок применяются предприятиями по результатам их деятельности, начиная с 1 января 1994г. Перерасчет сумм налога до 1 января 1994г. не производится.

Настоящая льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, в том числе созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий. Льгота не распространяется также на малые предприятия, в уставном капитале которых доля государственной, муниципальной собственности общественных объединений составляет более 25 процентов.

При определении  доли выручки от указанных видов  деятельности в общей сумме выручки , от реализации продукции в общую  сумму, не включается выручка  по видам  деятельности, доходы от которой облагаются в соответствии с положениями, предусмотренными в разделе 6 Инструкции ГНС РФ  "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а также выручка,  полученная от продаж и основных фондов и иного имущества. К доходам , для которых установлен особый порядок налогообложения, относятся: 

. дивиденды,  проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам,  принадлежащим предприятиям; 

. доходы  от долевого участия в других  предприятиях, созданных на территории РФ; 

. доходы (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иных игорных заведений и от другого игорного бизнеса; 

. доходы  видеосалонов (от  видеопоказа ) от  проката видео и аудиокассет  и записи на них. 

Малые предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги с перечисленных видов доходов (по установленным ставкам, отличным от общеустановленных) вне зависимости от того, имеют ли они льготу по налогу на прибыль или нет, поскольку действующее законодательство не устанавливает специальной льготы при налогообложении данных видов доходов. 
 

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          Заключение. 

Как свидетельствует  зарубежный и отечественный опыт, под малым предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых не более100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.

В соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации субъектами малого предпринимательства являются юридические лица как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах.

Необходимо  подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся: 

. быстрое  реагирование на конъюнктуру; 

. решение  социальных вопросов, например, возможность  быстро создавать новые рабочие  места; 

. противодействие  монополизму в экономике; 

. активизация  структурной перестройки экономики. 

Значимость  развития малого бизнеса для нашей  страны способно коренным образом и  без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному  бизнесу.

Необходимо  отметить, что экономический  риск в  сфере малого предпринимательства, как правило, выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку государства. Данная поддержка предоставляется в виде: 

. организационно-инфраструктурной  формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.); 

. финансовой  формы (введение льготного режима  налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.); 

. имущественной  формы (научно-технологическая поддержка,  льготирование условий предоставления  в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной  собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и т. д.). 

В России поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. Однако следует отметить попытку государства изменить существующую ситуацию к лучшему путем введения новой программы по государственной поддержке малого бизнеса.

Итак, развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей. Пока он идет путем проб и ошибок. Иногда пытается перенять зарубежный опыт. Такие попытки бывают успешными только в случае учета специфики нашей страны.

Самый эффективный способ решения любой  проблемы – ее четкое определение на основе системы ценностей и недвусмысленной концепции. Это задача теоретического исследования российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Список литературы. 

1. Гражданский  кодекс Российской Федерации.

2. Баженов  Ю. К., Баженов А. Ю. Малое  предпринимательство. – М., 1999.

3. Балацкий  Е., Потапова А. Малый и крупный  бизнес: тенденции становления и специфика функционирования – Экономист № 4,2001.

4. Береснева  А. В. Роль малого бизнеса  в развитии экономики. – ЭКО  № 8,

2000.

5. Бухвальд  Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства//

Вопросы экономики, №4, 2001

6. Видягин  В. И. Экономическая теория (политэкономия): учебник для ВУЗов. –М., 2000.

7. Владимирова  Л. Прогнозирование в условиях  рынка. – М., 2000.

8. Герчикова  И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. учеб. пособие. – М.: Консалтбанкир, 2002.

9. Горфинкель  В. Я., Швандар В. А. Малые  предприятия. учеб. пособие –  М.: 

Юнити, 2001.

10. Кузнецова  Л.Ю. Проблема дифференциации  статуса предпринимателя в учете// Вопросы статистики, №1, 2002.

11. Лапуста  М.Г. Предпринимательство: Учебное  пособие. – М.:ИНФА-М, 2002.

12. Муравьев  А. И. И др. Малый бизнес: экономика,  организация, финансы. –

М., 1999.

13. Орлов  О. Малое предпринимательство  в России: развитие или стагнация?//Вопросы экономики, №10, 2001.

14. Предпринимательство:  Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты  – М.: ИНФРА-М, 2000.

15. Рыбина  М.Н. Основные этапы становления  малого предпринимательства в  условиях современных радикальных  рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2001.

16. Сквозников  В. Я. Об организации и итогах  статистического обследования деятельности  индивидуальных предпринимателей  в Республике Коми. - Вопросы статистики № 9, 2000.

17. Тарануха  Ю. Предпринимательство в переходной экономике – Экономист № 10, 2000.

18. Упрощенная  система налогообложения, учета  и отчетности для организаций – субъектов малого предпринимательства / Состав. О.В. Кратт. – М.:

Экзамен, 2002.

19. Шестоперов  О. Современные тенденции развития  малого предпринимательства в России// Вопросы экономики, №4, 2001

20. Шеховцов  А. Законодательство и развитие  малого бизнеса в регионах//

Вопросы экономики, №4, 2001 
 

Информация о работе Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономики