О предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание

Тема предпринимательства, волновала и продолжает волновать политиков, экономистов, начинающих предпринимателей и уже «бизнесменов со стажем». Этому вопросу посвящено множество изданий, учебных пособий и просто публикаций в экономической прессе. Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе. Эти вопросы и явились основой моей курсовой работы.

Содержание

Введение
1. Экономическая наука о предпринимательстве: эволюция представлений
1.1 Понятие предпринимательства и его зарождение
1.2 Виды предпринимательской деятельности
2. Сущность предпринимательства и его роль в современной рыночной экономке
3. Государственная поддержка предпринимательства
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса
3.2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 53.23 Кб (Скачать документ)

В нашей экономике, бизнес развивается во множестве форм. Любая  предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы.

Выбор формы предпринимательства  зависит от личных пристрастий и  вкусов, но главным образом определяется объективными условиями – сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий. Причем выбор той или иной организационно-правовой формы предпринимательства будет  оказывать определенное влияние  на осуществление предпринимательской  функции собственником или управляющим.

Вместе с тем, если брать  организационные начала и принципы правового регулирования, оказывается, что все формы бизнеса имеют  ряд черт, позволяющих свести их к единой классификации, и тогда  выделяются такие формы, как индивидуальный, коллективный, корпоративный и международный  бизнес. Каждый из них имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки, которые следует взвешивать при  организации дела.

Любое лицо или группа лиц (коллектив), которые обладают определенными  навыками и обязанностями и создающие  материальные блага или оказывающие  определенные услуги, являются субъектом  хозяйствования. К субъектам предпринимательства  относятся индивидуальный предприниматели и юридические лица.

Индивидуальное предпринимательство  – самая простая и доступная  форма бизнеса. Это в равной степени  касается начала предпринимательства, процессов функционирования и ликвидации бизнеса. Эта форма предпринимательства  распространена в сфере услуг, общественного  питания, торговле, консультационном бизнесе.

Преимущества данной формы  бизнеса состоят в доступности  и простоте организации дела. При  этой форме максимально используются побудительные мотивы к деятельности, выявляются индивидуальные способности  предпринимателя, так как здесь  сочетаются и реализуются черты  и предпринимателя, и менеджера, и одновременно собственника.

Вместе с тем индивидуальный бизнес имеет определенные трудности  и сложности. Прежде всего, индивидуальное производство масштабно ограничено в связи со сложностью привлечения  дополнительных капиталов. Поэтому, если предприниматель решается на расширение своего дела, он переключается на другие формы предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель  несет полную и неограниченную ответственность  за результаты своей деятельности.

В организации предпринимательской  деятельности особое место принадлежит  юридическим лицам, т.е. коллективным субъектам, осуществляющим хозяйственные  операции. Каждая форма предполагает определенную структуру взаимодействия партнеров и размера предприятия.

Предприятие в общем виде можно определить как имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения каких-либо целей.

Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций – извлечение прибыли. Они могут создаваться в форме производственных кооперативов, унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ. Коммерческие организации распределяют прибыль между участниками.

Некоммерческие организации  преследуют иные цели: политические, социальные, благотворительные и т.д. Они могут  создаваться в форме потребительских  кооперативов, общественных и религиозных  организаций, финансируемых собственником  учреждений, благотворительных и  иных фондов, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации не имеют  право распределять полученную прибыль  между участниками. Они могут  осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  она необходима для уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует  этим целям.

Рассмотрим некоторые  формы предпринимательской деятельности.

Товарищества – форма  предпринимательской деятельности, основанная на объединении имущества  разных собственников. Как правило, товарищества представляют собой закрытые акционерные общества, т.е. компании, где смена собственников паев происходит лишь с согласия большинства  их участников. Товарищества включают относительно небольшое число членов, лично принимающих участие в  их работе. Товарищества выступают  в различных формах.

Общество с ограниченной ответственностью – объединение  носит в значительной мере личностный доверительный характер. Его участники  обычно хорошо знают друг друга. Они  вносят капитал в определенных размерах. Все члены общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах внесенных  ими вкладов, поэтому их ответственность  ограничена размерами вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью – такое объединение  может рассматриваться как разновидность  общества с ограниченной ответственностью. Оно учреждается одним или  несколькими лицами и имеет следующий  характерный признак: в случае банкротства  одного из участников его ответственность  по обязательствам общества распределяется между остальными участниками, пропорционально  их вкладам. К нему применяются те же правила, что и к обществу с  ограниченной ответственностью.

Акционерные общества также  образуются путем объединения на паевой основе средств своих участников и относятся к компаниям с ограниченной ответственностью, так как отвечают по своим обязательствам только собственным капиталом. Таким образом, имущественный риск акционеров ограничивается лишь теми средствами, которые они внесли для вступления в акционерное общество.

Учредителями акционерного объединения могут выступать  любые физические и юридические  лица, имеющие в соответствии с  действующим законодательством  право участвовать в акционерных  обществах. Ими могут быть белорусские  и иностранные предприятия, организации, граждане. Как правило, это крупные  компании, число акционеров в которых  исчисляется тысячами (например, какой-либо завод).

Еще одной формой предпринимательской  деятельности является производственный кооператив. Производственный кооператив определяется как добровольное объединение  граждан, создаваемое на основе членства и в целях организации совместной производственной или хозяйственной  деятельности, которая включает производство, переработку, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговлю, бытовое обслуживание, оказание других услуг. Такая деятельность основана на личном трудовом и ином участии  членов кооператива и объединении  их имущественных паевых взносов. Производственный кооператив - коммерческая организация.

Кроме физических лиц, в нем  могут принять участие также  и юридические лица, что должно быть утверждено в учредительных  документах.

Рассмотрим еще такую  форму предпринимательской деятельности как государственное предпринимательство.

В каждой стране существует государственный сектор хозяйства. Его образуют предприятия, находящиеся  либо полностью в собственности  государства, либо под его контролем  через владение контрольным пакетом  акций. В разных странах доля этого  сектора различна. Различны и объекты, находящиеся в государственном  секторе. По видимому многое зависит от исторических особенностей каждой конкретной страны. Но в целом можно отметить, что, как правило, в государственном секторе сосредоточиваются предприятия, которые по каким-либо причинам нерационально использовать в рамках частнопредпринимательской деятельности. Следует заметить, что в условиях ухудшения экономической конъюнктуры государственный сектор имеет тенденцию к расширению: государство как бы берет на себя проблему вывода экономики из кризиса, сохранение научно-технического потенциала, задачи технического и технологического перевооружения, так как в этом объективно заинтересованы все слои населения. И наоборот, при благоприятной экономической конъюнктуре государственный сектор испытывает тенденцию к сжатию: государство как бы освобождается от лишней нагрузки по развитию производства, опираясь в большей степени на частную инициативу, сосредотачиваясь на решении иных социальных задач, средства для чего черпает из увеличивающихся (вследствие благоприятной экономической конъюнктуры) налогов.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы: многообразие форм предпринимательской  деятельности в национальном хозяйстве  способствует повышению его эффективности. Мировой опыт свидетельствует, что  решающую роль в экономике играет не характер собственности, а условия  ее реального функционирования, отношения  между собственностью и управлением.

 

2. Сущность предпринимательства  и его роль в современной  рыночной экономике 

 

Переход к рынку в Республике Беларусь требует радикальных преобразований структуры общественного производства, направленных в частности на преодоление  монополизма и развитие конкуренции. Как показывает опыт, решение этой задачи невозможно без развития малого предпринимательства1.  

Переход экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать  внимание на предпринимательстве, как  неотъемлемой составной части экономической  деятельности.

Законы «О предпринимательстве  в Республике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «О ценных бумагах  и фондовых биржах», «О товарных биржах», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь», «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Республике Беларусь», декреты  и указы Президента и постановления  Совета Министров Республики Беларусь создали достаточную законодательную и нормативную базу для развития предпринимательства в нашей стране.

Предпринимательство в разных экономических областях различается  по форме и особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

Долгие годы в стране бытовало мнение, что эффективными могут быть только предприятия-гиганты, но опыт показал, что крупные предприятия не обеспечивают динамизм экономики, ее гибкость, эффективную  работу на потребителя. Малые предприятия, наоборот смело вступают в конкуренцию  между собой и промышленными  гигантами, выпуская новейшую продукцию, наполняя ею рынок.

Как показывает мировой опыт, без небольших предприятий нельзя сбалансировать экономику, насытить рынок  товарами и услугами, особенно новыми их видами, проверить эффективность  новой техники и технологии. Малые  предприятия призваны содействовать  ускорению внедрения научно-технических  достижений. В их задачи входят изучение спроса населения, быстрое формирование рынка товаров и услуг, эффективное  использование трудовых и сырьевых ресурсов, отходов производства, а  также выпуск экспортной продукции  на основе быстрого налаживания ее мелкосерийного производства.

Малые предприятия позволяют  вовлечь в производство высвобождаемых при переходе к регулируемой рыночной экономике рабочих, уменьшить безработицу.

Предпринимательский бизнес связан с необходимостью приобретения предпринимателем ряда факторов производства. Выделяют следующие виды предпринимательской  деятельности: производственную, коммерческую, финансовую и консультационную (консалтинговую). К производственному предпринимательству относится деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям.

Предпринимательство коммерческого  вида характеризуется, прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, товарно-обменные операции. Сердцевину этого вида предпринимательской деятельности представляют операции и сделки по купле-продаже.

Финансовое предпринимательство  относится к особым видам коммерческого  предпринимательства. Объектом купли-продажи  в этом виде предпринимательства  является специфический товар –  деньги, валюта, ценные бумаги.

Консультационное предпринимательство  заключается в оказании начинающим предприятиям помощи в открытии своего дела, а в последующей их работе – в консультировании по различным  аспектам деятельности.

Различают следующие формы  предпринимательской деятельности: частную, коллективную, контрактную.

Частное предпринимательство  осуществляется физическим или юридическим  лицом на основе собственного имущества  и различных форм привлечения  собственности других физических и  юридических лиц.

Коллективная предпринимательская  деятельность осуществляется на основе собственности группы граждан и  различных форм привлечения имущества  других физических и юридических  лиц.

Контрактная предпринимательская  деятельность осуществляется руководителем  предприятия, если он на основе контракта  с собственником имущества или  уполномоченным им лицом или органом, наделен правами и обязанностями  и несет ответственность, установленную  для предпринимателя.

При отнесении предприятия  к субъектом малого предпринимательства используются количественные и качественные критерии. При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей, при том, что малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализации продукции за квартал.

В Республике Беларусь для  отнесения предприятия к малым, установлен один критерий – численность  работников. Он дифференцирован по отраслям, и максимальная численность  составляет до 100 человек.

Информация о работе О предпринимательстве