О предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание

Тема предпринимательства, волновала и продолжает волновать политиков, экономистов, начинающих предпринимателей и уже «бизнесменов со стажем». Этому вопросу посвящено множество изданий, учебных пособий и просто публикаций в экономической прессе. Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе. Эти вопросы и явились основой моей курсовой работы.

Содержание

Введение
1. Экономическая наука о предпринимательстве: эволюция представлений
1.1 Понятие предпринимательства и его зарождение
1.2 Виды предпринимательской деятельности
2. Сущность предпринимательства и его роль в современной рыночной экономке
3. Государственная поддержка предпринимательства
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса
3.2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 53.23 Кб (Скачать документ)

Малые предприятия играют важную роль в современной экономике. В странах с переходной экономикой процесс трансформации хозяйственного механизма продолжается, о чем свидетельствует и слабая роль малого бизнеса в экономическом развитии этих стран: например, в Республике Беларусь, доля малого бизнеса в общей численности занятых составляет 7,6%, а в общем объеме промышленного производства - 7,5%, что на порядок меньше аналогичных показателей стран с развитой рыночной системой.

Малое предприятие отличается от крупного не столько масштабом  операций, сколько подходом к организации  бизнеса.

Ввиду небольшой численности  персонала на малых предприятиях специализация выполняемых функций  представлена слабо. Значительное число  функций как оперативного, так  и стратегического управления, выполняет  руководитель, который является собственником  компании, поэтому, как правило, на малых  предприятиях существует только один центр принятия управленческих решений.

Как правило, на малых предприятиях уделяется очень слабое внимание на систему отбора кадров, планированию производства, построению системы отчетности, а так же контролю за важнейшими экономическими показателями. Процесс преобразования малого предприятия в более крупное носит эволюционный, саморазвивающийся характер. По мере того, как на малых предприятиях начинают меняться подходы к ведению бизнеса, формируется организационная структура предприятия, появляется система управления персоналом, начинает планироваться производственная и финансовая деятельность предприятия. В результате, повышается качество продукции или предоставляемых услуг, расширяется рынок сбыта, появляются постоянные потребители, что приводит к расширению масштаба деятельности малого предприятия. Следует отметить, что многие крупнейшие международные корпорации появились именно эволюционным путем на основе первоначально созданных малых предприятий.

В соответствии с Гражданским  кодексом Республики Беларусь в нашей  стране могут действовать предприятия, основанные на двух формах собственности  – государственной и частной.

Предприятие любой формы  собственности, как и любой предприниматель несет ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональному использованию, охране земель, недр, лесов, других природных ресурсов, а также возмещает ущерб, причиненный в результате его деятельности.

Для решения разносторонних вопросов в повседневной деятельности предпринимателю предоставлены  соответствующие права, представляющие собой установленные законом  возможности в осуществлении  предпринимательской деятельностью.

Права, обязанности и имущественная  ответственность предпринимателей в нашей стране определены Законом  «О предпринимательстве Республики Беларусь».

Вместе с предоставленными правами в осуществлении своей  деятельности предприниматель должен, прежде всего, добросовестно соблюдать  правила поведения на рынке в  условиях свободной конкуренции.

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования  юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом принадлежащим ему на праве собственности. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства в  нашей стране, являются:

1.         Повышение материального и культурного уровня трудящихся, расширяющее круг их интересов и запросов, порождающее потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера.

2.         Развитие предпринимательства как одна из реальных форм связи производителя с собственностью на средства производства. Общенародная собственность имеет три губительных изъяна: ее плохо используют, нещадно ломают и беспощадно воруют.

3.         При переходе экономики к рынку, неизбежно банкротство низкорентабельных и работающих малоэффективных предприятий. Создание на их основе частных малых предприятий позволяет найти хозяев для имущества заводов, фабрик и т.д. и дать места для сотен тысяч людей.

4.         Необходимость создания конкуренции производства в условиях действия антимонопольного законодательства возможна только в том случае, если товар производится на нескольких предприятиях. Это условие действует в совокупности с другими: свободным ценообразованием, правом распоряжаться полученной прибылью, ориентацией на удовлетворение общественных потребностей.

5.         Необходимость коренным образом соединить интересы науки и производства.

6.         Желание в большей мере западных партнеров, капитал которых мы стремимся привлечь в страну, в большей мере иметь дело с предприятиями негосударственных форм собственности. 

Свобода предпринимательства  наравне с частной собственностью рассматривается как основа рыночной экономики, а предприниматель –  как главная фигура рынка.

Чтобы оценить исключительное значение предпринимательства для  современного общества, полезно обратиться к принципиальным различиям двух противоположных способов ведения  хозяйства – рыночного и административно-командного, называемого в зарубежной литературе «принудительно направляемым» или  «государственно-принудительным».

В рыночном хозяйстве функции  государства и предпринимательской  деятельности разграничены. В сфере  государственного регулирования находятся  общие условия воспроизводства, экономическая среда деятельности предприятий, но ни как не сама эта  деятельность. Главная задача государства - всемерное стимулирование активности в сфере производства, создания благоприятных  условий для предпринимательства, а также поддержание занятости  населения, социальная опека наиболее уязвимых слоев общества, т.е. обеспечить своим гражданам достойный стандарт жизни. Все это государство может  делать лишь за счет поступления в  казну налогов, основное бремя которых  лежит на предпринимателях. А предприниматель, в свою очередь, делает все возможное  для получения максимальной прибыли.

Таким образом рыночная хозяйственная система ставит человека, как предпринимателя так и работника, в положение когда он несет полную ответственность за свои действия за свое благосостояние, что связано с неизбежной долей риска и высокой ответственностью. Так формируется хозяйственный порядок, действующий с наивысшей эффективностью и по мере увеличения общественного «пирога» предлагающий достойный стандарт жизни своим гражданам.

В противоположность этому  «принудительно направляемое» хозяйство  основывается на всеобъемлющем государственном  планировании производства и потребления, принуждения всех и каждого в  отдельности. Подобный порядок исключает  из экономической жизни свободную  конкуренцию, лишает человека возможности  проявить свои способности и предприимчивость, неизбежно ведет к бесхозяйственности и застою. Понятие справедливости в такой системе вырождается  в жесткое перераспределение  общественного «пирога» и его  уравнительное распределение по минимальным стандартам жизни, ибо  распределить можно лишь то, что  создано. Интересы людей в этом случае сводятся не к приросту общественного  благосостояния, а к спорам о распределении  явно недостаточного «пирога», когда  выгода одних должна быть компенсирована невыгодой других. Такую систему  немецкий экономист Людвиг Эрхард назвал «смирительной рубашкой» для экономики.

И, действительно, наша модель «принудительно направляемого» хозяйства  привела к тому, что десятилетиями  искоренялось предпринимательство, а  место предпринимателей занимали чиновники. Страна не использовала важнейший ресурс – человеческий потенциал – предпринимательскую  способность.

Теперь и наше общество, как и во всем мире, пришло к пониманию  роли предпринимательства в здоровой экономике. Предпринимательство перешло  не только в ранг законной деятельности, но и получает поддержку государства. В общественном сознании формируется понимание предпринимательства как главного фактора развития экономики.

В странах с высоким  предпринимательским потенциалом (таких  как США, ФРГ и др.) важную роль обычно играет малый и средний  бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 52% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Оценим теперь предпринимательский  потенциал Беларуси. Характер предпринимательского потенциала нашей страны обусловлен переходным состоянием белоруской экономики. С одной стороны, Беларусь продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия  на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно  негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников. С  другой стороны, многие рыночные структуры  делают лишь первые шаги, например рынок  ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Беларусь сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике.

При этом, одной из характерных черт переходной экономики Беларуси является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит и государственного предпринимательства.

Довольно пестрым является и состав формирующегося белорусского предпринимательства: здесь и рядовые  граждане, прежде всего молодежь, активно  работающая в бизнесе и высококвалифицированные  специалисты, открывающие консультативные  фирмы. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства  и технического обслуживания.

Подводя итог второй главы хочется отметить, что исходные рубежи для формирования белорусского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная дать нынешним и будущим белорусским предпринимателям не только современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространенную в развитых странах.

 

3. Государственная  поддержка предпринимательства 

 

3.1 Государственная  поддержка малого бизнеса 

 

Государство никогда не занимало сторонней позиции к предпринимательству, так как прежде всего видело в нем источник пополнения казны. Но государство формировало законодательство, которое в целом способствовало прогрессу. Каждая страна проходит свой путь и пробует разные методы управления экономикой, а следовательно по разному относится к предпринимательству. Не одна из развитых стран не миновала процесса государственного вмешательства в предпринимательство и регулирование экономики. Необходимость государственного регулирования исходит из социальных процессов. Проблема благосостояния и занятости населения одинаково касается предпринимателя и государства. Без регулирования и планирования их решить нельзя. Предприниматель должен ясно представлять себе роль современного государства, которое обязано планировать развитие экономики на макроуровне отдельной нации, соблюдать меру экономического принуждения.

Одной из причин появления  малых предприятий стало стремительное  расширение самых разнообразных  индивидуальных и общественных потребностей, а удовлетворены они могли  быть лишь при соответствующем разнообразии предложений. Обычно эту функцию  брала на себя теневая экономика  и черный рынок. Поэтому превратить нелегальный бизнес в легальное  производство товаров и услуг  могло только поощрение со стороны  государства мелких и средних  предприятий.

«Предприниматель», задумывающий новое дело, должен с самого начала и одновременно выполнить столько  разнообразных и трудных задач  для того, чтобы расчистить почву  для своего предприятия, что это  оказывается большей частью непосильным  для отдельных лиц. В связи  с этим содействие государства должно выражаться не столько в регламентации, сколько в положительной помощи в каждом отдельном случае.

Для законодательного обеспечения  нормального развития и эффективной  деятельности малого предприятия на различных этапах социально-экономических  реформ, необходима разработка правовых актов, охватывающие основные вопросы  деятельности малого предприятия его  взаимодействия с органами власти всех уровней, судебными и правоохранительными  органами. При этом система этих актов должна воспринять в себя наиболее эффективные и прогрессивные  элементы рыночного законодательства стран с устоявшимися традициями содействия малому предприятию в  условиях цивилизованной рыночной экономики.

В последние годы в мировой  экономике имеет место устойчивая тенденция количественного и  качественного развития малого бизнеса. В нашей стране в последние  годы интерес к проблемам малого бизнеса возрос. В Республике Беларусь он рассматривается Правительством как один из факторов реализации экономических  реформ.

Важным этапом в формировании цивилизованной системы взаимоотношений  государства и бизнеса на базе четких правовых норм стал Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», подписанный Президентом  Республики Беларусь в 1996 году, согласно которому ежегодно разрабатывается  Государственная и региональные программы поддержки развития предпринимательства. В них предусматривается выделение  средств из государственного и местных  бюджетов на поддержку развития предпринимательства.

Закон определяет правовой статус субъектов малого предпринимательства, устанавливая понятие субъекта малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к категории  малых, провозглашает гарантии им государственной  поддержки, декларирует стабильность налогообложения субъектов малого предпринимательства в период их становления и развития.

В законе отмечены основные цели и направления государственной  политики в области малого предпринимательства, формы и методы его государственной  поддержки. Однако отсутствие достаточных  механизмов его реализации не позволяет  воспользоваться провозглашенными в нем возможностями.

На основе действующей  законодательной базы ежегодно принимаются  программы, в которых устанавливаются  конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной  программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки  малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств  и ведомств Республики Беларусь.

Информация о работе О предпринимательстве