Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 13:52, курсовая работа
Тема предпринимательства, волновала и продолжает волновать политиков, экономистов, начинающих предпринимателей и уже «бизнесменов со стажем». Этому вопросу посвящено множество изданий, учебных пособий и просто публикаций в экономической прессе. Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе. Эти вопросы и явились основой моей курсовой работы.
Введение
1. Экономическая наука о предпринимательстве: эволюция представлений
1.1 Понятие предпринимательства и его зарождение
1.2 Виды предпринимательской деятельности
2. Сущность предпринимательства и его роль в современной рыночной экономке
3. Государственная поддержка предпринимательства
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса
3.2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса
Заключение
Список литературы
В Республике Беларусь создана единая система государственной поддержки предпринимательства, включающая Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь и его территориальные комитеты в регионах, Белорусский республиканский и региональные фонды финансовой поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и общественные объединения предпринимателей. Ощутимая помощь в формировании инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Беларуси получена от международных организаций. В частности, реализуемая программа, финансируемая и выполняемая совместно ООН и Правительством Республики Беларусь.
Методы, механизмы государственного
регулирования не остаются неизменными.
Но государство всегда сохраняет
определенные функции, в числе которых
– защита прав собственности, обеспечение
свободы предпринимательства, стимулирование
деловой активности, обеспечение
законности и правопорядка в хозяйственной
сфере, регулирование взаимоотношений
между предпринимателями и
Роль государственной поддержки предпринимательства чрезвычайно велика. Она состоит в формировании необходимой инфраструктуры, управленческих, информационных услуг для нового бизнеса.
Активная помощь оказывается мелким фирмам, особенно связанным с инновационной деятельностью. Это займы, субсидии, налоговая политика, содействие в разработке новой продукции, участие в подготовке кадров и т.д.
Важным элементом политики в отношении малого предпринимательства становятся государственные программы его поддержки, финансируемые из бюджетных источников.
Закон определяет основные формы и условия финансовой поддержки малого бизнеса со стороны государства, ключевым звеном которой является система специализированных фондов поддержки предпринимательства - некоммерческих организаций, создаваемых для финансирования на льготных условиях программ и проектов в сфере малого предпринимательства. Предполагается, что именно фонды будут аккумулировать и распределять бюджетные и иные средства, направляемые на поддержку малого бизнеса. Основные направления деятельности и задачи фондов детально регламентируются законом.
Наряду с прямой финансовой поддержкой закон предполагает возможность установления в налоговом законодательстве для субъектов малого предпринимательства и для объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, определенных налоговых льгот, использование которых поможет укрепить финансовое положение малых предприятий.
В результате реализации системы
государственной поддержки
3.2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса
Для раскрытия внутренне присущего малому предпринимательству динамизма и гибкости необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной на малый бизнес.
Создание развитой инфраструктуры поддержки деятельности субъектов малого предпринимательства имеет, важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.
Целью формирования инфраструктуры развития предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.
В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана определенная инфраструктура. На государственном уровне проблемами развития и поддержки малого предпринимательства в соответствии с возложенными функциями и Положениями о министерствах и ведомствах занимаются таки министерства и ведомства: Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный комитет Республики Беларусь по поддержке и развитию малого предпринимательства, Фонд поддержки малого предпринимательства и др.
Инфраструктура малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируется за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, благотворительность и т.п.).
Элементы инфраструктуры малого бизнеса являются по сути каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей – субъектов малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.
Результатом осуществления программ поддержки малого предпринимательства, в которых центральную часть обычно составляют подпрограммы создания и развития инфраструктуры малого предпринимательства, являются создание разветвленной системы институтов, обеспечивающих потребности малого предпринимательства в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении.
Программа поддержки малого
предпринимательства в
Государство может принимать участие в создании и деятельности объектов инфраструктуры не только финансовыми средствами, но и другими ресурсами.
В частности, объекты инфраструктуры,
оказывающие имущественную
Инфраструктура малого предпринимательства
выполняет важную социальную функцию
и по своей природе в большинстве
случаев не может быть прибыльной.
Поэтому ее создание и развитие нуждаются
в постоянной государственной поддержке.
Это означает не только финансирование
из соответствующих бюджетов, но и
использование методов
Для предпринимателей особое
значение имеют прозрачность и гласность
системы государственной
Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
В настоящее время в
правительстве Республики Беларусь
создана рабочая группа по либерализации
законодательства в области предпринимательской
деятельности. Эта группа работает
над подготовкой нормативной
законодательной базы, предусматривающей,
в частности сокращение числа
процедур и времени на регистрацию
и закрытие субъектов хозяйствования,
лицензирование, регистрацию собственности,
оформление внешнеэкономической
Подводя итог своей работе хочется отметить, что со стороны нашего государства оказывается всесторонняя помощь для успешного развития малого предпринимательства во всех его формах в различных отраслях экономики. Следствием этого должно послужить всестороннее развитие экономики нашей страны, рост уровня благосостояния народа и явиться предпосылкой для выхода Республики Беларусь на уровень таких развитых капиталистических стран как США, Япония, Германия и др.
Заключение
Современный предприниматель несет в себе традиции, установки и цели деятельности дореволюционной истории и истории, которая предшествовала началу перехода к рынку. Но и советская история не исчезла бесследно, она оставила следы на стиле и характере деятельности современных предпринимателей, на их «генеральных директорах», специалистах, рабочих – на всем сегодняшнем обществе, деятельность которого включает действия и поступки двоякого рода. Во-первых, старые, привычные, унаследованные от предыдущей жизни. Во-вторых, новые, требуемые нынешней жизнью. Наличие такой смеси необходимо, что сказывается в экономической культуре предпринимателей.
В итоге, как показывает опыт
зарубежных стран, мелкие и средние
фирмы – это важнейшая
В целом можно утверждать,
что определенные предпосылки для
развития предпринимательства в
республике созданы. Принят пакет законов,
позволяющий осуществлять предпринимательскую
деятельность в различных организационно-
Следует отметить также и
непрерывную работу над совершенствованием
процедуры регистрации
Государство оказывает поддержку
тем, кто желает начинать предпринимательскую
деятельность, создает собственное
дело. Затем – обеспечивает благоприятные
и стабильные условия для функционирования
бизнеса. И, наконец, обеспечивает защиту
прав и безопасность личности и собственности.
По существу, речь идет о поддержке
процесса саморазвития бизнеса, а не
о каких-то «социальных» мерах. Однако
решение этой задачи требует большой
политической воли и наличия четко
сформулированной программы совместных
действий государства и
У предпринимателей сегодня много дел. Новые задачи, которые они должны решать, рождаются буквально на глазах. Наша отечественная экономика в этом отношении особенно «крепкий орешек», ибо переживает сегодня чрезвычайно трудный переходный этап – от системы централизованного планирования, в которой было все более или менее ясно, к рыночной экономике. В которой тоже уже многое удалось прояснить. Сам же процесс перехода - это поиск и во многом импровизация.
Любая нация гордится плодами
деятельности своих предпринимателей.
Но любая нация и каждый ее отдельный
представитель гордятся и своей
причастностью к воплощению какой-либо
конкретной предпринимательской идеи.
Предпринимательство как одна из
конкретных форм проявления общественных
отношений способствует не только повышению
материального и духовного
Сумеем ли мы правильно
распорядиться нашим наследием
и построить всесторонне