Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:47, контрольная работа
Малый бизнес во время настоящего экономического кризиса оказывается в двойственном положении, с одной стороны, кризис больнее всего бьет именно по небольшим компаниям, у которых нет резервов. С другой стороны, в отличие от больших монстров малые предприниматели наиболее гибко ведут себя на рынке, а многие ниши, в которых они работают, востребованы и во время кризиса. Выживет небольшая компания или нет - зависит от многих факторов, в частности, от качества работы в докризисное время и, в большой степени от развития форм поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании.
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Инфраструктура поддержки малого бизнеса………………………………………………4
2. Понятие инфраструктуры…………………………… ……………………………………..6
3. Виды инфраструктуры………………………………………………………………………9.
4. Задача инфраструктуры…………………………………………………………………….13
5. Недостатки системы государственной поддержки малого предпринимательства…….16
6. Критерии оценки инфраструктуры поддержки малого предпринимательства……….16
Заключение ………………………………………………..………………………………...18
Список литературы………………………………………………………………………….19
Министерство образования и науки РФ
Пермский национальный
исследовательский
Кафедра менеджмента и маркетинга
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по основам
предпринимательской
на тему: « Оценка деятельности инфраструктуры развития малого бизнеса в России»
Выполнил(а) студент(ка)
Гуманитарного факультета
Заочного отделения
Направление:
Менеджмент организации
Группы 11Б - МЕН
Иванова Алена Олеговна
Проверил преподаватель:
Шишкин Дмитрий Геннадиевич
г. Пермь 2012 г
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………..…………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Российский малый бизнес в последние годы развивается очень активно. По данным Росстата, за период с 1998 по январь 2009 года количество малых предприятий увеличилось на 269,4 тыс. Однако влияние малых предприятий на российскую экономику несущественно, особенно по сравнению с ситуацией в западных странах. В России всего лишь 3% от общего объема инвестиций приходится на малые предприятия. А доля производства продукции и услуг малого бизнеса составляет около 16% суммарных объемов ВВП, тогда как на Западе - до 50-80%. Это обуславливает актуальность развития форм поддержки малого бизнеса.
Малый бизнес во время настоящего экономического кризиса оказывается в двойственном положении, с одной стороны, кризис больнее всего бьет именно по небольшим компаниям, у которых нет резервов. С другой стороны, в отличие от больших монстров малые предприниматели наиболее гибко ведут себя на рынке, а многие ниши, в которых они работают, востребованы и во время кризиса. Выживет небольшая компания или нет - зависит от многих факторов, в частности, от качества работы в докризисное время и, в большой степени от развития форм поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании.
Устойчивое
развитие российской экономики, поддержание
заданных темпов роста макроэкономических
показателей в посткризисный
период зависит от множества факторов.
Одним из ключевых сегментов, обеспечивающего
должную экономическую
В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. И не смотря на несовершенство политики по поддержке малого бизнеса, из года в год количество малых предприятий возрастает, этому свидетельствуют данные Росстата, которые приведены на рисунке 1.
Рис. 1 Динамика изменений количества
малых предприятий в России в п
Проанализировав динамику количества малых предприятий в России за последние 10 лет (с 2000 года по 2009 год), можно сделать вывод о том, что начиная с 2002 года количество малых предприятий непрерывно растет. За 8 лет количество предприятий увеличилось практически на 720 тыс.ед., что свидетельствует о том, что малый бизнес в России постепенно достигает своего оптимального состояния и входит в период стабильного, но умеренного роста.
Одним из ключевых факторов, позволяющих сохранить заданные темпы роста количества малых предприятий ,является развитие инфраструктуры, обеспечивающей стабильное функционирование малого бизнеса.
В России наблюдается прямая
зависимость роста числа
Так в 2000 году насчитывалось 80 бизнес-инкубаторов, а на сегодняшний день функционирует 166. В России бизнес-инкубаторы появились в 1990-х годах. Главное назначение бизнес-инкубаторов, создать наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов. Отличительной особенностью данной формы организации является то, что в первую очередь такая структура занимается развитием не конкретного товара или услуги, а независимого хозяйствующего субъекта.
Так же мы рассматриваем динамику развития технопарков в России. В 2001 году действовало порядка 60 технопарков (число технопарков за предшествующие 5 лет увеличилось только на пять единиц). Аккредитацию сумели пройти лишь около 30 технопарков. И только 11 из них были признаны отвечающими международным стандартам. На сегодняшний день в России насчитывается чуть более 60 технопарков. Для сравнения, сегодня в США технопарков более 200 (это более 30% общего числа технопарков в мире), бизнес-инкубаторов более 1000.
Цель создания технопарков – объединить на специальной территории научно-исследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в научно-исследовательских институтах, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.
Несмотря на то, что технопарки и бизнес-инкубаторы, предоставляют широкий перечень услуг, связанных с поддержкой и развитием малых предприятий, их количества в России не достаточно, для помощи, хотя бы половине представителей малого бизнеса. Технопарки и бизнес-инкубаторы не обеспечивают комплексность в инфраструктуре поддержки малого бизнеса. В связи с этим ежегодно в России создаются новые и совершенствуются уже имеющиеся объекты инфраструктуры, все это находит свое отражение в количестве объектов малого бизнеса, и невысоких темпах роста количества малых предприятий. И связано это именно с несовершенством инфраструктуры, которая находится в стадии развития.
Действующая в регионах инфраструктура поддержки развития малого и среднего бизнеса не только не выполняет полном объеме возложенных на нее функций, но и «оттягивает» существенную часть средств государственной финансовой поддержки, не доходящих до непосредственных производителей товаров и услуг. На сегодняшний день можно сказать, о неудовлетворенности субъектов малого предпринимательства в развитости инфраструктуры. И до тех пор, пока не будет налажен контакт между малыми предприятиями и инфраструктурой, непосредственно влияющей на развитие бизнеса, все усилия государства направленные на стимулирование малого предпринимательства не будут достигать необходимого эффекта.
Итак, что же такое инфраструктура? Что включает в себя инфраструктура поддержки малого предпринимательства?
Изучение вопросов
организации экономических
Современная энциклопедия трактует термин «инфраструктура» (от латинского infra – ниже, под и structura – строение, расположение) – совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.
В словаре Ожегова дается следующее толкование понятие «инфраструктура». Это отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы.
Термин «инфраструктура»
впервые в экономической
В диссертации
«Инфраструктурное обеспечение
предпринимательской деятельнос
- политэкономический подход, включающий выяснение функций и сущности инфраструктуры, ее роли в воспроизводственном процессе. Данные вопросы получили освещение в работах В. А. Жамина «Инфраструктура при социализме», А. Ю. Шарипова «Экономическая сущность инфраструктуры при социализме», В. П. Красовского «Инфраструктура и интенсификация экономики»;
- отраслевой подход, нацеленный на изучение проблем развития и размещения отдельных инфраструктурных отраслей и объектов. Исследование инфраструктуры в данном направлении позволило более четко раскрыть ее функциональное назначение в экономической системе. Проблемами изучения инфраструктуры с позиций отраслевого подхода занимались И. Ф. Чернявский «Инфраструктура и эффективность, общественного производства», В. Г. Терентьев «Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства», В. Н. Стаханов «Экономика инфраструктуры общественного производства»;
- региональный подход, выражающийся преимущественно в изучении развития инфраструктуры в конкретных регионах. Значительные внутрирегиональные различия повлияли на уровень развития и размещения инфраструктурных отраслей, эффективность их функционирования. Научные исследования инфраструктуры с позиций пространственной стратегии и региональной политики в 70-80-х гг. прежде всего, были нацелены на разработку исходных положений и рекомендаций, способствующих повсеместному улучшению функционирования инфраструктуры и сглаживанию диспропорций в ее развитии. В этом направлении работали Б. X. Краснопольский «Инфраструктура в системе регионального хозяйственного комплекса Севера», В. А. Прокофьев «Управление отраслями инфраструктуры в системе региона»;
- оценочный подход, включающий количественное измерение, уровня развития, использования инфраструктуры и уровня обеспеченности экономики инфраструктурой.
Вопросами количественной оценки развития и функционировании инфраструктуры занимались многие советские ученые: Л. А. Меркушева «Метод интегральной оценки регионального уровня развития социальной инфраструктуры», Е. В. Серова «Метод оценки уровня развития инфраструктуры», В. В. Иванов «Построение агрегатных показателей уровня развития инфраструктуры», Н. И. Белоусова «Уровень развития, уровень использования и уровень обеспеченности инфраструктурой народного хозяйства».
В общем итоге в российской экономической науке понятие инфраструктуры разделялось на две основные группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализациям т.д. Во вторую группу входят отрасли, непосредственно не связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение.
Таким образом,
под инфраструктурой следует
понимать комплекс мер, направленных на
обеспечение устойчивого
Рассмотрев толкование термина «инфраструктура» можно вывести определение, интересующей нас инфраструктуры поддержки малых предприятий.
Инфраструктура поддержки малых предприятий – это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, обеспечивая тем самым нормальные условия жизнедеятельности, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров, работ и услуг.
Еще одно понятие инфраструктуры малого бизнеса, под которым понимается система организаций, оказывающих содействие субъектам малого предпринимательства на условиях, отличных от коммерческих (льготные кредиты, подготовка кадров, специальные режимы аренды, информационные, консультационные и другие услуги по пониженным расценкам). Инфраструктура призвана предоставлять дополнительные возможности для субъектов малого бизнеса, способствующие преодолению специфических трудностей и проблем, с которыми сталкиваются как начинающие предприниматели, так и предприниматели уверенно стоящие на ногах.
Цель формирования инфраструктуры малого предпринимательства является обеспечение потребностей малых предприятий, возникающих в процессе организации, ведения и расширения бизнеса. Однако, в настоящее время существует несколько мнений по содержанию структуры инфраструктуры
В диссертации «Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в современной экономике», автор С. А. Сухова разделяет инфраструктуру поддержки предпринимательской деятельности на три основных сектора: технологический, финансовый и кадровый.
В создание технологической инфраструктуры вовлечены как государственные, так и коммерческие хозяйствующие структуры, позволяющие создать работоспособную инфраструктуру, обеспечивающую деятельность предпринимательства. Сюда входят инновационные технологические центры, которые ориентированы на оказание различных услуг рентабельным, имеющим перспективы быстрого роста малым инновационным предприятиям. Среди списка услуг, помимо сдачи в аренду помещений с гарантированным энергоснабжением, важную роль играют техническое, информационное и консультационное обеспечение, система охранных мероприятий, а также предоставление системы формальных и неформальных гарантий при поиске и привлечениями малыми предприятиями средств для своего развития.
Информация о работе Оценка деятельности инфраструктуры развития малого бизнеса в России