Оценка деятельности инфраструктуры развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:47, контрольная работа

Описание

Малый бизнес во время настоящего экономического кризиса оказывается в двойственном положении, с одной стороны, кризис больнее всего бьет именно по небольшим компаниям, у которых нет резервов. С другой стороны, в отличие от больших монстров малые предприниматели наиболее гибко ведут себя на рынке, а многие ниши, в которых они работают, востребованы и во время кризиса. Выживет небольшая компания или нет - зависит от многих факторов, в частности, от качества работы в докризисное время и, в большой степени от развития форм поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Инфраструктура поддержки малого бизнеса………………………………………………4
2. Понятие инфраструктуры…………………………… ……………………………………..6
3. Виды инфраструктуры………………………………………………………………………9.
4. Задача инфраструктуры…………………………………………………………………….13
5. Недостатки системы государственной поддержки малого предпринимательства…….16
6. Критерии оценки инфраструктуры поддержки малого предпринимательства……….16
Заключение ………………………………………………..………………………………...18
Список литературы………………………………………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

предпринимательство 2.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Кроме того, инновационные  технологические центры призваны быть связующим звеном между малыми предприятиями и более крупными образованиями: университетами, академическими и отраслевыми институтами, крупными промышленными предприятиями, в решении самых разных вопросов: от использования результатов фундаментальных исследований до обучения студентов и молодых специалистов и повышения квалификации ведущих разработчиков.

К финансовой инфраструктуре следует отнести все финансовые институты, имеющие прямое или косвенное  отношение к прямому инвестированию предпринимательской деятельности. Однако более конструктивные будут те специфические финансовые институты, которые позволяют снижать инвестиционные риски и максимально эффективно использовать свободные денежные ресурсы. В качестве такого инфраструктурного обеспечения выступает венчурный фонд, который позволяет таким инвесторам, как пенсионные фонды, страховые компании и крупные международные корпорации, размещать инвестиции, обеспечивая, с одной стороны, качественный контроль за использованием средств и получение соответствующей прибыли, а с другой – развитие перспективных направлений в рамках стратегических интересов института предпринимательства.

Крайне важную роль здесь  играют институты финансовой инфраструктуры, обеспечивающие прямое финансирование на этой стадии и уменьшающие риски (гарантийные фонды). Создание финансовой инфраструктуры в качестве гарантийного фонда позволяет как государству, так и банкам получать дополнительные источники обеспечения предпринимательской деятельности.

В свою очередь банки, имея систему обеспечения, смогут снизить объем средств, отвлекаемых Центральным банком для резервирования необеспеченных кредитов, что позволит им вовлечь в сферу своей деятельности новую перспективную группу клиентов. При этом малые предприятия получают доступ к финансовым ресурсам банка.

Кадровая инфраструктура обеспечения предпринимательской  деятельности. Основной риск инвестора  в любой стране и любом виде предпринимательства: связан с неадекватным менеджментом. Минимизация этого  риска достигается повышением управленческой и предпринимательской культуры, качественным обучением и переподготовкой менеджеров всех уровней, обеспечением их необходимой поддержкой (консалтинговой и информационной).

Процесс создания непрерывного цикла повышения квалификации менеджмента определяется и получением новых знаний в ходе обучения и консультаций, и возникновением системы формальных и неформальных связей всех субъектов научно-технической и инновационной деятельности.

Именно в  развитии нематериальной составляющей инфраструктурного обеспечения  предпринимательской деятельности принимали наибольшее участие международные  организации через различные  программы технической помощи.

Автор диссертации  «Формирование стратегии инфраструктуры малого и среднего бизнеса в Российской Федерации», К. А. Щеклеин предлагает следующую структуру инфраструктуры, которая дифференцируется на пять составляющих (производственно-коммунальная, институциональная, информационная, социальную, экономическую (финансовую)).

Производственно-коммунальная инфраструктура включает в свой состав продукцию, услуги и объекты производственно-коммунальных отраслей, обслуживающих предприятия  и организации малого и среднего бизнеса (транспорт, связь, городское  хозяйство, линии энергопередач, дорожное хозяйство, канализация и т.п.) К числу основных проблем, которые свойственны этой подсистеме территориальной рыночной инфраструктуры, можно отнести проблему роста цен на энергоносители, существенную дифференциацию отдельных подотраслей и различных регионов по состоянию соответствующих объектов данной подсистемы.

Институциональная инфраструктура состоит из ряда новых  институтов, возникших, в основном, в процессе реформирования отечественной  экономики. Системообразующую функцию в ней играют подразделения органов государственной власти и органов местного самоуправления, предназначенных по своей компетенции для решения комплекса вопросов по координации и развитию сферы малого и среднего бизнеса.

Информационная  инфраструктура включает в себя информационные базы данных, необходимые для принятия взвешенных решений по функционированию и развитию малого и среднего бизнеса. К этой сфере также следует отнести распространение различных схем электронного бизнеса и сервиса, реализуемых в регионах.

Социальная  инфраструктура находит в себе отраслевые объекты, связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей людей, проживающих и работающих на конкретной территории (торговля и бытовые услуги, объекты образования и здравоохранения, библиотеки и т.д.).

Одна из основных задач территориальных органов  власти в сфере функционирования экономической (финансовой) инфраструктуры заключается в том, чтобы разнообразные  источники и методы финансово-кредитной  политики объединить в систему, позволяющую целенаправленно обеспечивать стимулирование предпринимателей и их участие в развитии местного рынка товаров и услуг. Другой, не менее важной задачей в этой сфере, является поиск и апробация новых подходов к финансовой поддержке предпринимателей.

По мнению автора диссертации «Формирование и  развитие системы инфраструктурного  обеспечения предпринимательской  деятельности» С. В. Петровой, современный  состав инфраструктурных услуг существенно  отличается от первоначального и  включает в себя такие новые виды деятельности как оптовые ярмарки, контрактная система, товарно-сырьевые биржи, лизинговые фирмы, аукционы, оптовая и розничная торговля, информационное обслуживание, консалтинг, информационное и научное обеспечение, образование, повышение квалификации, система финансово-кредитного обеспечения. Экономическое содержание инфраструктуры поддержки раскрывается через систему ее функций: функция создания общих условий, системообразующая функция, функция создания общих условий для инновационного развития, функция обеспечения неразрывности рациональных товарных и денежных, информационных и других потоков, создание общих условий для повышения эффективности воспроизводства в предпринимательском секторе экономики.

Рассмотрев  мнения авторов, можно сказать, что  такие деления имеют право на существование. Систему инфраструктуры поддержки малого бизнеса можно разделить на следующие элементы:

-  система финансирования малого бизнеса – это и система микрофинансирования, и взаимного кредитования, страхования, и лизинга;

-  система, связанная с обеспечением имущественных проблем малого бизнеса – это бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационные центры, производственно-технологические центры и т.д.;

-  система консалтинга, информационно-консультационная поддержка по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности (бизнес-планированию, менеджменту, маркетингу, патентированию, управлению персоналом, бухгалтерскому и налоговому учету, юридические услуги). Сюда же входит получение и обработка информации, производство программного обеспечения, услуги по созданию и использованию баз данных, развитие электронных форм ведения бизнеса с использованием современных информационных технологий, объединения информационных ресурсов предпринимательства;

-  система аутсорсинга и аутстаффинга, связанная с привлечением ресурсов, сторонних организаций с целью профессиональной поддержки бесперебойной работы отдельных бизнес-процессов, тем самым, освобождая компанию от необходимости содержать дорогостоящий штат и предоставляя возможность пользоваться услугами высококвалифицированных специалистов, сюда же входит лизинг персонала;

-  система, связанная с подготовкой и переподготовкой, обучением кадров (как специалистов управленческого звена, так и работников рабочих специальностей);

-  расширение деловых возможностей малых предприятий – это новый элемент инфраструктуры, которому следует уделять особое внимание в будущем. Развитие межрегиональных и международных связей, способствующее продвижению товаров малых предприятий на межрегиональные и международные рынки, налаживанию различных форм производственной кооперации малых предприятий, включая субконтрактные отношения с предприятиями среднего и крупного бизнеса как внутри страны, так и за рубежом, а также обеспечение участия малых предприятий в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, конференциях, семинарах, деловых встречах;

-  и последний элемент инфраструктуры – это система формирования правовой базы. Данный элемент занимается разработкой законодательно нормативных документов, мониторингом применения законодательства, внесением законодательных предложений по развитию малого бизнеса.

На рисунке 2 представлена схема инфраструктуры, на которой отражены элементы инфраструктуры.

Этот перечень далеко не полный, и функции объектов инфраструктуры нередко дублируются, что, впрочем, не мешает им успешно развиваться. Это обусловлено тем, что спрос на бизнес-услуги со стороны предпринимателей растет. Руководители малых предприятий и предприниматели все более высоко оценивают не только доступ к финансовым ресурсам, но и важность обучения, повышения квалификации, профессиональных знаний в области права и финансов и многие другие преимущества, которые дает взаимодействие с объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства.

  1. Задача инфраструктуры

Основная задача, формирования инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства, заключается  в создании таких условий его  функционирования, которые способны обеспечить предпринимательским структурам необходимую норму прибыли. Статистика развитых стран показывает, что существенная часть ВВП как развитых, так и развивающихся стран направляется на развитие инфраструктуры поддержки. При этом возрастает организующая и регулирующая роль местных властей.

Задачи, цели и  пути формирования системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, определены ФЗ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Закон предусматривает  оказание финансовой, имущественной, консультационной поддержки предприятиям малого среднего бизнеса.

Основными целями государственной политики в области  развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации являются:

                 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства


Система

финансирования


Система

информационно-консультационной поддержки


 

Система,

подготовки,

переподготовки  и обучения кадров


Система

формирования  правовой базы


Система обеспечения  имущественных проблем


Система обеспечения  кадровыми ресурсами


Расширение

деловых

возможностей  малого предпринимательства


Рис. 2 Схема инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства, ее элементы


 

-  развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

-  обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

-  обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

-  оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

-  увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

-  обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

-  увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

-  увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Одной из основных задач системы государственной  инфраструктуры является координирующая, связующая роль в осуществлении  деятельности системы поддержки малого предпринимательства по оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в целом.

Для выполнения целей и задач государственной  политики, необходимо создание объектов инфраструктуры, которые будут реализовывать  поставленные перед ними задачи, связанные с развитием малого бизнеса.

 

 

 

 

 

  1. Недостатки системы государственной поддержки малого предпринимательства

Действующая система  государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе  созданная при участии государства, имеет ряд недостатков:

- нескоординированность действий ее отдельных составляющих на всех уровнях;

- неравномерность распределения (размещения) объектов инфраструктуры поддержки;

- недостаточный по количеству и качеству объем комплексных услуг.

Одной из основных причин этих недостатков является недостаточное финансирование из бюджетов всех уровней.

  1. Критерии  оценки инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Важнейшим критерием  оценки результативности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является объем привлеченных средств на нужды субъектов малого предпринимательства.

Объем поддержки  малого бизнеса из федерального бюджета  в 2010 году составит 24 миллиарда рублей, что в 16 раз больше финансирования, направленного на эти цели в 2005 году, прокомментировала глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

Как сообщает руководитель Департамента по развитию малого и среднего предпринимательства МЭР РФ Андрей Шаров, 5 млрд. руб. будут направлены малым и средним компаниям, совершающим реновацию жилого фонда. Деньги им выделяются через Фонд содействия развитию ЖКХ. 2 млрд. руб. пойдут на реализацию программы по поддержке экспорта. Посредством 1 млрд. руб. государство поддержит малые и средние компании, работающие в научно-технической сфере.

Информация о работе Оценка деятельности инфраструктуры развития малого бизнеса в России