Перспективы развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в исследовании особенностей развития малого предпринимательства в России, в выявлении основных направлений его совершенствования при осуществлении комплекса мер господдержки, особенно актуальных в ситуации мирового экономического кризиса.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений и институтов, формирующихся и взаимодействующих в процессе становления, функционирования и развития малого предпринимательства как экономической системы.
Объектом исследования является малый бизнес, как особый сектор экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные аспекты развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………...6
1.1. Критерии отнесения предприятия к категории предприятий малого бизнеса……………………………………………………………………………..6
1.2. Этапы развития малого предпринимательства в России…………………11
Глава 2. Система государственной поддержки малого бизнеса в России…...15
2.1. Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства……………………………………………………………15
2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства……………...17
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России и пути их решения…………………...……………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Перспективы развития малого предпринимательства в России.docx

— 140.83 Кб (Скачать документ)

- рыночное ценообразование;

- нестабильная организация хозяйственного механизма;

- различие экономических интересов малого и крупного бизнеса;

- институциональная ограниченность доступа малого бизнеса к материальным, финансовым ресурсам и в некоторые сферы деятельности;

- стремление государства контролировать и регулировать денежные потоки в сфере малого бизнеса;

- специфическая форма соединения факторов производства, не всегда соответствующая требованиям норм трудового законодательства.

 

1.2. Этапы развития  малого предпринимательства в  России

 

Сектор малого предпринимательства (МП) в России – ровесник экономических реформ и специфика его функционирования на современном этапе, его проблемы и успехи обусловлены процессами, происходившими в российской экономике ранее. Предлагаем для удобства анализа применять следующую периодизацию: разделив "новейшую историю" развития российского МП на пять этапов:

Первый этап развития МП (1987-1989 гг.). Кооперативы были прообразом современных малых предприятий. Большие льготы всех видов, экономическая  стабильность, наличие поддержки  госаппарата, возможность быстрого первоначального накопления капитала позволяют назвать этот период "золотым веком" малого предпринимательства. Негативная сторона этого этапа: перекачка ресурсов госсектора в сферу малого бизнеса, в теневую экономику и в полукриминальные предприятия псевдорыночного типа заложила основы "второй экономики".

Второй этап (1990-1991 гг.) приходится на начало экономических реформ и  характеризуется резким скачком  в развитии МП. Этот этап - начало бума "учредительства", когда создавались разнообразные карманные торговые структуры, банки, совместные предприятия. Оборот капитала в МП увеличился на 1-2 порядка.

Третий этап (1992-1993 гг.) связан с введением в русло экономических реформ политики шоковой терапии и массовой приватизации. Этот этап может быть назван парадоксальным в развитии МП. С одной стороны, либерализация цен, налоговый пресс и галопирующая инфляция привели к обесцениванию сбережений населения и резкому скачку процентных ставок за кредитные ресурсы, что подорвало финансовую базу МП и привело к дефициту инвестиций. С другой стороны, именно в эти годы наиболее высокими темпами росло число МП (более чем в 2 раза).

Четвертый этап (1994-1997 гг.) – постприватизационный период развития МП, характеризуется уменьшением темпов роста новых МП. Основные причины: снижение доходности ряда традиционных для МП сфер деятельности, спад производства, кризис неплатежей, инфляция, перерегистрация МП по нормам нового Гражданского кодекса РФ(1). В то же время это - этап санации и насыщения полукриминальными МП, а также появления элементов цивилизованных отношений.

Пятый этап (1997-2006 гг.) – в конце 1997 года, темпы инфляции были снижены, курс рубля устойчив, а честолюбивая приватизационная программа передала тысячи предприятий в частную собственность.  
В 1998 году финансовый кризис привел к резкому снижению выручки от нефтяного экспорта и массовому оттоку иностранных инвесторов. Все это привело к неспособности правительства выполнять в полном объеме обязательства перед иностранными кредиторами в результате чего в России произошел экономический кризис, а курс рубля снова резко упал. 
В 1999 году началась эпоха экономического роста. Этот рост был достигнут несмотря на год "суматохи", которая включала в себя смену трех премьер-министров и отставку в канун Нового Года Президента Бориса Ельцина.

Шестой этап (2006-2008 гг.) - Развитие предпринимательства на третьем этапе связано, в первую очередь, с мировым экономическим кризисом 2008 г. Исследованиями, проблем предпринимательства  о проявлении специфических факторов, влияющих на деятельность МП, и проявившихся в условиях кризиса:

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России.

 В-третьих, для малого бизнеса стало нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию – отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам у предприятий стало меньше возможностей  по привлечению  заемных средств для закупки необходимых товаров.

В-четвертых, кризисные явления увеличили риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий.

В-пятых, кризисные явления спровоцировали увеличение теневой деятельности представителей МП. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства сокращают масштабы своей деятельности.

 

Сложившаяся отраслевая структура  МП за прошедшие годы практически  не изменилась. Непроизводственная сфера  остается для МП более привлекательной, чем реальный сектор, что соответствует  общемировой тенденции доминирования  в малом предпринимательстве  нематериальной сферы над производственной.

Российский малый бизнес на каждом этапе своего развития использует различные формы приспособления к реальным институциональным условиям, демонстрируя огромные потенциальные  возможности данного сектора экономики, способного в короткие сроки преодолеть кризисную ситуацию и стать одним их решающих факторов экономического подъема.

 

Глава 2. Система  государственной поддержки малого бизнеса в России

2.1. Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства

 

Государственная поддержка  субъектов малого бизнеса осуществляется в соответствии со ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Основными принципами поддержки  субъектов малого предпринимательства  являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) открытость процедур оказания поддержки.

В качестве обязательных форм поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства и  организаций, образующих инфраструктуру поддержки, Закон определил имущественную  и информационную поддержку.

Под имущественной поддержкой понимается передача субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Информационная поддержка  осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях обеспечения  субъектов малого и среднего предпринимательства  и организаций инфраструктуры поддержки  информацией о федеральных, региональных и муниципальных программах развития малого и среднего предпринимательства, о количестве субъектов малого и  среднего предпринимательства, об их классификации  по видам экономической деятельности, финансово-экономическом состоянии, рабочих местах, обороте товаров, иной экономической, правовой, производственно-технологической информацией (ст. ст. 18, 19).

В качестве возможных форм поддержки Закон определил финансовую поддержку (за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных  бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, и организаций инфраструктуры поддержки, а также за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на цели поддержки развития малого и  среднего предпринимательства), консультационную поддержку (в виде создания организаций, оказывающих консультационные услуги, и компенсации затрат на оплату компенсационных услуг), поддержку в области подготовки кадров, поддержку в области инноваций и промышленного производства (в частности, в виде создания упоминавшихся технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, а также содействия патентованию результатов интеллектуальной деятельности), поддержку в области ремесленной деятельности, поддержку в осуществлении внешнеэкономической деятельности (в частности, в виде содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров), поддержку сельскохозяйственной деятельности (ст. ст. 20, 21, 22, 23, 24, 25).

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и  среднего предпринимательства, и организациям, образующим инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными, региональными  и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 16).

Кроме определения форм поддержки, Закон содержит ссылку на специальные  правовые режимы, которые могут предусматриваться  в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства  налоговым законодательством, законодательством  о бухгалтерском учете, приватизации, размещении заказов на поставки, работы и услуги для государственных  и муниципальных нужд (ст. 7).

 

2.2. Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства

 

В нашем понимании инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных  и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые дл развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

На федеральном уровне существует не менее десятка министерств  и ведомств, которые в той или  иной степени занимаются вопросами  развития предпринимательской деятельности. Основные из них - это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.

Аналогичные структуры действуют  и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные  общественные предпринимательские  организации, которые прямо или  косвенно представляют и лоббируют  интересы предпринимателей либо содействуют  объединению усилий для решения  собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования  зарегистрированы и действуют практически  в каждом регионе РФ. Только на федеральном  уровне в Торгово-промышленной палате РФ зарегистрировано 57 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль в защите интересов малых предприятий. Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой на сегодня является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат.

Далее мы остановимся на структурах, непосредственно контактирующих и поддерживающих малые предприятия. Данные структуры оказывают услуги по целому ряду направлений

Остановимся подробнее на самых распространенных объектах инфраструктуры.

Объекты инфраструктуры часто  имеют различные названия: "бизнес-центры", "школы предпринимателей", "технопарки", "бизнес-инкубаторы", "агентства", "учебно-деловые центры", "фонды поддержки" и другие. На практике бизнес- инкубатор может ничем не отличаться от технопарка, а бизнес-центр - от школы менеджеров.

Бизнес-школами мы называем структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и др.), государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого предпринимательства в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, а также граждан, желающих создать собственное дело, и безработных. Эти структуры могут называться иначе: школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей и т.п., однако суть от этого не меняется. БШ осуществляют обучение путем организации и проведения краткосрочных семинаров. По окончании не всегда выдаются документы государственного образца. Как правило, БШ - негосударственные образовательные учреждения, зачастую создаваемые на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки малого предпринимательства.

Агентства поддержки малого предпринимательства. По существу, это  консалтинговые фирмы, оказывающие  широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др. Агентства  поддержки малого предпринимательства  впервые появились в Англии в  период экономической депрессии 50-60 годов. В России этот термин был введен при создании в 1992 году первого агентства - АО "Российское агентства поддержки малого и среднего и бизнеса", образованного согласно выполнению межправительственной программы России и Великобритании при поддержке Фонда "Ноу-Хау". В настоящее в 49 городах созданы региональные агентства с участием Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Они являются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в России