Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:49, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании особенностей развития малого предпринимательства в России, в выявлении основных направлений его совершенствования при осуществлении комплекса мер господдержки, особенно актуальных в ситуации мирового экономического кризиса.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений и институтов, формирующихся и взаимодействующих в процессе становления, функционирования и развития малого предпринимательства как экономической системы.
Объектом исследования является малый бизнес, как особый сектор экономики.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные аспекты развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………...6
1.1. Критерии отнесения предприятия к категории предприятий малого бизнеса……………………………………………………………………………..6
1.2. Этапы развития малого предпринимательства в России…………………11
Глава 2. Система государственной поддержки малого бизнеса в России…...15
2.1. Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства……………………………………………………………15
2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства……………...17
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России и пути их решения…………………...……………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………36
Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства созданы в 73 субъектах Российской Федерации. Региональные фонды проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов. Многие региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства тесно сотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, часть из которых является агентами Федерального фонда. Через региональные фонды-агенты проходило финансирование региональных программ, мероприятий федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства. Некоторые региональные фонды помогают в выборе деловых партнеров, выступают в качестве гаранта для получения кредитных ресурсов.
Несколько региональных фондов
договариваются об объединении своих
усилий дл решения вопросов финансовой
помощи в поддержке и развитии
малого предпринимательства в регионах
(Новосибирский
Технопарки – структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требует значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе высшей школы. В настоящее время их зарегистрировано более 40. Большинство технопарков объединены в "Ассоциацию технопарков и бизнес-инкубаторов", созданную в 1992 году.
Инновационно-технологические центры (ИТЦ) создаются, как правило, на базе научно-иследовательских институтов и центров. Цели ИТЦ сходны с целями технопарков, с той лишь разницей, что в ИТЦ уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий, и не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии. В настоящее время Министерством науки и технологий РФ совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создается 12 ИТЦ, в том числе и на базе ведущих технопарков.
К бизнес-инкубаторам мы относим структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др. Термин "бизнес-инкубатор" впервые появился в Америке. Первое упоминание о них появилось в Программе "Молодежь России" в 1992 году по предложению Союза МЖК России и Центра "Возрождение предпринимательства". В настоящее время действует 55 структур, называющие себя бизнес-инкубаторами. В 1996 году образовано некоммерческое партнерство "Национальное содружество бизнес-инкубаторов", объединившее 23 бизнес-инкубатора с целью содействия и оказания взаимопомощи, обмена опытом и решения общих проблем.
Учебно-деловые центры (УДЦ) нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес-школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России создано 79 УДЦ, а также 53 их филиала в небольших городах.
Социально-деловые центры
(СДЦ). Это структуры, создаваемые
при центрах занятости. Впервые
СДЦ появились в Московской области
в 1993 году. Опыт первого Орехово-Зуевского
СДЦ был распространен в
Бизнес-центры (БЦ) оказывают, как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто БЦ создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживания клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некоторые БЦ сдают в аренду офисные помещения. В отличие от бизнес-инкубаторов, бизнес-центры оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам. В последние годы структуры, называющиеся бизнес-центрами, созданы во многих регионах при центрах занятости. Однако они отличаются от вышеописанных БЦ. Как правило, они предоставляют комплекс услуг по работе с незанятыми гражданами, желающими создать собственное дело, в этом их деятельность сходна с деятельностью СДЦ.
Региональные информационно-
Вышеприведенный перечень не охватывает всего разнообразия объектов инфраструктуры, однако дает представление о наиболее распространенных.
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России и пути их решения
Большинство государств выделяют
малые предприятия в
Как было сказано выше, в РФ с 1 января 2008 г. Законодательно(8) закреплены критерии, которым должны соответствовать субъекты МП в части: предельных значений численности работников, доли участия в уставном капитале юридических лиц, выручки от реализации товаров (работ, услуг), позволяющие предприятию применять упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности и рассчитывать на меры государственной поддержки.
Опыт развития малого бизнеса в РФ показал, что принятые критерии не учитывают отраслевую специфику МП. Предлагаем законодательно закрепить для определения статуса "малого предприятия" в некоторых отраслях экономики использование комплексного подхода, учитывающего количественные и качественные критерии, в т.ч. меняющуюся численность работающих. При этом, субъектам РФ нужно дать право устанавливать дополнительные критерии в целях выделения групп МП для оказания господдержки на региональном или муниципальном уровне.
Специфика функционирования МП в современной России проявляется в том, что им постоянно приходится сталкиваться с проблемностью существующей законодательной базы: недостаточной проработкой принятых законов, постоянным внесением изменений и дополнений, противоречием федеральных и региональных законодательных актов.
Решающее влияние на эффективность функционирования МП в российской экономике оказывают следующие проблемы: административные барьеры, которые возникают при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них. Подобный "барьерный" характер отношений МП и госструктур РФ ведет к экономическим потерям общества и создает почву для получения противоправных доходов. У российских МП на преодоление проблемы административных барьеров уходит до 10% оборота, а должно быть не больше 3%, как в Западной Европе(21). Это подавляет предпринимательскую инициативу, дестимулирует капиталовложения и принуждает уводить МП "в тень". Предлагаем для упрощения взаимодействия МП с органами власти и снижения административных барьеров, ограничить круг субъектов, в отношения с которыми вступают малые предприниматели, а также ограничить число проверок субъектов МП.
Перечень проблем дополнят: нехватка производственных площадей, существовавший дефицит специализированного оборудования для малых предприятий, дефицит квалифицированных кадров, сложность кредитных отношений с банками. Проблему доступности кредитов, предлагаем решать на основе развития трех существующих сейчас форм лизинговых отношений. Полагаем, что в нынешних условиях лизинг для МП выглядит предпочтительнее банковского кредитования. Существующая в 2011 г. правительственная программа финансирования МП небольшая – всего 9 млрд. рублей, при оценке потребности – в 1 трлн. рублей, при этом в 2010 г. МП воспользовались только 250 млрд. рублей кредитных ресурсов(21).
Еще одной традиционной проблемой
для МП всегда являлись налоговые
отношения. После внесения изменений
в Налоговый кодекс РФ, в зависимости
от применяемой системы
1) МП, ведущие учет по
традиционной системе
2) МП, выбравшие упрощенную
систему налогообложения и
3) МП, ведущие расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход.
Несмотря на достоинства принятой для МП упрощенной системы налогообложения, ее минусом является то, что не всегда у малого предприятия есть право выбора системы налогообложения. По нашему мнению, нужно:
- предоставить малым предприятиям возможность добровольного перехода на уплату единого налога на вмененный доход;
- решить вопрос применения НДС при упрощенной системе налогообложения;
- упростить учет и отчетность;
- свести до минимума количество уплачиваемых налогов;
- зафиксировать на федеральном уровне предельные ставки налогов для защиты МП от излишнего давления в регионах;
- снизить налоговую нагрузку для начинающих предпринимателей: ввести налоговые каникулы для них на первые годы работы и, предложить на законодательном уровне налогоплательщикам - субъектам малого предпринимательства альтернативные системы налогообложения.
Проблему сбыта продукции и услуг современное малое предприятие решает, по-новому организуя сбытовые отношения с другими структурами хозяйства. Подобная интеграция чаще всего проявляется в форме франчайзинга или субподряда.
Одной из составляющих, которая могла бы решить проблему МП в области сбыта является государственный заказ. Несмотря на ряд принятых законодательно нормативных актов(8), проблема предоставления МП государственных и муниципальных заказов не решена. Причины тому: коррумпированность, "нездоровое" посредничество, когда тендеры на получение госзаказа выигрывают только "свои" организации, которые потом отдают тендер на аутсорсинг, т.к. у них нет ресурсов на его реализацию. Государственный заказ – это выделяемые бюджетом ежегодно миллиарды долларов, которые распределяются среди узкого круга предприятий. Сегодня МП могут участвовать в тендере, объем которого составляет до 20 млн. руб. и претендовать на - от 10% до 20% общего объема госзаказа. Если МП допустят к участию в конкурсе на прозрачной основе, это станет толчком для их развития.
Решить эту проблему, возможно, необходимо доработать законодательство – сделать аукцион (торги) полностью прозрачным: определять лот, условия его выполнения, требования к исполнителю и условия для отказа, и, если по всем критериям МП проходит, то - в дальнейшем организатор может отказаться от его услуг только в случае нарушения договора о поставке. А, при отстранении МП, организатор должен возместить ущерб (не менее 20% от стоимости лота). В современной российской практике иногда лот выставляется по заведомо низкой цене и не интересен МП. Затем лот снимается и реализуется через "свои" предприятия по нормальным ценам. Также есть ситуации, когда торги выигрываются по одной цене, а потом происходит откат к более высокой цене. Результаты таких торгов нужно аннулировать. Предлагаем, установить требования к МП - участникам аукциона: уровень годового оборота должен быть не менее 50% от стоимости лота, наличие материальной базы или поручителей, МП должно иметь историю и репутацию (чтобы исключить однодневные компании). Если МП, выполняя предыдущий тендер, отдавало на аутсорсинг более 40% работ, оно исключается из аукциона. После выполнения обязательств, МП должно проходить независимую аудиторскую проверку, связанную с конкретным лотом.
Обращает на себя внимание факт, что в сфере государственных закупок нет направленности на выполнение тендера. Расторжение контракта – единственная точка контроля для государственного заказчика, ему важно доложить вышестоящим контролирующим органам, что деньги уже освоены, конкурс проведен. А, нужно привлекать независимого аудитора, и, в случае, если - предприятие не пройдет его проверки, исключать его из системы государственных закупок (на 5 лет) и пусть оно выплатит штраф (60% от стоимости лота). На наш взгляд эти предложения - реальны для осуществления. Но они должны быть рассмотрены и введены в комплексе.
Наряду с предложенными
выше решениями названных проблем,
инструментом содействия эффективному
развитию МП в зарубежных странах
является комплекс мер государственной
поддержки МП, особенно актуальной
сегодня, в ситуации наличия мирового
экономического кризиса. По результатам
проведенного анализа была решена задача
выявления элементов
Комплекс мер господдержки в зарубежных странах, включает в себя:
- специальное законодательство для МП;
- особую систему государственных программ финансового, технологического, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия МП, с использованием централизованных источников и особых схем финансирования; протекционистскую государственную политику;
Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в России