Перспективы развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в исследовании особенностей развития малого предпринимательства в России, в выявлении основных направлений его совершенствования при осуществлении комплекса мер господдержки, особенно актуальных в ситуации мирового экономического кризиса.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений и институтов, формирующихся и взаимодействующих в процессе становления, функционирования и развития малого предпринимательства как экономической системы.
Объектом исследования является малый бизнес, как особый сектор экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные аспекты развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………...6
1.1. Критерии отнесения предприятия к категории предприятий малого бизнеса……………………………………………………………………………..6
1.2. Этапы развития малого предпринимательства в России…………………11
Глава 2. Система государственной поддержки малого бизнеса в России…...15
2.1. Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства……………………………………………………………15
2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства……………...17
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России и пути их решения…………………...……………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Перспективы развития малого предпринимательства в России.docx

— 140.83 Кб (Скачать документ)

Региональные фонды и  центры поддержки малого предпринимательства  созданы в 73 субъектах Российской Федерации. Региональные фонды проводят отбор, экспертизу предпринимательских  проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов. Многие региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства тесно сотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, часть из которых является агентами Федерального фонда. Через региональные фонды-агенты проходило финансирование региональных программ, мероприятий федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства. Некоторые региональные фонды помогают в выборе деловых партнеров, выступают в качестве гаранта для получения кредитных ресурсов.

Несколько региональных фондов договариваются об объединении своих  усилий дл решения вопросов финансовой помощи в поддержке и развитии малого предпринимательства в регионах (Новосибирский государственный  областной фонд и Алтайский фонд "Ноу-хау"; Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса с соседними региональными фондами).

Технопарки – структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требует значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе высшей школы. В настоящее время их зарегистрировано более 40. Большинство технопарков объединены в "Ассоциацию технопарков и бизнес-инкубаторов", созданную в 1992 году.

Инновационно-технологические центры (ИТЦ) создаются, как правило, на базе научно-иследовательских институтов и центров. Цели ИТЦ сходны с целями технопарков, с той лишь разницей, что в ИТЦ уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий, и не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии. В настоящее время Министерством науки и технологий РФ совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создается 12 ИТЦ, в том числе и на базе ведущих технопарков.

К бизнес-инкубаторам мы относим структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др. Термин "бизнес-инкубатор" впервые появился в Америке. Первое упоминание о них появилось в Программе "Молодежь России" в 1992 году по предложению Союза МЖК России и Центра "Возрождение предпринимательства". В настоящее время действует 55 структур, называющие себя бизнес-инкубаторами. В 1996 году образовано некоммерческое партнерство "Национальное содружество бизнес-инкубаторов", объединившее 23 бизнес-инкубатора с целью содействия и оказания взаимопомощи, обмена опытом и решения общих проблем.

Учебно-деловые центры (УДЦ) нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес-школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России создано 79 УДЦ, а также 53 их филиала в небольших городах.

Социально-деловые центры (СДЦ). Это структуры, создаваемые  при центрах занятости. Впервые  СДЦ появились в Московской области  в 1993 году. Опыт первого Орехово-Зуевского  СДЦ был распространен в Московской области, а затем в регионах России. Цель СДЦ - создание новых рабочих  мест для незанятого населения и  безработных через развитие малого предпринимательства. Как правило, СДЦ - это государственными предприятиями  с единственным учредителем - соответствующим  центром занятости. В настоящее время в России зарегистрировано 32 СДЦ.

Бизнес-центры (БЦ) оказывают, как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто БЦ создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживания клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некоторые БЦ сдают в аренду офисные помещения. В отличие от бизнес-инкубаторов, бизнес-центры оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам. В последние годы структуры, называющиеся бизнес-центрами, созданы во многих регионах при центрах занятости. Однако они отличаются от вышеописанных БЦ. Как правило, они предоставляют комплекс услуг по работе с незанятыми гражданами, желающими создать собственное дело, в этом их деятельность сходна с деятельностью СДЦ.

Региональные информационно-аналитические  центры (РИАЦ). Эти структуры были созданы в 1994-2000 годах в 44 регионах России. Изначально информационно-аналитические центров создавались в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы. За этот период было создано в 14 регионах России 16 объектов инфраструктуры. Другие информационно-аналитические центры создавались на базе региональных ЦНТИ - центров научно-технической информации, территориальных Торгово-промышленных палат, агентств поддержки малого бизнеса, инновационных центров поддержки предпринимательства, научно-производственных фирм. Более 50% региональных информационно-аналитических центров - коммерческие организации, однако существуют РИАЦ - негосударственные некоммерческие, государственные некоммерческие структуры, а также РИАЦ, действующие без образования юридического лица. Финансироваться РИАЦ могут за счет средств регионального и федерального бюджетов, средств, полученных в результате собственной деятельности. В задачи РИАЦ входит информационное обслуживание предпринимателей, проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской деятельности, осуществление образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ.

Вышеприведенный перечень не охватывает всего разнообразия объектов инфраструктуры, однако дает представление  о наиболее распространенных.

 

Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России и пути их решения

 

Большинство государств выделяют малые предприятия в самостоятельную  экономическую категорию, используя  для этого различные критерии. Основным из них служит численность  персонала - от 30 до 100 человек. Многие страны используют дополнительные критерии, чаще всего результирующие финансовые показатели: в Великобритании –  это величина годового оборота и  активов, в Японии - уставный капитал, в США - величина годового оборота  и прибыли.

Как было сказано выше, в РФ с 1 января 2008 г. Законодательно(8) закреплены критерии, которым должны соответствовать субъекты МП в части: предельных значений численности работников, доли участия в уставном капитале юридических лиц, выручки от реализации товаров (работ, услуг), позволяющие предприятию применять упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности и рассчитывать на меры государственной поддержки.

Опыт развития малого бизнеса  в РФ показал, что принятые критерии не учитывают отраслевую специфику МП. Предлагаем законодательно закрепить для определения статуса "малого предприятия" в некоторых отраслях экономики использование комплексного подхода, учитывающего количественные и качественные критерии, в т.ч. меняющуюся численность работающих. При этом, субъектам РФ нужно дать право устанавливать дополнительные критерии в целях выделения групп МП для оказания господдержки на региональном или муниципальном уровне.

Специфика функционирования МП в современной России проявляется  в том, что им постоянно приходится сталкиваться с проблемностью существующей законодательной базы: недостаточной проработкой принятых законов, постоянным внесением изменений и дополнений, противоречием федеральных и региональных законодательных актов.

Решающее влияние на эффективность  функционирования МП в российской экономике  оказывают следующие проблемы: административные барьеры, которые возникают при  получении доступа к ресурсам и правам собственности на них. Подобный "барьерный" характер отношений МП и госструктур РФ ведет к экономическим потерям общества и создает почву для получения противоправных доходов. У российских МП на преодоление проблемы административных барьеров уходит до 10% оборота, а должно быть не больше 3%, как в Западной Европе(21). Это подавляет предпринимательскую инициативу, дестимулирует капиталовложения и принуждает уводить МП "в тень". Предлагаем для упрощения взаимодействия МП с органами власти и снижения административных барьеров, ограничить круг субъектов, в отношения с которыми вступают малые предприниматели, а также ограничить число проверок субъектов МП.

Перечень проблем дополнят: нехватка производственных площадей, существовавший дефицит специализированного оборудования для малых предприятий, дефицит квалифицированных кадров, сложность кредитных отношений с банками. Проблему доступности кредитов, предлагаем решать на основе развития трех существующих сейчас форм лизинговых отношений. Полагаем, что в нынешних условиях лизинг для МП выглядит предпочтительнее банковского кредитования. Существующая в 2011 г. правительственная программа финансирования МП небольшая – всего 9 млрд. рублей, при оценке потребности – в 1 трлн. рублей, при этом в 2010 г. МП воспользовались только 250 млрд. рублей кредитных ресурсов(21).

Еще одной традиционной проблемой  для МП всегда являлись налоговые  отношения. После внесения изменений  в Налоговый кодекс РФ, в зависимости  от применяемой системы налогообложения, малые предприятия разделены  на три категории:

1) МП, ведущие учет по  традиционной системе налогообложения; 

2) МП, выбравшие упрощенную  систему налогообложения и бухгалтерского  учета;

3) МП, ведущие расчеты  с бюджетом по единому налогу  на вмененный доход.

Несмотря на достоинства  принятой для МП упрощенной системы  налогообложения, ее минусом является то, что не всегда у малого предприятия  есть право выбора системы налогообложения. По нашему мнению, нужно:

- предоставить малым предприятиям возможность добровольного перехода на уплату единого налога на вмененный доход;

- решить вопрос применения НДС при упрощенной системе налогообложения;

- упростить учет и отчетность;

- свести до минимума количество уплачиваемых налогов;

- зафиксировать на федеральном уровне предельные ставки налогов для защиты МП от излишнего давления в регионах;

- снизить налоговую нагрузку для начинающих предпринимателей: ввести налоговые каникулы для них на первые годы работы и, предложить на законодательном уровне налогоплательщикам - субъектам малого предпринимательства альтернативные системы налогообложения.

Проблему сбыта продукции  и услуг современное малое  предприятие решает, по-новому организуя  сбытовые отношения с другими  структурами хозяйства. Подобная интеграция чаще всего проявляется в форме  франчайзинга или субподряда.

Одной из составляющих, которая  могла бы решить проблему МП в области  сбыта является государственный  заказ. Несмотря на ряд принятых законодательно нормативных актов(8), проблема предоставления МП государственных и муниципальных заказов не решена. Причины тому: коррумпированность, "нездоровое" посредничество, когда тендеры на получение госзаказа выигрывают только "свои" организации, которые потом отдают тендер на аутсорсинг, т.к. у них нет ресурсов на его реализацию. Государственный заказ – это выделяемые бюджетом ежегодно миллиарды долларов, которые распределяются среди узкого круга предприятий. Сегодня МП могут участвовать в тендере, объем которого составляет до 20 млн. руб. и претендовать на - от 10% до 20% общего объема госзаказа. Если МП допустят к участию в конкурсе на прозрачной основе, это станет толчком для их развития.

Решить эту проблему, возможно, необходимо доработать законодательство – сделать аукцион (торги) полностью прозрачным: определять лот, условия его выполнения, требования к исполнителю и условия для отказа, и, если по всем критериям МП проходит, то - в дальнейшем организатор может отказаться от его услуг только в случае нарушения договора о поставке. А, при отстранении МП, организатор должен возместить ущерб (не менее 20% от стоимости лота). В современной российской практике иногда лот выставляется по заведомо низкой цене и не интересен МП. Затем лот снимается и реализуется через "свои" предприятия по нормальным ценам. Также есть ситуации, когда торги выигрываются по одной цене, а потом происходит откат к более высокой цене. Результаты таких торгов нужно аннулировать. Предлагаем, установить требования к МП - участникам аукциона: уровень годового оборота должен быть не менее 50% от стоимости лота, наличие материальной базы или поручителей, МП должно иметь историю и репутацию (чтобы исключить однодневные компании). Если МП, выполняя предыдущий тендер, отдавало на аутсорсинг более 40% работ, оно исключается из аукциона. После выполнения обязательств, МП должно проходить независимую аудиторскую проверку, связанную с конкретным лотом.

Обращает на себя внимание факт, что в сфере государственных  закупок нет направленности на выполнение тендера. Расторжение контракта  – единственная точка контроля для  государственного заказчика, ему важно  доложить вышестоящим контролирующим органам, что деньги уже освоены, конкурс проведен. А, нужно привлекать независимого аудитора, и, в случае, если - предприятие не пройдет его  проверки, исключать его из системы  государственных закупок (на 5 лет) и пусть оно выплатит штраф (60% от стоимости лота). На наш взгляд эти предложения - реальны для осуществления. Но они должны быть рассмотрены и введены в комплексе.

Наряду с предложенными  выше решениями названных проблем, инструментом содействия эффективному развитию МП в зарубежных странах  является комплекс мер государственной  поддержки МП, особенно актуальной сегодня, в ситуации наличия мирового экономического кризиса. По результатам  проведенного анализа была решена задача выявления элементов зарубежного  опыта, пригодных для использования  в России в современной сложившейся  экономической ситуации.

Комплекс мер господдержки в зарубежных странах, включает в  себя:

- специальное законодательство для МП;

- особую систему государственных программ финансового, технологического, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия МП, с использованием централизованных источников и особых схем финансирования; протекционистскую государственную политику;

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в России