Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:49, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании особенностей развития малого предпринимательства в России, в выявлении основных направлений его совершенствования при осуществлении комплекса мер господдержки, особенно актуальных в ситуации мирового экономического кризиса.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений и институтов, формирующихся и взаимодействующих в процессе становления, функционирования и развития малого предпринимательства как экономической системы.
Объектом исследования является малый бизнес, как особый сектор экономики.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные аспекты развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………...6
1.1. Критерии отнесения предприятия к категории предприятий малого бизнеса……………………………………………………………………………..6
1.2. Этапы развития малого предпринимательства в России…………………11
Глава 2. Система государственной поддержки малого бизнеса в России…...15
2.1. Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства……………………………………………………………15
2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства……………...17
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России и пути их решения…………………...……………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………36
- компенсации (в том числе за счет государства) неблагоприятных условий выхода на монополизированные рынки и доступа к финансово-кредитным ресурсам;
- участие в госзаказах; устранение административных ограничений для деятельности МП.
В итоге изучения зарубежного
опыта государственной и
- налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах; условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями МП в качестве субподрядчиков;
- механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям;
- паевое участие в венчурной деятельности с участием МП.
Изучение российской практики
господдержки позволило выявить
наличие противоречивой ситуации. С
одной стороны, уже к середине
90-х годов в России было завершено
формирование системы государственных
органов по поддержке МП и ее законодательной
базы. По своим внешним признакам
они в целом соответствовали
зарубежным аналогам. С другой стороны,
проведенное исследование доказало,
что эффективность этой поддержки
не удовлетворяет ее получателей. По
нашему мнению это свидетельствует
о необходимости изменения
В первую очередь государству необходимо признать, что оно не способно в полной мере использовать зарубежный опыт прямой финансовой поддержки МП, - необходимость капиталоемких централизованных ассигнований и убыточных (для местных бюджетов) налоговых льгот. Это определяет три главных требования к новой концепции централизованной поддержки малого предпринимательства:
1) фискальные и контрольно-
2) приоритеты государственной
поддержки должны быть
3) прямая финансовая поддержка
должна распространяться на
Для России, необходимо пересмотреть
существующий программный метод
поддержки МП, который сегодня
является основным инструментом реализации
государственной политики в области
развития МП. Предлагаем основные мероприятия
принимаемых федеральных, региональных,
городских комплексных и
- несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ;
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков МП;
- государственных гарантий погашения банковских ссуд; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
- облегчение доступа МП к аренде производственных мощностей и помещений; отсутствие социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
- административные барьеры на пути развития МП; обеспечение создания и эффективной работы бизнес-инкубаторов, развитие экономических "зон", технопарков, инновационных центров, промышленных кластеров.
Отметим выявленные в результате исследования недостатки, которые присущи федеральным и региональным программам: отсутствие четкости в простановке проблемы (проблем), которую призвана решить программа; отсутствие глубокого анализа результатов, достигнутых/не достигнутых в ходе реализации предыдущих программ. Так, ни в одной федеральной программе не оценивалась эффективность предыдущей (влияние вложенных в реализацию программ средств федерального бюджета на основные параметры развития МП в стране), зачастую даже не перечислялись мероприятия, которые были или не были выполнены.
Заключение
Рассмотрев основные аспекты развития малого предпринимательства в России в первой главе курсовой работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Малый бизнес как экономическая система, представляет собой своеобразную социальную форму организации экономики, сложный хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в условиях неопределенности.
2. Важнейшими характеристиками особенностей существования малого бизнеса в качестве самостоятельного сектора экономики являются:
- относительно слабая
зависимость результатов
- функционирование малого
бизнеса как саморазвивающейся
и самовоспроизводящейся
- поддержание относительно стабильного уровня занятости и самозанятости населения;
- рыночное ценообразование;
- нестабильная организация хозяйственного механизма;
- различие экономических интересов малого и крупного бизнеса;
3. Сложившаяся отраслевая структура МП за прошедшие годы практически не изменилась. Непроизводственная сфера остается для МП более привлекательной, чем реальный сектор, что соответствует общемировой тенденции доминирования в малом предпринимательстве нематериальной сферы над производственной.
Проанализировав систему
государственной поддержки
1. В качестве обязательных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определил имущественную и информационную поддержку.
2. Финансовая поддержка осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, и организаций инфраструктуры поддержки, а также за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на цели поддержки развития малого и среднего предпринимательства).
3. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства включает в себя совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг
Третья глава курсовой работы была посвящена исследованию проблем развития малого предпринимательства в России и пути их решения, в заключение нами были сделаны следующие выводы:
1. Опыт развития малого бизнеса в РФ показал, что принятые критерии не учитывают отраслевую специфику МП. Предлагаем законодательно закрепить для определения статуса "малого предприятия" в некоторых отраслях экономики использование комплексного подхода, учитывающего количественные и качественные критерии, в т.ч. меняющуюся численность работающих. При этом, субъектам РФ нужно дать право устанавливать дополнительные критерии в целях выделения групп МП для оказания господдержки на региональном или муниципальном уровне.
2. В результате исследования
были выявлены недостатки, которые
присущи федеральным и
3. Для России, необходимо пересмотреть существующий программный метод поддержки МП, который сегодня является основным инструментом реализации государственной политики в области развития МП. Предлагаем основные мероприятия принимаемых федеральных, региональных, городских комплексных и целевых Программ поддержки МП, направить на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как:
- несовершенство системы
налогообложения;
- неразвитость механизмов
финансово-кредитной поддержки
- государственных гарантий
погашения банковских ссуд; отсутствие
механизмов самофинансирования (кредитные
союзы, общества взаимного
- облегчение доступа МП
к аренде производственных
- административные барьеры на пути развития МП; обеспечение создания и эффективной работы бизнес-инкубаторов, развитие экономических "зон", технопарков, инновационных центров, промышленных кластеров.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
Книги и периодические издания:
Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в России