Перспективы развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в исследовании особенностей развития малого предпринимательства в России, в выявлении основных направлений его совершенствования при осуществлении комплекса мер господдержки, особенно актуальных в ситуации мирового экономического кризиса.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений и институтов, формирующихся и взаимодействующих в процессе становления, функционирования и развития малого предпринимательства как экономической системы.
Объектом исследования является малый бизнес, как особый сектор экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные аспекты развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………...6
1.1. Критерии отнесения предприятия к категории предприятий малого бизнеса……………………………………………………………………………..6
1.2. Этапы развития малого предпринимательства в России…………………11
Глава 2. Система государственной поддержки малого бизнеса в России…...15
2.1. Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства……………………………………………………………15
2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства……………...17
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России и пути их решения…………………...……………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Перспективы развития малого предпринимательства в России.docx

— 140.83 Кб (Скачать документ)

- компенсации (в том числе за счет государства) неблагоприятных условий выхода на монополизированные рынки и доступа к финансово-кредитным ресурсам;

- участие в госзаказах; устранение административных ограничений для деятельности МП.

В итоге изучения зарубежного  опыта государственной и децентрализованной поддержки малых предприятий  в США, Великобритании, ФРГ, Японии, Европейском Союзе отметим, что, децентрализованная поддержка является более мощным фактором развития МП в сравнение с государственной и определяется объективно ограниченными финансовыми ресурсами государства. Государство содействует активизации этого направления поддержки, используя для этого различные законодательные и экономические инструменты:

- налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах; условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями МП в качестве субподрядчиков;

- механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям;

- паевое участие в венчурной деятельности с участием МП.

Изучение российской практики господдержки позволило выявить  наличие противоречивой ситуации. С  одной стороны, уже к середине 90-х годов в России было завершено  формирование системы государственных  органов по поддержке МП и ее законодательной  базы. По своим внешним признакам  они в целом соответствовали  зарубежным аналогам. С другой стороны, проведенное исследование доказало, что эффективность этой поддержки  не удовлетворяет ее получателей. По нашему мнению это свидетельствует  о необходимости изменения принципиальных подходов к самой концепции государственной  поддержки малого предпринимательства.

В первую очередь государству  необходимо признать, что оно не способно в полной мере использовать зарубежный опыт прямой финансовой поддержки  МП, - необходимость капиталоемких  централизованных ассигнований и убыточных (для местных бюджетов) налоговых  льгот. Это определяет три главных  требования к новой концепции  централизованной поддержки малого предпринимательства:

1) фискальные и контрольно-разрешительные  функции местных органов государственной  власти в отношении МП должны  быть резко ограничены федеральным  законодательством; 

2) приоритеты государственной  поддержки должны быть перенесены  на те ее формы, которые не требуют прямого бюджетного финансирования или сокращения доходных статей бюджетов;

3) прямая финансовая поддержка  должна распространяться на ограниченные  группы МП, в ускоренном развитии  которых заинтересовано общество  и государство. Более двадцати  возможных форм господдержки  для МП определены в статьях Закона о государственной поддержке МП(10).

Для России, необходимо пересмотреть существующий программный метод  поддержки МП, который сегодня  является основным инструментом реализации государственной политики в области  развития МП. Предлагаем основные мероприятия  принимаемых федеральных, региональных, городских комплексных и целевых  Программ поддержки МП, направить  на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как:

- несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ;

- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков МП;

- государственных гарантий погашения банковских ссуд; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

- облегчение доступа МП к аренде производственных мощностей и помещений; отсутствие социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

- административные барьеры на пути развития МП; обеспечение создания и эффективной работы бизнес-инкубаторов, развитие экономических "зон", технопарков, инновационных центров, промышленных кластеров.

Отметим выявленные в результате исследования недостатки, которые присущи федеральным и региональным программам: отсутствие четкости в простановке проблемы (проблем), которую призвана решить программа; отсутствие глубокого анализа результатов, достигнутых/не достигнутых в ходе реализации предыдущих программ. Так, ни в одной федеральной программе не оценивалась эффективность предыдущей (влияние вложенных в реализацию программ средств федерального бюджета на основные параметры развития МП в стране), зачастую даже не перечислялись мероприятия, которые были или не были выполнены.

 

Заключение

 

Рассмотрев основные аспекты  развития малого предпринимательства  в России в первой главе курсовой работы, мы пришли к следующим выводам:

1. Малый бизнес как экономическая система, представляет собой своеобразную социальную форму организации экономики, сложный хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в условиях неопределенности.

2. Важнейшими характеристиками особенностей существования малого бизнеса в качестве самостоятельного сектора экономики являются:

- относительно слабая  зависимость результатов функционирования  малого бизнеса от макроэкономических  показателей в целом в экономике;

- функционирование малого  бизнеса как саморазвивающейся  и самовоспроизводящейся системы,  обладающей относительной свободой  организации своей внутренней  и внешней деятельности;

- поддержание относительно  стабильного уровня занятости  и самозанятости населения;

- рыночное ценообразование;

- нестабильная организация  хозяйственного механизма;

- различие экономических  интересов малого и крупного  бизнеса;

3. Сложившаяся отраслевая структура МП за прошедшие годы практически не изменилась. Непроизводственная сфера остается для МП более привлекательной, чем реальный сектор, что соответствует общемировой тенденции доминирования в малом предпринимательстве нематериальной сферы над производственной.

Проанализировав систему  государственной поддержки малого бизнеса в России, в заключение второй главы курсовой работы нами были сделаны следующие выводы:

1. В качестве обязательных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определил имущественную и информационную поддержку.

2. Финансовая поддержка осуществляется  за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, и организаций инфраструктуры поддержки, а также за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на цели поддержки развития малого и среднего предпринимательства).

3. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства  включает в себя совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг

Третья глава курсовой работы была посвящена исследованию проблем развития малого предпринимательства  в России и пути их решения,  в  заключение нами были сделаны следующие  выводы:

1. Опыт развития малого бизнеса в РФ показал, что принятые критерии не учитывают отраслевую специфику МП. Предлагаем законодательно закрепить для определения статуса "малого предприятия" в некоторых отраслях экономики использование комплексного подхода, учитывающего количественные и качественные критерии, в т.ч. меняющуюся численность работающих. При этом, субъектам РФ нужно дать право устанавливать дополнительные критерии в целях выделения групп МП для оказания господдержки на региональном или муниципальном уровне.

2. В результате исследования  были выявлены недостатки, которые  присущи федеральным и региональным  программам: отсутствие четкости  в простановке проблемы (проблем), которую призвана решить программа;  отсутствие глубокого анализа  результатов, достигнутых/не достигнутых  в ходе реализации предыдущих  программ. Так, ни в одной федеральной  программе не оценивалась эффективность  предыдущей (влияние вложенных в  реализацию программ средств  федерального бюджета на основные  параметры развития МП в стране), зачастую даже не перечислялись  мероприятия, которые были или  не были выполнены.

3. Для России, необходимо пересмотреть существующий программный метод поддержки МП, который сегодня является основным инструментом реализации государственной политики в области развития МП. Предлагаем основные мероприятия принимаемых федеральных, региональных, городских комплексных и целевых Программ поддержки МП, направить на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как:

- несовершенство системы  налогообложения; нестабильность  бюджетного финансирования федеральной  и региональных программ;

- неразвитость механизмов  финансово-кредитной поддержки и  страхования рисков МП;

- государственных гарантий  погашения банковских ссуд; отсутствие  механизмов самофинансирования (кредитные  союзы, общества взаимного страхования  и др.);

- облегчение доступа МП  к аренде производственных мощностей  и помещений; отсутствие социальной  защищенности и безопасности  предпринимателей;

- административные барьеры  на пути развития МП; обеспечение  создания и эффективной работы  бизнес-инкубаторов, развитие экономических "зон", технопарков, инновационных центров, промышленных кластеров.

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30.11.1994 № 51 - ФЗ, часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть первая. 31июля 1998г № 146-ФЗ (в редакции последних изменений).
  3. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть вторая. 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (в редакции последних изменений и дополнений).
  4. Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации", от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ).
  5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
  6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
  7. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  8. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007г. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ // Российская газета. – 2007. - № 4427.
  9. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
  10. Закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14.06.1995. - № 88. // Российская газета. - 1995. - №117.

 

Книги и периодические  издания:

  1. Белянский В.П., Воронина А. Г., Пономаренко Б.Т., Муниципальное управление и поддержка предпринимательства. – М.: Дело, 2006. – 227 с.
  2. Блинов А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса / А. Блинов // Инвестиции в России. – 2009. - № 1. – с. 19-22.
  3. Верёвкин Л. П. Основные показатели деятельности малого бизнеса / Л. П. Верёвкин, К. П. Мокрецов, А. В. Батрак // Информ. и бизнес. – 2008. - № 2. – с. 35-39.
  4. Государственная политика и малый бизнес в США // Экономика и управление в зарубеж. странах. – 2009. - № 9. – с. 38-44.
  5. Долинская В. В. Предпринимательское право: Учеб. пособие / В. В. Долинская. – М.: Академия, 2006. – 424 с.
  6. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2010 - № 2. – с. 2-11.
  7. Каганов В. Где подрастает малый бизнес / В. Каганов, Е. Сашникова // Экономика и жизнь. – 2008. – № 16 (Апр.) – с. 11.
  8. Комаров В. Способный малый / В. Комаров // Экон. газ. для всех, кто занимается бизнесом. – 2009. - № 10 (май). – с. 5.
  9. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. 2-е изд. – М.: Омега, 2009. – 521 с.
  10. Малое предпринимательство в России 2008. Статистический сборник. / Официальное издание Федеральной службы государственной статистики. - М., 2008. – 151с.
  11. Медведев Д.А., Набиуллина Э.С. Выступления на Президиуме Госсовета // Президент. - 2011. - №1. – С. 1-2.
  12. Морозов В. А. Большая забота о малом бизнесе: зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства / В. А. Морозов // Рос. предпринимательство. – 2009. - № 8. – с. 81-88; № 10. – с. 99-104.
  13. Морозов В. А. Малые формы с большим будущим: место малого бизнеса в развитии экономики страны / В. А. Морозов // Рос. предпринимательство – 2009. - № 6. – с. 3-8; № 7 – с. 27-32.
  14. Платоненко В. Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития / В. Е. Платоненко – М.: ИНФРА, 2006. – 196 с.
  15. Состояние малого бизнеса в России. // БИКИ. – 2010. - № 61 (3 июля). – с. 2-3; № 62 – с. 7.
  16. Тореев В. Б. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства / В. Б. Тореев, О. Е. Вороновская // Экон. наука совр. России. – 2008. - № 3. – с. 73-87.

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в России