Правовое регулирование туристской деятельности. Национальные стандарты В СКСиТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:13, контрольная работа

Описание

Отношения в сфере туристской деятельности это сложные общественные отношения, в которых принимают участие четыре стороны: туристская фирма, турист, государство, и организации туристской индустрии (перевозчики, средства размещения, предприятия общественного питания). В связи с тем, что осуществление туристской деятельности при отсутствии одной из названных сторон является невозможным, особое значение принимает координационная политика по созданию баланса между субъектами туристских отношений. Главным инструментом балансовой политики является действующее гражданско-правовое регулирование туристской деятельности.

Содержание

I. Правовое регулирование туристской деятельности ………………3
Введение ……………………………………………………………………3
Понятие правового регулирования…………………………………….3
Понятие туристской деятельности ……………………………………6
3. Закон и туристская деятельность ………………………………………6
4. Международное развитие правовых отношений в СКС и Т …………8
Заключение ………………………………………………………………..9
Источники ………………………………………………………………...10

II. Национальные стандарты В СКС и Т …………………………….11
Введение ………………………………………………………………….11
Стандарт как нормативный документ в более широком смысле….11
2. Объект стандартизации ……………………………………………….12
3. Понятие стандартизации, цели и принципы …………………………12
4. Виды нормативно-технических документов в Российской Федерации………………………………………………………………………..14
Основные документы, определяющие цели и принципы стандартизации в РФ…………………………………………………..16
6. Организационная структура стандартизации в России ……………..21
7. Национальный орган по стандартизации …………………………….22
8. Комплекс стандартов «Стандартизация в РФ» ………………………23
9. База стандартизации в сфере СКС и Т ………………………………25
Заключение ……………………………………………………………….27
Источники ………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

правовое обеспечение.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Техническое регулирование  относится к нетарифной, нефинансовой сфере регулирования рынка.

Система технического регулирования ориентирована на:

  • создание условий интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему;
  • обеспечение конкурентоспособности продукции;
  • установление баланса интересов государства, потребителя и изготовителя в области качества и безопасности продукции и услуг.
  • Система технического регулирования включает в себя следующие элементы:
  • техническую регламентацию;
  • стандартизацию;
  • подтверждение соответствия;
  • государственный контроль и надзор;
  • аккредитацию;
  • лицензирование.

Техническая регламентация - наиболее жёсткая форма регулирования государством, подразумевает деятельность по установлению обязательных требований к продукции, процессам и услугам. В сферу обязательных требований введены требования по безопасности для человека и окружающей среды, а также требования, защищающие потребителя от обмана.

Стандартизация - деятельность по установлению добровольных требований к объектам технического регулирования. Ориентирована, в первую очередь, на обеспечение конкурентоспособности  продукции.

Техническая регламентация и стандартизация осуществляют функцию нормирования.

Подтверждение соответствия - деятельность по установлению соответствия объектов технического регулирования  обязательным или добровольным требованиям, осуществляемая независимой организацией или самим производителем.

Государственный контроль - процедура оценки соответствия, проводимая государственным органом.

Аккредитация - признание  компетентности организации или  лица для проведения работ в области  оценки соответствия.

Лицензирование - признание компетентности организации или лица для осуществления конкретной деятельности. Как правило, лицензирование распространяется на виды деятельности, несущие потенциальную опасность для жизни человека и защиту окружающей среды. Закон «О техническом регулировании» приводит следующее определение: стандартизация - это деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной основе, направленная на достижение упорядоченности и повышение конкурентоспособности продукции и услуг.

 

Концепция национальной политики

Другой документ - Концепция  национальной политики в области  стандартизации - формулирует следующие  цели развития стандартизации в России:

Цели в Концепции  национальной политики носят более стратегический характер и исходят из видения стандартизации как инструмента обеспечения национальной конкурентоспособности. Поэтому среди целей стандартизации появляются цели, связанные с обеспечением безопасности страны, а также цели, ориентированные на закрепление и распространение знаний, инноваций. Принципы также изложены в этом документе более подробно. Особое внимание уделено обеспечению прозрачности и открытости информации о стандартах, а также ситуациям использования требований стандартов.

  • повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;
  • обеспечение научно-технического прогресса;
  • обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации;
  • обеспечение единства измерений;
  • обеспечение рационального использования ресурсов;
  • обеспечение технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;
  • содействие сохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран.

Согласно Закону «О техническом  регулировании» деятельность по стандартизации базируется на следующих принципах:

  • добровольное применение стандартов;
  • максимальный учёт при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применение международного стандарта как основы для разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  • недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации
  • прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;
  • применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.

Цели в Концепции  национальной политики носят более стратегический характер и исходят из видения стандартизации как инструмента обеспечения национальной конкурентоспособности. Поэтому среди целей стандартизации появляются цели, связанные с обеспечением безопасности страны, а также цели, ориентированные на закрепление и распространение знаний, инноваций. Принципы также изложены в этом документе более подробно. Особое внимание уделено обеспечению прозрачности и открытости информации о стандартах, а также ситуациям использования требований стандартов.

6. Организационная структура стандартизации в России

Организационно-функциональную структуру национальной системы  стандартизации составляют:

  • национальный орган по стандартизации;
  • научно-исследовательские организации по стандартизации;
  • технические комитеты по стандартизации;
  • разработчики стандартов.
  • Технические комитеты выполняют следующие функции:
  • организацию разработки и пересмотра национальных и межгосударственных стандартов, подготовку планов стандартизации;
  • обеспечение гармонизации национальных и межгосударственных стандартов на международном уровне;
  • участие в деятельности ТК международных и региональных организаций по стандартизации;
  • оказание организационно-методической помощи организациям.

По состоянию на 01.01.2008 было зарегистрировано 370 технических комитетов. Это очень большое количество, тем более, что большинство ТК создано на базе отраслевых научно-исследовательских институтов, многие из которых уже утратили своё значение. В настоящее время происходит пересмотр деятельности ТК в сторону их укрупнения, устранения дублирования областей, гармонизации со структурой ТК ведущих международных и региональных организаций по стандартизации.

В настоящее время  работы по стандартизации в сфере  услуг осуществляют следующие технические  комитеты:

  • ТК 035 «Услуги в области любительского дайвинга»
  • ТК 199 «Туристические услуги и услуги средств размещения»
  • ТК 342 «Услуги населению»
  • ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»
  • ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания»
  • ТК 390 «Услуги в научно-технической сфере»
  • ТК 392 «Стандартизация в области страхования»
  • ТК 382 «Непрерывное обучение, подготовка и сертификация персонала»
  • ТК 406 «Социальное обслуживание населения»
  • ТК 444 «Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги» и др

 

7. Национальный орган по стандартизации

Функции национального  органа по стандартизации с 2004 года выполняет  Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Ростехрегулирование  выступило правопреемником Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии.

Ростехрегулирование относится  к федеральным органам исполнительной власти и подчиняется Министерству промышленности и торговли РФ.

К функциям национального  органа по стандартизации относятся:

утверждение национальных стандартов; принятие программы разработки национальных стандартов; организация экспертизы проектов национальных стандартов;

-обеспечение соответствия  национальной системы стандартизации  интересам национальной экономики,  состоянию материально-технической  базы и научно-техническому прогрессу;

-осуществление учёта  национальных стандартов, правил  стандартизации, норм и рекомендаций  в этой области и обеспечение  их доступности заинтересованным  лицам;

-создание технических  комитетов по стандартизации, координация  их деятельности;

-организация опубликования национальных стандартов и их распространение;

-участие в соответствии  с уставами международных организаций  в разработке международных стандартов  и обеспечение учёта интересов  Российской Федерации при их  принятии;

-утверждение изображения  знака соответствия национальным стандартам; -представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Как мы видим, национальный орган по стандартизации выполняет  координационные, регистрационно-учётные и представительские функции.

 

8. Комплекс стандартов «Стандартизация в РФ»

Для реализации требований Закона «О техническом регулировании» в 2005 году был принят комплекс национальных стандартов «Стандартизация в Российской Федерации», который заменил известный комплекс стандартов ГСС РФ - Государственной системы стандартизации РФ.

В присвоении кодов было решено сохранить традиционное обозначение  стандартов ГСС - «ГОСТ Р 1». При этом в новый комплекс входит один стандарт из прежней системы - ГОСТ Р 1.11-99 - как сохранивший свою актуальность.

В комплекс «Стандартизация  в РФ» входят следующие документы:

- ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в РФ. Основные положения;

- ГОСТ Р 1.1-2005. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности;

ОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены;

- ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения;

- ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения;

- ГОСТ Р 1.6-20045. Стандартизация в РФ. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы;

- ГОСТ Р 1.8-2004. Стандартизация в РФ. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в РФ работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения;

- ГОСТ Р 1.9-2004. Стандартизация в РФ. Знак соответствия национальным стандартам РФ. Изображение. Порядок применения;-ГОСТ Р 1.10-2004. Стандартизация в РФ. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены;

- ГОСТ Р 1.11-99. ГСС РФ. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов;

- ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в РФ. Термины и определения.

- ПР 50.1.074-2004. Подготовка проектов национальных стандартов в РФ и проектов изменений к ним, к утверждению, регистрации, опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены.

Существуют находящиеся  во взаимосвязи следующие категории стандартов: 
ГОСТ Р; - Государственные стандарты Российской Федерации, которые являются нормативной базой лицензирования и сертификации  
ОСТ; - стандарты отрасли

СТП; - стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций)  
СТО; - стандарты общественных объединений

     К нормативным документам по стандартизации относятся также общероссийские классификаторы, порядок разработки и применения которых устанавливается Госстандартом России.

При разработке стандартов учитываются стандарты, принятые Международной организацией стандартов (ИСО), и региональные стандарты, правила Европейской законодательной комиссии ООН и других международных организаций, а также национальные стандарты других стран.

 
9. База стандартизации в сфере СКС и Т

Базу стандартизации, существующей в сфере туризма и гостиничного хозяйства, в настоящее время составляют следующие государственные стандарты: 
ГОСТ 28681. О-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионно-го обслуживания. Основные положения»;

ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»; 
ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;

Информация о работе Правовое регулирование туристской деятельности. Национальные стандарты В СКСиТ