Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:30, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является законодательство Российской Федерации в области лицензирования.
Цель настоящей работы является попытка обобщения материалов по деятельности государства, связанной с выполнением контрольных функций по отношению к субъектам лицензирования.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие и общая характеристика лицензирования
1.1 Развитие института лицензирования
1.2 Лицензирование как способ защиты прав гражданина и государства
1.3 Понятие, сущность, принципы и юридическая природа института
лицензирования
Глава II. Правовые основы лицензирования отдельных видов
деятельности
2.1 Критерии определения лицензируемых видов деятельности и
стадии их регулирования
2.2 Полномочия правительства РФ и лицензирующих органов при осуществлении лицензирования
2.3 Получение и переоформление документа, подтверждающего
наличие лицензии
2.4 Приостановление, прекращение действия и аннулирование лицензии
2.5 Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие и общая характеристика лицензирования
1.1
Развитие института
1.2 Лицензирование как способ защиты прав гражданина и государства
1.3 Понятие, сущность, принципы и юридическая природа института
лицензирования
Глава II. Правовые основы лицензирования отдельных видов
деятельности
2.1 Критерии
определения лицензируемых
стадии их регулирования
2.2 Полномочия
правительства РФ и
2.3 Получение и переоформление документа, подтверждающего
наличие лицензии
2.4 Приостановление,
прекращение действия и
2.5 Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и приоритетных целей является регулирование и надзор в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья людей, проживающих в Российской Федерации.
Именно
лицензирование, являясь одним из
видов надзора, представляет собой
особый вид государственной
Другими словами, лицензирование есть результат (способ) выполнения обязанности государства соблюсти и защитить права каждого человека и гражданина как отдельно, так в совокупности, т.е. всего общества.
Тема посвященная лицензированию отдельных видов деятельности в нашей стране в настоящее время, как никогда актуальна.
Об этом свидетельствует и то, что законодатель пытается совершенствовать существующее законодательство о лицензировании посредством принятия новых законодательных актов.
Законодатель выделяет особенно важные сферы деятельности, требуя получение специального разрешения на право заниматься ими.
Отношения
между лицами, осуществляющими
Одним из эффективных методов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения перечисленных публично-правовых целей является лицензирование.
Государство посредством выдачи лицензий выполняет контрольные функции по отношению к участникам предпринимательской деятельности в условиях рынка.
Это затрагивает интересы многих миллионов людей как занимающихся предпринимательством, так и пользующихся результатами их труда.
Немало важен и тот момент, что существует лишь незначительное количество научной литературы по данной теме, особенно работ комплексного характера. В основном – статьи в периодических изданиях посвящены лицензированию конкретных видов деятельности.
Объектом исследования данной работы является законодательство Российской Федерации в области лицензирования.
Цель
настоящей работы является попытка
обобщения материалов по деятельности
государства, связанной с выполнением
контрольных функций по отношению к субъектам
лицензирования.
Глава
I. Понятие и общая характеристика
лицензирования
1.1
Развитие института
лицензирования
Понятие «лицензирование», обозначающее разновидность разрешительной политики государства, относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811—1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые «льготными письмами» (Freibriefe)1.
Однако
участие Российской империи в
континентальной блокаде, выразившееся
во введении кратковременного лицензирования
в сфере внешнеторговой деятельности
России, существенно ущемляло интересы
отечественных
Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли СССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора.
Формирование института лицензирования предпринимательской деятельности в начале 90-х годов ХХ века было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.
Развитие
института лицензирования на рубеже
1991—1992 гг. обусловлено сменой экономических
и правовых формаций; государство
в этих условиях было заинтересовано
в интенсификации частноправовой деятельности,
однако ее осуществление вне
Наибольшие темпы развития института лицензирования наблюдались в период 1995—1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России. Важную роль в развитии института лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух частей Гражданского Кодекса РФ. С принятием Государственной Думой 21 октября 1994 г. части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового поля. Правовая регламентация института лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.
Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»2 стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Современный
этап развития лицензирования характеризуется
сокращением числа
1.2
Лицензирование как
способ защиты прав
гражданина и государства
Практически любой вид лицензируемой деятельности, затрагивает в той или иной мере нравственные устои российского общества.
Однако непосредственно к таким видам лицензируемой деятельности относятся: деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей; производство табачных изделий; медицинская деятельность; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II. в соответствии в Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»4; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии в Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» и некоторые другие5.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.6 Данное конституционное право обеспечивается государством не только предоставлением государственными и муниципальными учреждениями бесплатной медицинской помощи, но и иными мерами, в том числе лицензированием.
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.7
Охрана здоровья граждан обеспечивается лицензированием таких видов деятельности, осуществление которых либо последствия осуществления которых могут причинить вред здоровью (физическому и/или психическому) или жизни человека.
К таким видам деятельности, например, относятся: фармацевтическая деятельность; производство лекарственных средств; производство медицинской техники; деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по оказанию протезно-ортопедической деятельности; культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии в Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии в Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»; деятельность по обращению с опасными отходами.
Информация о работе Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности