Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной работы является законодательство Российской Федерации в области лицензирования.
Цель настоящей работы является попытка обобщения материалов по деятельности государства, связанной с выполнением контрольных функций по отношению к субъектам лицензирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие и общая характеристика лицензирования
1.1 Развитие института лицензирования
1.2 Лицензирование как способ защиты прав гражданина и государства
1.3 Понятие, сущность, принципы и юридическая природа института
лицензирования
Глава II. Правовые основы лицензирования отдельных видов
деятельности
2.1 Критерии определения лицензируемых видов деятельности и
стадии их регулирования
2.2 Полномочия правительства РФ и лицензирующих органов при осуществлении лицензирования
2.3 Получение и переоформление документа, подтверждающего
наличие лицензии
2.4 Приостановление, прекращение действия и аннулирование лицензии
2.5 Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

передпренимательское право.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

       Лицензирование  определенных видов деятельности как  административно-правовой режим, метод  охраны жизни и здоровья человека первоначально предусмотрен специализированными  законодательными актами. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека8.

       Охрана здоровья населения обеспечивается также осуществлением контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, административно-процессуальными мерами: приостановлением действия лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий; аннулированием лицензии в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба здоровью граждан.

       Охрана  здоровья населения защищается установлением  юридической - административной и уголовной - ответственности за осуществление  подлежащей лицензированию деятельности без специального разрешения - лицензии, либо осуществление данной деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.

       Защита  прав и законных интересов человека и гражданина осуществляется на самом  высоком - международно-правовом - уровне. На конституционно-правовом уровне Российской Федерации также существует должное нормативное обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. При этом в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

       Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства. Между тем осуществление  прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы  других лиц. Права и свободы человека и гражданина, являясь непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции). Таким образом, законодательно закрепленный институт лицензирования есть конституционный способ, позволяющий не допустить нарушение прав и свобод человека и гражданина осуществлением прав и свобод лицами, выполняющими лицензируемый вид деятельности. Последние, осуществляя лицензируемый вид деятельности, реализуют таким образом свое конституционное право на труд, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на сбор, хранение, использование и распространение информации и др. Лицензирование в этом случае выступает способом, формой (федеральным законом) и мерой (особый административно-правовой режим) ограничения этих прав и свобод человека и гражданина в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Оно связано с гарантией, обеспечением и защитой государством таких же прав и свобод, а также права на охрану здоровья – (согласно Конституции РФ)физического, психического и нравственного, права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, рядом других конституционных и иных прав и свобод.

       Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

       Обороноспособность  страны достигается комплексом мер, одной из которых является лицензирование. Оборона страны обеспечивается лицензированием таких видов деятельности, как: разработка вооружения и военной техники; производство вооружения и военной техники; ремонт вооружения и военной техники; утилизация вооружения и военной техники; торговля вооружением и военной техникой и др.

       Положением  о лицензировании деятельности в  области вооружения и военной  техники, определен порядок лицензирования следующих видов деятельности, осуществляемой юридическими лицами: а) разработка вооружения и военной техники; б) производство вооружения и военной техники; в) ремонт вооружения и военной техники; г) утилизация вооружения и военной техники. Данное Положение не распространяется на утилизацию боеприпасов, ядерных боеприпасов и химического оружия.

       Несмотря  на то, что Положением о лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники установлен единый порядок лицензирования для четырех видов деятельности (только разными лицензирующими органами), лицензия выдается на каждый вид деятельности.

       Лицензирование деятельности в области вооружения и военной техники осуществляется Российским агентством по обычным вооружениям, Российским авиационно-космическим агентством, Российским агентством по системам управления, Российским агентством по судостроению и Российским агентством по боеприпасам по видам вооружения и военной техники, входящим в их компетенцию.

       Безопасность  государства - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важными интересами являются совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

       Безопасность  достигается проведением единой государственной политики в области  обеспечения безопасности, системой мер: экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

       Безопасность  государства обеспечивается лицензированием  широкого спектра видов деятельности, касающихся авиационной техники, шифровальных (криптографических) средств, конфиденциальной информации, оружия, патронов к оружию, взрывчатых материалов, предупреждения и тушения пожаров и др.

       Безопасность  государства обеспечивается участием практически всех федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, - лицензирующих органов, среди которых особо выделяются так называемые «силовые ведомства» - МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, МЧС России9.

       Культурное  наследие народов Российской Федерации - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также  памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию10. Основы законодательства Российской Федерации о культуре провозглашают протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре, искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.  
 
 

1.3 Понятие, сущность, принципы и юридическая природа

института лицензирования  

       Федеральный закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности» № 128 от 08.08.2001г (ст. 2) дает следующие определения:

       лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется  получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

       лицензионные  требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

       лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

       лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

       соискатель  лицензии - юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление  конкретного вида деятельности;

       реестр  лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

       Лицензирование  — это мероприятия, связанные  с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий11.

       Здесь, сделан акцент на то, что лицензирование является комплексом действий органов государства. Хотя, в большей степени, лицензирование представляет собой один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности.

       Лицензирование  является особым методом регламентации  общественных отношений: взаимоотношения  лицензиата с лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами основаны на властном подчинении одной стороны другой, — именно данное обстоятельство согласно п. 3 ст. 2 ГК, практически исключает применение в этой сфере гражданского законодательства.

       Хотя  ГК РФ в ст. 49 отмечает, что юридические  лица вправе заниматься любой деятельностью, которая разрешена законом и зафиксирована в уставе, но есть виды деятельности, для занятия которыми необходимо получить специальное разрешение — лицензию. Это правило распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

       Из  смысла ст. 49 ГК РФ можно сделать вывод, что лицензией является специальное разрешение, на основании которого юридическое лицо имеет право заниматься видами деятельности, перечень которых устанавливается законом.

       Видимо, ст. 49 ГК нуждается в корректировке.

       Во-первых, к юридическим лицам нужно  добавить и индивидуальных предпринимателей.

       Во-вторых, вместо слов «устанавливается законом» нужно использовать «устанавливаются федеральными законами», т.к. действие Закона о лицензировании распространяется не на все лицензируемые виды деятельности, следовательно, единого закона в этой области просто нет12.

       Гораздо более удачно сформулировано определение  лицензии в Законе о лицензировании. В соответствии со ст. 2 Закона лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

       Несмотря  на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно полно. Дискуссионным  является вопрос о сущности и юридической  природе этого института.

       По  мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства13. С этой точка можно согласиться, но лишь отчасти. Точнее было бы сказать, что лицензирование является формой легализации отдельных видов предпринимательской деятельности.

       О. Олейник считает, что «лицензирование — это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:

       государственное подтверждение и определение  пределов права на ведение хозяйственной  деятельности;

       государственный контроль за осуществлением деятельности;

       возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства»14.

       В данном определении речь идет о праве, которое появляется у юридического лица при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права.

       А.И. Цихоцкая считает, что реальным содержанием  лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый  объект и что лицензирование —  это одна из функций государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов15. Но и данное определение не раскрывает правового содержания лицензирования.

       В целом эти точки зрения позволяют  выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование.

       Во-первых, лицензирование, как специфический  вид деятельности компетентных органов, представляет собой комплекс мероприятий  по предоставлению, отзыву, приостановлению  действия лицензий и т.п., проводимых органами государства в рамках их компетенции. Наиболее близкое определение присутствует в действующем законодательстве.

       Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области  предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за выполнением субъектами лицензионных отношений правил лицензирования, привлечения к ответственности нарушителей этих правил.

Информация о работе Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности