Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:30, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является законодательство Российской Федерации в области лицензирования.
Цель настоящей работы является попытка обобщения материалов по деятельности государства, связанной с выполнением контрольных функций по отношению к субъектам лицензирования.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие и общая характеристика лицензирования
1.1 Развитие института лицензирования
1.2 Лицензирование как способ защиты прав гражданина и государства
1.3 Понятие, сущность, принципы и юридическая природа института
лицензирования
Глава II. Правовые основы лицензирования отдельных видов
деятельности
2.1 Критерии определения лицензируемых видов деятельности и
стадии их регулирования
2.2 Полномочия правительства РФ и лицензирующих органов при осуществлении лицензирования
2.3 Получение и переоформление документа, подтверждающего
наличие лицензии
2.4 Приостановление, прекращение действия и аннулирование лицензии
2.5 Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.
В-четвертых,
лицензирование, как форма государственного
управления, инструмент государственной
политики, рассматривается как
Основные принципы осуществления лицензирования - базисные, конституирующие начала осуществления лицензирования (принцип - от лат. principium - начало). Принципы осуществления лицензирования отражают правовую природу административно-правового института лицензирования, являющегося федеральной законодательной мерой ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Законе о лицензировании зафиксированы принципы осуществления лицензирования. Это:
– обеспечение единства экономического пространства на территории РФ. Этот принцип выражается в том, что, во-первых, почти все лицензируемые виды деятельности регламентируются федеральными актами; во-вторых, при наличии договора между субъектами РФ лицензия, выданная на территории одного субъекта РФ, может действовать и на территории другого субъекта; в-третьих, размер лицензионного сбора одинаковый на всей территории РФ, и т.д.;
– установление единого перечня лицензируемых видов деятельности. Этот перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
– установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации. Этот порядок установлен федеральными актами;
– установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В развитие положений Закона и Постановления о лицензировании Правительство РФ приняло положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Ранее эти положения утверждались федеральными министерствами, их структурными подразделениями, органами власти субъектов РФ;
– гласность и открытость лицензирования. Этот принцип реализуются несколькими методами. Во-первых, речь идет об обязательном опубликовании всех нормативных правовых актов, посвященных лицензированию. Конституционная основа этого принципа - ч. 3 ст. 15, в соответствии с которой законы и любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. С другой стороны, гласность и открытость лицензирования означают, что лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, а информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц16.
– соблюдение
законности при осуществлении лицензирования.
Этот принцип также закреплён в Конституции
РФ (ч.2 ст.15) и выражается в обязанности
каждого соблюдать предписания законов,
иных нормативно-правовых актов17.
Глава II. Правовые основы лицензирования
отдельных
видов деятельности
2.1 Критерии определения лицензируемых видов деятельности
и
стадии их регулирования
Первым критерием для определения лицензируемого вида деятельности является потенциальная возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Это основание введения лицензирования и установления особого порядка его осуществления применительно к определенным видам деятельности является, с другой стороны, и целью осуществления такого лицензирования. Следует иметь в виду, что осуществление деятельности подлежащей лицензированию, может причинить как материальный, так и нематериальный (моральный) вред.
Второй критерий определения лицензируемых видов деятельности - это невозможность осуществления государственного регулирования потенциально опасных видов деятельности иными методами, кроме как лицензированием.
К иным государственно-разрешительным методам относятся прежде всего государственная регистрация (несколько видов), сертификация, стандартизация, квотирование18.
Большинство стадий лицензионного регулирования обеспечивается властными полномочиями компетентных органов. Выдаче лицензии предшествует обращение заявителя в лицензирующий орган. Эта инициатива соискателя лицензии порождает и его обязанности встать на учёт в налоговом органе, внести плату за рассмотрение своего заявления лицензирующим органом, представить требуемые документы. Этап рассмотрения заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии завершается принятием лицензирующим органом решения о такой выдаче либо об отказе в удовлетворении ходатайства заявителя. Соискатель лицензии вправе избрать административный способ обжалования решения об отказе в выдаче лицензии, потребовав проведения независимой экспертизы. Однако экспертное заключение не имеет обязательной силы для лицензирующего органа — последний обязан вновь рассмотреть указанное ходатайство и по его результатам вправе вторично отказать соискателю лицензии в выдаче лицензии. Таким образом, лицензирующий орган в сравнении с соискателем лицензии обладает более значимым потенциалом и в процессе обжалования последним указанного решения.
Приоритет общегосударственных интересов обеспечивается и на последующих стадиях лицензионного регулирования: лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, а также подчиниться законному требованию государственного органа при осуществлении контроля и надзора.
После
получения лицензии ее соискатель именуется
лицензиатом. Данные о выдаче ему
лицензии (как и о приостановлении
и отзыве) заносятся в реестр лицензий
— совокупность данных о предоставлении
лицензий, переоформлении документов,
подтверждающих наличие лицензий, приостановлении
и возобновлении действия лицензий и об
аннулировании лицензий19.
2.2
Полномочия правительства
РФ и лицензирующих
органов при осуществлении
лицензирования
Полномочия Правительства РФ при осуществлении лицензирования и субъект, на который возлагается осуществление этих полномочий, - федеральное Правительство, обусловлены конституционным принципом единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Согласно п. «е» «и» «ж» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического развития Российской Федерации, установление правовых основ единого рынка находятся в ведении Российской Федерации, а административное законодательство, в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Правительство РФ осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов; обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ и др. в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительством РФ. Указанные полномочия Правительство осуществляет, участвуя также в лицензионных правоотношениях
При осуществлении лицензирования Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Эти положения утверждаются постановлениями Правительства РФ - актами, имеющими нормативный характер в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительством РФ. Следовательно, и сами положения о лицензировании конкретных видов деятельности также носят нормативный характер. Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории России; они подписываются Председателем Правительства РФ. Поскольку постановления Правительства РФ и утверждаемые ими положения о лицензировании конкретных видов деятельности затрагивают права, свободы и обязанности граждан, они вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.
Кроме
того, любое постановление
Правительство
РФ наделено также полномочиями по
определению федеральных
К компетенции Правительства РФ отнесено установление видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ20.
Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: предоставляют лицензии; переоформляют документы, подтверждающие наличие лицензий; приостанавливают действие лицензий; возобновляют действие лицензий; аннулируют лицензии в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии; ведут реестр лицензий; осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; обращаются в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.
Порядок
осуществления полномочий лицензирующих
органов устанавливается
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление своих полномочий по лицензированию конкретных видов деятельности.
Передача осуществления лицензионных полномочий как от федеральных лицензирующих органов лицензирующим органам субъектов РФ, так и от последних к федеральным закрепляется в специальном соглашении, носящем административно-правовой характер.
Должностные лица
О
мерах, принятых в отношении виновных
в нарушении законодательства Российской
Федерации должностных лиц лицензирующих
органов, лицензирующие органы в течение
тридцати дней обязаны сообщить юридическому
лицу или индивидуальному предпринимателю,
права и законные интересы которых нарушены21.
2.3 Получение и переоформление документа,
подтверждающего
наличие лицензии
Процедура предоставления лицензии состоит из следующих этапов: 1) представление соискателем лицензии в лицензирующий орган документов по установленному перечню; 2) рассмотрение лицензирующим органом представленных документов; 3) принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии и уведомление о принятом решении соискателя лицензии.
Цель осуществления процедуры предоставления лицензии - принять решение о предоставлении лицензии или решение об отказе в предоставлении лицензии.
Задачи,
которые решает лицензирующий орган
на настоящем этапе
Главная проблема при реализации процедуры предоставления лицензии заключается в том, не установлено единых для всех лицензирующих органов правил, определяющих, какие мероприятия они вправе проводить при рассмотрении представленных соискателем лицензии документов, не установлен единый порядок обжалования отказа в предоставлении лицензии в административном порядке. Таким образом, все эти вопросы решаются на ведомственном уровне. Причем каждый орган исполнительной власти, который в силу постановления Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. осуществляет лицензирование конкретных видов деятельности, устанавливает различные системы мероприятий, осуществляемые его служащими в рамках процедуры предоставления лицензии22.
Информация о работе Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности