|
1.1. Сущность,
роль и особенности условий работы предприятий
до и после перехода на рыночные отношения
с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики
составляет производство, создание экономического
продукта. Без производства нет потребления,
можно только проедать произведенное.
Именно предприятия выпускают продукцию,
выполняют работы и услуги, т.е. создают
основу для потребления и приумножения
национального богатства.
Экономику государства упрощенно
можно рассматривать как совокупность
всевозможных предприятий, находящихся
в тесной производственной, кооперированной,
коммерческой и другой взаимосвязи между
собой и государством.
От того, насколько эффективно работают
предприятия, каково их финансовое состояние,
зависят здоровье всей экономики и
индустриальная мощь государства. Если
схематично представить всю систему хозяйственного
управления в стране в виде пирамиды, то
ее фундамент составляют предприятия.
Государственное, региональное, ведомственное
управление может рассматриваться по
отношению к процессам, происходящим на
уровне предприятия, только как надстроечные
и вторичные явления.
Любые изменения в системе хозяйственного
управления будут бессмысленными, если
они благотворно не сказываются на деятельности
предприятия.
Предприятие - самостоятельный
хозяйственный субъект, производящий
продукцию, выполняющий работы и оказывающий
услуги в целях удовлетворения общественных
потребностей и получения прибыли.
Предприятие как юридическое лицо
— это предприятие (организация,
фирма, концерн), отвечающее определенным
признакам, установленным законодательством
страны. К числу признаков юридического
лица относятся: наличие своего имущества;
самостоятельная имущественная ответственность;
право приобретать, пользоваться и распоряжаться
собственностью, а также осуществлять
от своего имени иные дозволенные законом
действия; право от своего имени быть истцом
и ответчиком в суде и арбитраже, иметь
самостоятельный бухгалтерский баланс,
расчетный и иные счета в банке.
При любой форме хозяйствования
предприятия играют важнейшую роль
в экономике государства. С макроэкономических
позиций предприятия служат основой для:
- увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
- возможности существования всего государства и выполнения им своих функций.
Это связано с тем, что значительная часть
государственного бюджета формируется
за счет налогов и сборов с предприятий;
- обеспечения обороноспособности государства;
- простого и расширенного воспроизводства;
- развития национальной науки и ускорения НТП;
- повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;
- развития медицины, образования и культуры;
- решения проблемы занятости;
- решения многих других социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.
Вся история развития общественного
производства свидетельствует и доказывает,
что наиболее эффективно предприятия
функционируют в условиях цивилизованного
рынка, для которого характерны наличие
различных форм собственности, здоровая
конкуренция, демонополизация экономики,
свободное ценообразование, наличие развитой
рыночной инфраструктуры, преимущество
потребителя по сравнению с производителем
и другие необходимые атрибуты.
Плановая и административно-командная
экономика, как показывает исторический
опыт бывшего СССР и других стран СЭВ (в
настоящее время опыт Северной Кореи и
Кубы), не создает необходимых условий
для эффективного функционирования предприятий
прежде всего из-за отсутствия конкуренции,
свободы действий в предпринимательской
деятельности, неразвитости малого бизнеса
и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного
вмешательства государства в деятельность
предприятия и других причин.
В условиях плановой экономики основная
цель предприятия заключалась в
выпуске продукции определенной номенклатуры
и ассортимента исходя из годового плана,
который, в свою очередь, вытекал из пятилетнего
плана.
Под этот план предприятию выделялись
необходимые ресурсы и конкретные поставщики,
а также указывались и потребители
продукции, т.е. предприятия заранее знали,
какими ресурсами они будут располагать
на год, от каких предприятий их получат
и в какой срок. Заранее они знали, куда
сбывать свою продукцию и по каким ценам.
Если рассматривать условия
работы предприятий с этой позиции,
то вроде бы они являлись идеальными, так
как предприятиям не нужно было беспокоиться,
где взять ресурсы и куда сбыть продукцию,
— все решалось государством в лице Госплана
и Госснаба.
Предприятия в условиях плановой экономики
работали по схеме: ресурсы –> производство
–> сбыт.
При такой схеме базой считаются
ресурсы; именно они служили ограничителем
объема выпуска продукции. Таким образом,
объем выпуска продукции на предприятиях
в условиях плановой экономики, главным
образом, зависел от возможностей
государства обеспечить предприятие необходимыми
ресурсами.
Однако в связи с тем, что
пятилетние планы систематически не
выполнялись, предприятия всегда испытывали
острую нужду в ресурсах. Поэтому
наиболее важной заботой первых руководителей
предприятия при плановой экономике
было любой ценой выбить (получить) ресурсы
у государства.
В условиях плановой экономики предприятия
не были особо заинтересованы в выпуске
высококачественной продукции, так
как практически отсутствовала
конкуренция и предприятия знали,
что сбыт продукции всегда гарантирован.
У предприятий отсутствовала свобода
выбора предприятий-поставщиков —
все планировалось Госпланом
и Госснабом.
Предприятия не стремились снижать
издержки на производство и реализацию
продукции за счет внедрения новой
техники и технологии, лучшей организации
производства, так как цены устанавливались
на основе фактических издержек и нормативной
прибыли. Кроме того, над предприятием
никогда не висел «дамоклов меч» стать
банкротом.
Кроме того, предприятия в материальном
аспекте не были заинтересованы в повышении
эффективности производства и всегда
оставляли существенный резерв для выполнения
плана, чтобы его всегда можно было выполнить
без особых усилий.
Выполнение плана при административно-командной
системе являлось ключевым критерием
при оценке работы предприятия. По данному
критерию оценивалась и деятельность
руководителя предприятия. Система премирования
работников предприятия также была тесно
увязана с выполнением плана. При плановой
экономике всегда имел место дефицит,
особенно товаров народного потребления,
а также преимущество производителя над
потребителем. В этих условиях предприятия,
естественно, не стремились улучшать качество
продукции и насыщать рынок товарами и
услугами.
С переходом российских предприятий
на рыночные отношения ситуация в корне
изменилась. Предприятия были вынуждены
работать по совершенно иной схеме: сбыт
(спрос) –> производство –> ресурсы.
В ней основой служит спрос покупателей,
т. е. возможность сбыть свою продукцию.
Для этого необходимо изучать конъюнктуру
рынка, запросы покупателей, емкость рынка,
качество продукции у потенциального
конкурента и другие вопросы, характерные
для рыночных отношений. Многие отечественные
предприятия не были готовы работать поданной
схеме по следующим причинам:
- многие руководители предприятий не были способны работать по приведенной выше схеме, а некоторые из них не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к плановой экономике;
- распад бывшего СССР привел к нарушению производственных
и кооперированных связей;
- неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий;
- переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно их обеспечения
оборотными средствами;
- многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;
- насыщение российского рынка импортными товарами;
- государство на переходном этапе не создало необходимые условия для функционирования цивилизованного рынка
в России. Не были созданы условия для
конкуренции, экономика должным образом
не была демонополизирована, не работала
система банкротства, не была создана
и надлежащая рыночная инфраструктура.
Все эти и другие причины в
конечном итоге привели к ухудшению
финансового положения многих предприятий
и к затяжному экономическому кризису
в стране. Переходный период в России от
плановой экономики к рыночной затянулся.
Затяжной переходный период был
обусловлен также политической
и социальной напряженностью в стране.
Многие граждане страны, особенно среднего
и пожилого возраста, в психологическом
плане не были готовы к переходу на рыночные
отношения, за этот период они многое потеряли
как в материальном (обесценение вкладов
населения), так и в социальном плане. Естественно,
многие из них были против перехода на
рыночные отношения. Имелись в России
и довольно существенные политические
силы, которые были против рынка и за возвращение
к социализму.
Переходный период в России характеризовался
не только негативными последствиями,
но и некоторыми положительными -моментами:
- все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают выпускать ту продукцию, которая действительно устраивает покупателя. Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям
становится ключевой проблемой российской
экономики, от ее решения зависят как ближайшие,
так и отдаленные перспективы социально-экономического
развития страны;
- государственные и исполнительные органы власти в большей мере стали понимать роль государства
в условиях рыночных отношений для стабилизации
и повышения национальной экономики;
- создается необходимая инфраструктура для нормального функционирования коммерческих организаций в условиях рынка;
- в определенной мере преодолен экономический кризис, достигнута
стабилизация и созданы основы для подъема
национальной экономики;
- к 1999 г. экономическая ситуация в Российской Федерации стабилизировалась и начался подъем национальной экономики;
- рынки насыщаются товарами, появляется в некоторых сферах экономики здоровая
конкуренция;
- увеличение числа специалистов самых различных направлений, которые способны эффективно управлять предприятием в условиях рынка, и др.
Из всего этого можно сделать
вывод, что в нашей стране созданы
определенные условия для функционирования
рыночной экономики. Чем быстрее осуществится
ее становление, тем лучше для каждого
отдельно взятого предприятия и экономики
страны в целом. |
|
|
1.2. Основные
цели и функции предприятия в условиях
рынка
Во многих учебниках и учебных
пособиях указывается, что основной целью
предприятия в условиях рынка является
получение прибыли. На наш взгляд, это
утверждение верно, но вряд ли достаточно
полно. Не менее важной задачей любого
предприятия в условиях рынка признается
обеспечение стабильной финансовой устойчивости
в работе. Данная задача состоит не только
в получении, а в устойчивом получении
прибыли, однако добиться этого не так-то
просто.
Предприятия могут добиться устойчивого
получения прибыли, если в своей работе
будут придерживаться определенных
принципов и выполнять необходимые функции.
Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет
следующие «краеугольные камни» управления
предприятием: экономичность, финансовая
устойчивость, прибыль.
Принцип экономичности требует,
чтобы достигался:
- определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;
- при заданном объеме затрат наибольший результат — принцип максимизации.
Следовательно, в основе своей принцип
экономичности предъявляет свойственное
всем предприятиям само собой разумеющееся
требование — не тратить даром производственные
факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».
Принцип финансовой устойчивости означает
такую деятельность предприятия, при
которой оно могло в любой момент времени
расплатиться по своим долгам или
собственными средствами, или путем отсрочки,
или за счет получения кредита.
Высшая цель предпринимательской
деятельности — превышение результатов
над затратами, т.е. достижение возможно
большей прибыли или возможно высокой
рентабельности. Идеальным является такое
положение, когда получение максимальной
прибыли обеспечивает и более высокую
рентабельность.
Для достижения поставленной цели предприятия
должны:
- выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом
и имеющимися производственными возможностями;
- рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
- разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
- систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
- заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического
климата в трудовом коллективе;
- обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
- проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.
Но при этом очень важно, чтобы
все функции предприятия были направлены
на реализацию выработанной стратегии
и на достижение поставленной цели. А целью
предприятия может быть не только получение
максимальной прибыли, но и возрастание
стоимости фирмы.
Выработка успешной стратегии начинается
с определения «миссии» фирмы, общей цели
функционирования коллектива. При этом
цели предприятия могут меняться. Все
зависит от конкретных обязательств. Например,
главной целью предприятия на определенном
этапе может быть не получение максимальной
прибыли, а завоевание рынка. Тогда получение
максимальной прибыли отодвигается как
бы на второй план, но в будущем, в случае
завоевания рынка, предприятие может с
лихвой возместить недополученную прибыль.
И в современных условиях перед
многими отечественными предприятиями
стоят совершенно иные цели и задачи, а
получение прибыли находится далеко не
на первом месте. Руководители многих
предприятий считают, что для них наиважнейшей
задачей на данном этапе являются реализация
продукции, возможность выплаты заработной
платы работникам предприятия и быть «на
плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый
период для российской экономики скоро
пройдет, предприятия начнут нормально
работать, решать задачи и достигать цели,
свойственные рыночной экономике.
1.3 Факторы,
влияющие на эффективность функционирования
предприятия в условиях рынка
В литературе термин «фактор» (лат.
factor - делающий, производящий) трактуется
как движущая сила совершающегося процесса
или одно из его необходимых условий.
В данном тексте под фактором понимается
движущая сила, влияющая на эффективность
функционирования предприятия в условиях
рынка.
Не следует путать это определение
с часто, встречающимся в учебной
литературе таким понятием, как «факторы
производства». К ним, как известно,
относятся основной и оборотный капитал,
рабочая сила и др.
В условиях рыночной экономики на
эффективность работы предприятия
влияют самые разнообразные факторы.
Их можно классифицировать по различным
признакам.
В зависимости от направленности
действия все факторы можно объединить
в две группы: позитивные и негативные. Позитивные
- это такие факторы, которые благотворно
влияют на деятельность предприятия, а
негативные — наоборот.
В зависимости от места возникновения
все факторы можно классифицировать
на внутренние и внешние, внутренние
факторы (внутренняя среда) зависят от
деятельности самого предприятия, т.е.
само предприятие их порождает.
Например, на предприятии разработана
и внедрена хорошая система материального
стимулирования, которая значительно
повысила мотивацию труда работников,
что способствовало повышению эффективности
производства. Другой пример. На предприятии
с вредными условиями труда ничего не
предпринималось для их улучшения, в результате
резко повысились утомляемость и заболеваемость
рабочих, что в конечном итоге привело
к значительному браку продукции и снижению
объема ее реализации. В первом случае
внутренний фактор сыграл (позитивную
роль, во втором — негативную).
Внутренние факторы настолько
разнообразны, что для лучшего понимания,
учета, анализа и выявления резервов производства
их также целесообразно объединить в следующие
группы:
- связанные с личностью руководителя и способностью его команды эффективно управлять предприятием в условиях рынка;
- связанные с ускорением НТП, с инновационной политикой
предприятия;
- связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
- связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
- связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
- связанные со спецификой производства и отрасли;
- связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;
- связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.
Эта классификация чисто условная,
и она не отражает все многообразие факторов,
но позволяет более детально представить
внутренние факторы и их влияние на эффективность
производства.
Кроме того, все внутренние факторы
можно разделить на объективные
и субъективные. Объективные —
это такие факторы, возникновение которых
не зависит от субъекта управления, например,
ухудшение горно-геологических условий
на горном предприятии или стихийные бедствия.
Субъективные факторы, а они
составляют абсолютное большинство, полностью
зависят от субъекта управления и
должны быть всегда в поле зрения и анализа.
Эффективность работы предприятия
в условиях рынка в значительной
степени зависит и от внешних факторов (внешняя среда),
которые можно классифицировать в следующие
группы:
- связанные с изменением конъюнктуры внутреннего
и мирового рынка. В основном это проявляется
в изменении спроса и предложения, а также
в колебании цен;
- связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
- связанные с инфляционными процессами;
- связанные с деятельностью государства. В современных условиях именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т. е. создание правовой основы,
обеспечение надлежащего правопорядка
в стране и ее национальной безопасности,
стабилизация экономики, обеспечение
социальной защиты и социальных гарантий,
защита конкуренции, разработка, принятие
и организаций выполнения хозяйственного
законодательства. Более подробно этот
вопрос рассматривается в следующей главе.
2.1. Необходимость
государственного регулирования экономики
страны
Предпринимательская деятельность и
экономика страны в значительной
степени зависят от государственной
политики. Своими действиями государство
может существенно затормозить или ускорить
эти процессы.
Рыночная экономика, несмотря на ее
многие положительные черты, не способна
автоматически регулировать все
экономические и социальные процессы
в интересах всего общества и каждого
гражданина. Она не обеспечивает социально
справедливое распределение дохода, не
гарантирует право на труд, не нацеливает
на охрану окружающей среды и не поддерживает
незащищенные слои населения.
Частный бизнес не заинтересован
вкладывать капитал в такие отрасли и
такие проекты, которые не приносят достаточно
высокой прибыли, но для общества и государства
они просто жизненно необходимы. Рыночная
экономика не решает и многие другие актуальные
проблемы. И обо всем этом должно позаботиться
государство.
Прерогатива государства
— обеспечение надлежащего порядка
в стране и ее национальной безопасности,
что, в свою очередь, служит основой для
развития предпринимательства и экономики.
Таким образом,
экономика в любой стране не может
нормально развиваться, если государство
не обеспечило соответствующие условия
для этого.
Затянувшийся экономический кризис
в нашей стране, характеризующийся
спадом производства, инфляцией, социальной
напряженностью в обществе и совпавший
по времени с переходом на рыночную экономику,
во многом обусловлен слабым, а порой и
некомпетентным вмешательством государства
в происходящие экономические процессы,
тем самым государство не выполняет важнейшие
свои функции, которые на него возлагаются.
1. Создание правовой
основы. Известно, что без правовой
основы экономика, да и общество в целом
не могут нормально развиваться. Государство
разрабатывает и принимает законы, определяющие
право собственности, регулирующие предпринимательскую
деятельность, обеспечивающие качество
продукции и т.д. При помощи правовой основы
государство обеспечивает законные «правила
игры», регулирующие отношения между субъектами
предпринимательской деятельности.
2. Обеспечение надлежащего
правопорядка в стране и ее
национальной безопасности. Государство
должно обеспечить права и безопасность
каждого гражданина, общества в целом
и всех субъектов рыночной экономики.
Если государство должным образом не выполняет
эту функцию, то в стране создаются условия
для развития криминальной обстановки
— уголовной преступности, мафии, коррупции,
взяточничества и других негативных явлений,
что пагубно влияет на предпринимательскую
деятельность и экономику в целом. В настоящее
время для нашей страны это проблема № 1.