Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций
Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство не может выполнять свои функции без проведения соответствующей финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономической го кризиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах предпочтение отдается финансово-кредитной политике.
Под финансово-кредитной политикой понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос.
Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России (ЦБ РФ). Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.
Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов, и наоборот.
Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию, скупая или продавая свои ценные бумаги. При скупке собственных ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.
Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансированно, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.
Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что эта страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику, направленную на ускорение НТП.
Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.
Единая
государственная научно-
Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.
Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.
Амортизационная политика. Является составной частью общей научно-технической и финансовой политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.
Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.
Инвестиционная политика. Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны признается инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.
Существенный спад производства за период проведения реформ в большей степени был обусловлен значительным сокращением капитальных вложений в материальное производство.
В условиях перехода к рыночной экономике ключевой задачей признается освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был бы заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.
В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность, используя самые различные рычаги - финансово-кредитную и налоговую политику; предоставляя различные льготы предприятиям, вкладывающим инвестиции в реконструкцию и техническое перевооружение производства; определяя амортизационную политику; создавая благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций; определяя научно-техническую политику и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.
Государственное предпринимательство. К одной из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику относится государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.
При этом государство выступает
самостоятельным субъектом
Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).
Но какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего времени степень огосударствления была (по мировым меркам) чрезвычайно высокой, что негативно влияло на развитие российской экономики. В результате осуществления реформ, в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны является весьма актуальным.
Планирование и регулирование. Прогнозирование, планирование и регулирование относятся к важнейшим рычагам государства по управлению экономикой страны. С переходом на рыночные отношения роль этих инструментов управления не снижается, а вот методы планирования существенно изменяются. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливалась заранее заданная производственная программа, приходит так называемое индикативное планирование.
Сущность индикативного
Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.
Перспективное прогнозирование и
планирование позволяют выработать
экономическую стратегию
С планированием тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.
Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.
Ценообразование. Это один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.
Государство должно проводить политику в области ценообразования с целью обеспечения его стабильности, что служит основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.
Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т.е. складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10—15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и России, цены регулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов.
Административный контроль государства над ценами способствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не могут дать желательного результата.
Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической и социальной политики.
При помощи внешнеэкономической
3.1. Народно-хозяйственный комплекс страны и его структура
Россия имеет все условия для того, чтобы в ближайшее время стать одной из наиболее развитых стран мира. Жизненное ее пространство составляет 17,1 млн км2; это примерно в 1,5 раза больше территории США, Англии, Германии, Франции, Италии и Японии, вместе взятых.